20.04.09. Крюкова Татьяна Михайловна
О моем дедушке
Когда меня знакомят с кем-нибудь и говорят, что я внучка Самуила Яковлевича Адливанкина, кто-то рулит, изображая мотоцикл из «Премии», кто-то показывает на больной зуб, кто-то изображает танец, кто-то говорит, что С. Адливанкин книжный иллюстратор. Действительно, каждый знает своего Адливанкина. Настоящий художник всегда что-то ищет, чем-то неудовлетворен, даже тогда, когда находит свою нишу в искусстве. Именно чувство неудовлетворенности, поиска и характеризует настоящего творческого человека. Самуил Яковлевич всю свою жизнь был в поиске. Кубизм, примитивизм, соцарт, портрет, пейзаж, натюрморт, станковая живопись. Мне бывает очень приятно, когда кто-то говорит: - Адливанкин? Это тот, что на мотоцикле? Или: - Адливанкин – это книжный график? А ведь были еще и плакаты. Его многогранность – это еще одна отличительная черта Самуила Яковлевича. Как жаль, что до сего времени нет монографии, где был бы представлен Адливанкин во всем многообразии своего таланта.
Мне часто задают вопрос, почему Самуил Яковлевич не продолжил работать в стиле примитивизма, ведь это была достаточно удачная находка. На этот вопрос ответ, наверное, мог бы дать только сам Адливанкин. Я же могу высказать свое мнение по этому поводу. Художников периода 20-х 30-х годов называют авангардистами. Это определение приобрело агрессивно-негативный характер. Но ведь именно они шли в авангарде нового искусства. Все рушилось и ломалось в стране, и именно тогда возникает кубизм с его нагромождением обломков. Это направление отражает всеобщий хаос того времени.
Шло время, менялись устои общества, и изменялось отражение действительности на полотнах художников. Возможно, Адливанкин пытался быть в авангарде и дальше. Сатирические черты в творчестве С. Адливанкина не покидали его никогда, начиная с НОЖа и ОКОН РОСТа. Я думаю, что именно поэтому, его творчество не было востребовано во времена залакированного соцреализма.
С. Адливанкин был и лиричен, и сатиричен даже в своих последних портретах 60-х г., что перекликается с ранним его творчеством. Отсюда можно сделать вывод, что он никогда не изменял себе, не изменял сути своего творчества. Он и был в разное время разным в искусстве, пытаясь идти в ногу со временем, но до последнего часа сохранил добрый юмор и иронию по отношению к тому, что он изображал. Ведь очень мало кто знает превосходные иллюстрации Самуила Яковлевича, в которых блистают все грани его таланта, начиная с рисунков в «Военном Крокодиле» и других журналах в 20-е годы и портреты 60-х годов.
Тот, кто говорит, что С. Адливанкин востребован только работами 20-х 30-х годов просто не знаком с другими его работами. Я очень благодарна А.Н. Ильину, создавшему сайт «Верхняя Масловка. Городок художников», так как имею возможность познакомить тех, кто интересуется творчеством С.Я.Адливанкина с его работами разных периодов.
Вернуться в раздел "Публикации" |