ШУРПИН Ф. С. ________________ SHURPIN TheodoreШурпин Федор Саввич 1904-1972
Шурпин
Федор Саввич, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Лауреат государственной премии СССР, родился в 1904 г., в деревне Кирякинка Смоленской губернии.
Учился на рабфаке искусств (с 1923), на факультете живописи Вхутеина (1925-30). С 1929 участвовал в выставках АХР (Ассоциация художников революции).
Известность молодому художнику приносит картина "Краснознаменка" (1933 г., ГТГ).
Во время Великой Отечественной войны ездил на фронт, писал портреты военных летчиков и картины на военные темы.
В 1949 году за картину "Утро нашей Родины" (1946-48 гг.) Федор Шурпин удостоен Сталинской премии. Картина закуплена Государственной Третьяковской галереей.
Таланту ШУРПИНА подвластны все жанры. ШУРПИН автор исторических и бытовых композиций, портретов, пейзажей, натюрмортов; главной, ведущей в творчестве художника была крестьянская тема ("В гостях у колхозника", "В родном селе", На колхозных полях", "Материнство", "ТРудовые ночи", "1919 год", "Память народная" и др.). ШУРПИН часто приезжал на родину, жил и работал в дер. Рудня Ершичского района. В 1969 г. в пос. Шумячи была создана художественная галерея, в основу которой положена подаренная им коллекция картин: "Материнство" (Близнецы"), "Спящий ребенок", "Первые шаги", "Мать", "На колхозных полях", "Последний луч", "Туман над Ирпутью", "Возрождение", "Память народная", "На родине", "Год 1919", и др.
Умер Ф.С. Шурпин в 1972 г. в Москве.
|
Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.
Шурпин Федор Саввич (1904) художественное образование получил на Московском рабфаке искусств (1923—25 гг.) затем на живописном факультете Вхутеина, который окончил в 1930 г.
Участник выставок АХР.
(Картина: «Краснознаменка». Масло.)
|
Творчество:
Портрет жены в меховой безрукавке. 1932. |
Автопортрет. 1932. Х.М. 46Х42. |
Портрет в красном. 1931. Х.М. 100х93.
| Из книги А.С. Давыдовой "Ф.С. Шурпин"
Выразителен поколенный «Портрет жены» (1931).
Неоконченный, написанный легко, лессировочно, а во многих местах оставленный в подмалевке, он интересен и постановкой натуры и живописным решением. В непринужденной живой посадке, в обвивших колени руках, в легком величавом повороте головы, в спокойной осанке—неуловимое движение.
Оно позволяет художнику решить фигуру с наибольшей пространственной свободой, придать ей большую выразительность, индивидуальность.
Ощущение величавости и приподнятости, которое создается композицией, усиливается и колористически. Лицо женщины и вся ее фигура ярко освещены, светлый фон создает впечатление пространства, воздуха и света. Ярко-красная кофта и черная юбка, белизна обнаженных рук и нежно-розовый тон лица создают мажорную гамму.
А в 1937 году написан другой «Портрет жены» (См. ниже). Здесь образ совсем иной. Беременная женщина вся углублена в себя и как бы отрешена от окружающего. Сильно вылеплена фигура, но и в ее пластике, и в позе все та же замкнутость. Даже черная накидка поверх розового платья как бы подчеркивает это главное состояние образа.
А.С. Давыдова |
Портрет жены. 1937. Х.М. 64х47. |
Автопортрет с серьгой. 1936. |
Дима спит. 1934.
Хлеб. Этюд. 1933.
"Спящая Венера" (этюд). 1935. К.М. 25х49. |
Дождливый день. 1935.
Натюрморт. 1935.
Женский портрет. Осенью. 1935.
Материнство. Извечное. 1931.
В родном селе. 1935.
Сон. 1934.
Краснознаменка. 1933.
Старик с палкой. 1936.
Портрет Димы. 1938.
Материнство (близнецы). 1938.
Портрет сказительницы А.В.Морозовой, 1939, холст/масло.
Портрет матери в красном чепце. 1936.
Портрет девушки. 1956.
Портрет матери. 1942.
Старик. 1939. Х.М. 51х43.
Натюрморт с мастихином. 1940. Х.М. 42х47. |
Письмо с фронта. 1942. |
В 1942 году. 1942. Ф.М. 34х27 |
Автопортрет |
Стадион Динамо. 1940. К.М. 21х27.5. |
Вдали Москва (этюд). 1945. |
В войну. 1941. Х.н.К. М. 31X44.
Мать с двумя детьми. 1937.
Саввка ворует яблоки. 1942.
Портрет летчика Струкова. 1942.
Дорога в Хосте (этюд). 1946. К.М. 15х21. |
Хоста (этюд). 1946. К.М. 18х24. |
На пашне (Земля весенняя). 1947. К.М. 50х70. |
Сбор картофеля (этюд). 1947. К.М. 11.5х19. |
Молодые березки (этюд). 1947. Х.н.К. М. 12х17. |
Мать. 1947. Х.М. |
Мать. (Фрагмент). 1947. Х.М. |
Ф. Шурпин в своей мастерской, 1948 год. |
Утро нашей Родины. 1946-48.
Пахота (этюд). 1949. К.М. 50х70. |
Закат (этюд). 1953. Х.н.К. М. 35.5х49.5. |
М.М. Пришвин (этюд). 1950. К.М. 30,5X40. |
Портрет жены. 1954. Х.н.К.., М. 50.5X39. |
Лесная река (этюд). К.М. 50х50. |
Пришвин (этюд). 1950. Х.М. 29х38,5. |
Вечер в лесу (этюд). 1950. Х.н.К.,М. 25х35. |
В поле. 1949. Х.М. |
В поле. (Этюд). 1949. К.М. 15х20. |
Пастушка. 1947. Х.М. 63х90. (Астр.К.Г.). |
На мирной земле. 1952. |
Солнце над озером. 1936. К.М. 17х23. |
Старый сарай (этюд). 1954. К.М. 25х40 . |
Земля. 1955. К.М. 50х70. |
Мать.
Автопортрет.
На Оке. |
Осень. |
Дуб. 1964.
Автопортрет.
В зимнем лесу (этюд). 1948. К.М. 24х18.
Горная река (этюд). 1949.
Рассвет на Оке (этюд). 1954. Х.н.К.,М. 35х49. |
У материнской груди. 1964. К.М. 74х100 |
У материнской груди (этюд). 1958. К. М. 32.5х47. |
Пробуждение. 1957. Х.М. 150х180 |
Зимний лес (этюд). 1948. Х.н.К.М. 24х32. |
Этюд.
Портрет матери.
Дубы (этюд). |
Натюрморт. 1935. Х.М. 70х77.
Радость материнства. 1963.
Зимние березы. |
Закат на Оке. Х.н.К.М. |
Зарастающий дот. 1957. |
Воспоминание о войне. 1959.
Портрет жены.
Звеньевая. 1966.
Крестьянский сын. 1963.
Автопортрет в красном. 1965.
Старуха. 1964.
1919 год. 1966.
Память народная. 1966.
Молодой колхозник. 1964.
Порыв ветра. 1964.
Портрет жены в меховой безрукавке. 1932. Х.М.
Танька. 1961. К.М. 48.5х34.5.
Весна (этюд). |
Лунная ночь |
Пшеничное поле (этюд). |
После уборки (этюд). |
У озера (этюд). |
Венеция (этюд). |
ФОТОГРАФИИ
Ф.С. Шурпин у картины "На мирной земле" 1952 г. (Из семейного архива Шурпиных).
Три Федора: Богородский Ф.С., Решетников Ф.П., Шурпин Ф.С. (Из семейного архива Цыплаковых).
А.И. Плотнов, искусствовед (?), Ф.С. Шурпин, В.Ф. Стожаров, И.В. Сорокин. (Из семейного архива Шурпиных).
Ф.С. Шурпин
"Растет смена" - Ф.С. Шурпин и В.Ф. Стожаров. (Из семейного архива Шурпиных).
Цыплаков В.Г., Шурпин Ф.С. (Из семейного архива Цыплаковых).
Цыплаков В.Г., Шурпин Ф.С. (Из семейного архива Цыплаковых).
Цыплаков В.Г., Толкунов, Шурпин Ф.С. (Из семейного архива Цыплаковых).
Ф.С. Шурпин с сыновьями Саввой, Дмитрием и Владимиром.
На этюдах с сыном Дмитрием.
Ф.С. Шурпин с женой и семьей сына Дмитрия.
Ф.С. Шурпин с супругой Татьяной.
В конце пути.
Автограф. |
Статья А. Ильина "Федор Шурпин и его современники"
Статья в каталоге выставки произведений Заслуженного деятеля искусств РСФСР, Лауреата государственной премии Ф.С. Шурпина. 1966 г.
ФЕДОР САВВИЧ ШУРПИН
Что значит для художника персональная выставка? Сколько раздумий, волнений рождает она в душе, когда, перебирая в своей мастерской запыленные холсты, давно отставленные в дальний угол, он воскрешает воспоминания прошлого? Или когда приходит из какого-нибудь музея картина и он вглядывается в нее, давно забытую, но когда-то им целиком владевшую?
Собирая без утайки одну за другой свои картины с ранних ученических лет до самой последней, только что сошедшей с мольберта, художник как бы отдает себя на суд истории. «Смотрите, — говорит он, — вот я каков, какой есть, я весь в моих картинах, в них все, что я любил, о чем думал, через что я прошел со своим поколением». Выставка Федора Саввича Шурпина — это и показ более чем тридцатилетнего пути развития; это и признание художника в своих неизменных симпатиях: . .
Сорок с лишним лет назад отлрйвилея из родной Смоленщины деревенский парень в Москву искать путь в нскусство. Без груза забот, без багажа знаний с одними мечтами и надеждами Федор Шурпин ехал в столицу. Что узнал он за все свое детство и юность, живя в бедной крестьянской семье, полусирота, потерявший отца в день своего рождения и почти не видавший матери? Единственно, чем он был вознагражден, — это полной свободой, привольной жизнью с целой ватагой деревенских ребятишек среди полей, оврагов, лесов, да тихим патриархальным бытом крестьянской семьи, сохранившим глубоко поэтические черты во многих обычаях, нравах, традициях. Впечатления детства; воспоминания о зимних посиделках, когда при свете лучины женщины напевая пряли, навсегда поселили в сердце Шурпина привязанность к образам и темам крестьянской жизни. Он с детства полюбил и землю, на которой вырос, и весь крестьянский уклад жизни. Все это его родное, кровное, нерасторжимо связанное со всеми его помыслами, а значит и с творческими намерениями.
Шурпин был подростком, когда впервые увидел в школьном театре нарисованные декорации, зародившие мечту стать художником. Увлечение не проходило со временем, а крепло, росло. И вот после окончания школы активный комсомолец Федор Шурпин с путевкой комсомола едет в Москву на рабфак искусства. Первые годы в Москве — это мучительные блуждания в сложной художественной жизни 20-х годов. В 1925 году он поступил во ВХУТЕИН. Но и здесь не всс было ясно. За пять лет учебы перевидал множество учителей, но не прошел почти никакой профессмональной школы. Учить стала сама жнзнь, а учителями он избрал великих мастеров мирового искусства: Рембрандта и Тициана, Рубенса, Иорданса, Милле. Кончил Шурпин ВХУТЕИН в тот момент, когда в художественной жизни страны наметился решительный перелом, — наступил конец организационной разобщенности художников. Стране необходим был единый сплоченный коллектив всех живописцев, скульпторов, графиков, готовых отдать свой талант для того, чтобы отразить новую советскую действительность. Нужны были художники-общественники, художники-идеологи, активно вторгающиеся в жизнь, работающие рядом с рабочими и крестьянами. Большие надежды возлагались на поколение художников 30-х годов, которое было всецело воспитано советским строем. Федор Саввич — один из этого поколения, и он полностью разделил его судьбу. На долю этого поколения выпала тревожная молодость, скудная учеба и дерзновенные мечты о большом пути в искусстве. Сознательная жизнь Шурпина, как и многих его сверстников, началась с Октябрем, и на протяжении всей жизни силы его были безраздельно отданы Родине.
Шурпин ушел из деревни неопытным юношей, а вернулся на родину художником, и до сих пор он работает в той среде, которую хорошо знает, пишет о том, что любит. Федор Саввич искренне привязан к деревне, и все его творчество посвящено крестьянскому миру. Это не значит, что он пишет только жанровые картины о быте и труде колхозников. Нет, в его творчестве есть и символико-аллегорические картины, и лирический, интимный жанр, и монументально-эпическое решение темы труда. Удачны работы на историко-революционную тему. Долгие годы не переставали в творчестве художника звучать мотивы тяжелых испытаний войны. Наконец, у него много портретов, и особенно охотно он пишет пейзажи. Сюжеты его картин разные, но через все творчество красной нитью проходит центральная крестьянская тема. Пишет ли он «Материнство» или «Хлеб», «1919 год», «В гостях у колхозников», «Возрождение» или «Мать», «Зарастающий дот» или «Трудовые ночи», «На Оке» или «Память народная» — во всех этих полотнах мы узнаем Шурпина с его приверженностью к крестьянским образам, привязанностью к земле, к скромной лиричной русской природе, с его восхищением перед силами жизни, с его склонностью к монументально-эпической трактовке картины, к символико-аллегорическому строю образов и любовью к живописи немногоцветной, тональной-сгармонированной, передающей материальность мира.
Есть у Шурпина и еще одна облюбованная тема — тема материнства. На протяжении многих веков она вдохновляла многих мастеров мирового искусства и будет вечно привлекать к себе художников самых разных творческих индивидуальностей как один из самых интимных, волнующих, ли-рических мотивов в человеческой жизни. В ряде картин и портретов—«Мать», «У колыбели», «Дима спит», «Мать с двумя детьми», «Тихая минута»—тема получила образное поэтическое воплощение. Психологическая выразительность, сдержанный, но глубокий лиризм этих картин обогатили творчество Шурпина. И когда он пишет свои монументаль-ные тематические полотна, в них появляется особая мягкая эмоциональность благодаря счастливому переплетению двух излюбленных тем художника.
Свой творческий путь Федор Саввич Шурпин начал в 1930-х годах, и первая же самостоятельная картина, созданная после вуза, — «Краснознаменка» — обратила на себя внимание общественности, заслужив высокую оценку. Все тридцатые годы — это время необычайно напряженного труда для молодого художника. Он пробует свои силы во многих жанрах живописи, изучает великих мастеров прошлого, учится у них художественной выразительности. Жизнь на родине в Ершичах, подлинное знание обычаев деревни, понимание психологии своих односельчан, мира их представлений, нравов помогли на самом раннем этапе формированию творческой индивидуальности Шурпина. Уже в тридцатых годах он сложился как художник своеобразный, идущий самостоятельным путем. Для этих лет особенно характерна работа над портретом, и в этом жанре были несомненные достижения—«Краснознаменка», портрет сказительницы Морозовой, портреты жены. Потом идет параллельное развитие крестьянской темы и темы материнства — «Хлеб», «В гостях у колхозников», «В родном селе», «Встреча друзей», «Материнство», «Мать», «У колыбели», «Мать с двумя детьми». Все эти картины интерьерные, написанные в теплой гамме, 8 тонкие и красивые по самой живописной фактуре, с умело
использованными для образной выразительности эффектами освещения.
Если 30-е годы были периодом творческого формирования, следующие десятилетия можно считать периодом творческого подъема, выхода к болыпой монументально-эпической форме в станковой картине. «Возрождение», «Мать», «Зарастающий дом» — это своеобразный сплав воспоминаний о суровых военных годах с пафосом самых светлых надежд и самых радостных свершений. Значительное место в творческих замыслах начинает приобретать пейзажный образ, который обогащает решение многих крупнейших картин. Пейзаж все больше и больше завладевает вниманием художника. Пейзаж у Шурпина — это не кусочек природы, увиденный вблизи, а глубинный простор, расстилающийся вширь и вглубь. Его пейзажи — это постижение мира, а не уголка природы, это изображение края, где человек—хозяин и работник. Из таких пейзажных этюдов возникли в 50-х годах обобщающие пейзажно-тематические картины «Весенняя земля», «На колхозных полях», «Трудовые ночи», воплощающие мысль о возрождении, пробуждении земли, о расцвете мирной трудовой крестьянской жизни.
Сейчас, когда за плечами у Федора Саввича уже изрядный жизненный путь с его радостями и печалями, когда художник вступил в пору своей творческой зрелости, искусство его звучит с какой-то особой жизнеутверждающей силой и бодростью. Удивительной молодости, юности чувств, какого-то приподнятого ликования полна картина «На Оке». Вся она чистая, ясная, звонкая, все в ней свободно, легко. Это какое-то поэтическое откровение души. Как и в годы молодости, Шурпин без устали работает. В мастерской множество пейзажных этюдов и сразу находятся в работе несколько болыпих тематических холстов. Но болыпе всего его занимает «Память народная». Это истинно русская патриотическая картина народной жизни, нравов и обычаев. С редкостным постоянством Шурпин упорно на протяжении всей творческой жнзни ведет и отстаивает ту линию искусства, которая основана на усвоении, использовании и развитии реалистическнх традиций прошлого, на проповеди вечных человеческих ндеалов, никогда не стареющих тем и поэтических образов.
А. ДАВЫДОВА
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник artclassic.corp.parking.ru
"Утро нашей Родины. 1946-48. ГТГ. Холст, масло. 167 х 232. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 27801"
Картина «Утро нашей Родины» — одно из, пожалуй, наиболее мифологичных произведений послевоенной изобразительной сталинианы. На первом плане — задумчивый вождь, изображенный по-простому: в белом френче полувоенного образца, без орденов, через руку перекинут макинтош. За ним уходящие за горизонт необъятные пространства нашей Родины с благодатными колхозными полями, мачтами высоковольтных передач, дымящимися трубами заводов в индустриальных городах. И высится над всей советской страной фигура Великого Сталина, мудрого и заботливого.
В 1949 году Федор Шурпин за свое творение получил Сталинскую премию. В послевоенные годы не было более знаменитого образа вождя. Репродукций с картины размножались сотнями тысяч. Одна из них открывала двенадцатый (юбилейный) номер «Нового мира» за 1949 год. Художник разбогател, полотна с его подписью покупались для советских учреждений за большие деньги. Но служебной карьеры он не сделал, любил выпить и мастерски играл на бильярде.
(От редакции: существует байка, что Сталин подозвал на выставке к картине сына Василия и сказал: "Ты думаешь, что ты Сталин?.. Даже я не Сталин... - и ткнул пальцем в холст Шурпина - Вот Сталин!")
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ФЕДОР ШУРПИН. КАТАЛОГ, Живопись
1926
АВТОПОРТРЕТ 1928. Х., м. 94Х68
1928
НАТЮРМОРТ С БУЛКОИ И РЫБОЙ. К„ м. 23Х33
ПОРТРЕТ МАТЕРИ. Х., м. 96х80
1929
КОМПОЗИЦИЯ. Х., м. 47х60
1930
ЭТЮД. К„ м. 38х43
1931
ОТДЫХ. К., м. 31Х45
СЕМЕЙНЫИ ПОРТРЕТ. Х., м. 83Х72
ПОРТРЕТ ЖЕНЫ. Х., м. 78Х68
ЭТЮД К КАРТИНЕ "ХЛЕБ". Х., м. 80Х97
ПОРТРЕТ ЖЕНЫ. Х., м. 79Х59.
МАТЕРИНСТВО. Х„ м. 144Х147.
РОМАНТИКИ. К.М. 48х39.
ПОРТРЕТ ЖЕНЫ. К., м. 23х22
1932
АВТОПОРТРЕТ. Х.М. 46X42
ПОРТРЕТ. Х., м. 79Х65
В СЕРЕБРЯНОМ БОРУ. Х.,м. 44Х49
СЕРЕБРЯНЫЙ БОР. Х., м. 44Х50
В ПЕТРОВСКОМ ПАРКЕ. Х., м. 78Х54
1933
ЗА РАБОТОЙ. К. м. 32Х26
КРАСНОЗНАМЕНКА. X.,м. 170х226
ХЛЕБ. Этюд. Х., м. 81Х95
В СОЛОМЕННОЙ ШЛЯПЕ Х., м. 80Х53
МЕЧТА. Х., н. 63Х48
НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК. Х., м. 42Х31 (Г.Т.Г.)
ЭСКИЗ К КАРТИНЕ "ХЛЕБ" Х., м. 59Х74
ПОРТРЕТ В КРАСНОМ. Х., м. 100х93
ПЕРВЫЕ ШАГИ Х., м. 56Х41
1934
В ГОСТЯХ У КОЛХОЗНИКА Х., м. 150х200
СОН. Х., м. 31Х45
МОЙ СЫН Х., м. 65Х79. (Ряз. обл. худ. музей)
СТАРИК Х„ м. 77Х68
В КРАСНОМ САРАФАНЕ. Х., м. 30Х22
1935
КРЫМСКИЕ ЯБЛОКИ. Х., м. 40Х50
СПЯЩАЯ. К., м. 31,5Х44
МКЧТЫ. Х., м. 98Х74
КУРЫ НА СОЛОМЕ. Х., м. 50Х61
ДОЖДЛИВЫЙ ДЕНЬ Х., м. 49Х61
В РОДНОМ СЕЛЕ Х., м. 137Х180 (Курская областная картинная галерея)
В РОЗОВОМ Х., м. 67Х46
ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ. ОСЕНЬЮ. Х., м. 105Х85 (Нижне-Тагильский гос. музей из. ис.)
НАТЮРМОРТ X., м. 70Х77
СПЯЩИЙ РЕБЕНОК Х., м. 70Х84
1936
СТАРИК. Х., м. 92Х79
ПОРТРЕТ МАТЕРИ. Х., м. 84Х65. (Смоленский обл. кр.музей)
КОЗЬЯ НОЖКА. Х., м. 60Х54
КОЗЛЫ. X., м. 38Х40
АВТОПОРТРЕТ С СЕРЬГОЙ. К., м. 27Х20
1937
ЭТЮД. К., м. 22Х29
МАТЕРИНСТВО. К., м. 62Х84. (Смоленский обл. кр.музей)
ЭТЮД. К., м. 41Х48
МАТЬ. Х., м. 80Х65
ПОРТРЕТ ЖЕНЫ. Х., м. 64Х47
В МСТЕРЕ. Х., м. 66Х78
ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ. Х„ м. 160Х210. (Чувашская респ. худ. галерея)
ПОРТРЕТ ЖЕНЫ Х„ м. 95Х81
ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ (этюд к портрету жены). Х., м. 74Х70.
1938
АВТОПОРТРЕТ К., м. 53,5Х36
НАТЮРМОРТ К., м. 34Х44. (Башкирский респ. худ. музей М. В. Нестерова)
ДИМА. К., м. 50Х38
МАТЕРИНСТВО. Х., м. 150Х131. (Горьковский гос. худ. музей)
РАЗДУМЬЕ. Х., м. 59Х54
1939
РУЧЕЙ. К., м. 50Х70
В МАСТЕРСКОЙ К., м. 70Х49
НАЧАЛО ВЕСНЫ К., м. 26Х34
СКАЗИТЕЛЬНИЦА А. В. МОРОЗОВА. Х., м. 100Х80. (Калининская обл. карт. гал.)
МОРОСИТ. К., м. 29Х39
ПОДКОВА И ЛАПТИ. Х., м. 64Х75
ЗА ШИТЬЕМ (эскиз). К.М. 24.5х30.5.
1940
ПОСАДКА КАРТОФЕЛЯ. К., м. 50Х70
НЕНАСТНЫЙ ДЕНЬ. К., м. 50Х70
ЭТЮД. Х., м. 70Х78
ПОРТРЕТ СЫНА. Х., м. 53Х45
СТАРИК. Х., м. 51Х43
1941
У ОЧАГА. К., м. 24Х34
В ВОЙНУ. Х.н.К. М. 31X44
ЭСКИЗ К КАРТИНЕ "ПИСЬМО С ФРОНТА", Х., м. 53Х43
ПОЕДИНОК. Х., м. 96Х103
1942
В 1942 ГОДУ. К., м. 26Х35
ПИСЬМО С ФРОНТА. Х., м. 120,5Х119 (Свердловская карт.гал.)
ПОРТРЕТ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЛЕТЧИКА КАЛАБУШКИНА. Х., м. 133Х67
ПОРТРЕТ ЛЕТЧИКА И. Н. СТРУКОВА. Х., м. 100Х80. (Северо-Осетинский худ.музей)
ПОРТРЕТ ЛЕТЧИКА ИЗГОЕВА Х.. м. 49Х41
ПАСТУШОК. К., м. 26Х22
НА ВОЛГЕ. К., м. 20х30
В ОГОРОДЕ. К., м. 20Х31
В 1942 ГОДУ. К.М. 27х34
УТРО. Х.М. 56х88
А. С, ПУШКИН. Эскиз. Х.М. 80х100
ПОРТРЕТ МАТЕРИ. Х/Н/К.М. 47х42.
1943
ВЕСНА РАННЯЯ Х.. м. 80Х120 (Г.Т.Г.)
ПАСТУШКА. Этюд. К., м. 22Х30
ПОРТРЕТ ЖЕНЫ. Х., м. 50Х38
ПОРТРЕТ МАТЕРИ.Х., м. 49Х43
1944
1944 ГОД. К., м. 28Х36
1945
ПОРТРЕТ МОЕЙ МАТЕРИ. Х., м. 70Х52
ВДАЛИ МОСКВА. Х.. м. 100Х140
1946
ДИМА X., м. 67Х51.
НА ЧЕРНОМ МОРЕ. К., м. 47х65
КОРОВЫ. Х., м. 50Х60
ЭСКИЗ К КАРТИНЕ. К., м. 50Х60
1947
СБОР КАРТОФЕЛЯ. Х., м. 87Х152 (Гос. музей из. иск.Туркменской ССР).
ПАСТУШКА. Х„ м. 63Х90 (Астраханская карт. гал.)
ЖАРКИИ ДЕНЬ. К., м. 36Х73
НА ПАШНЕ. К.. м. 50Х70
МАТЬ. Х.,М. 52Х42. (Г.Т.Г.)
ЭТЮД К КАРТИНЕ. К., н. 35Х48
ЭТЮД , К., м. 35Х49
В МАСТЕРСКОЙ. Х., м. 65х46
МОЛОДЫЕ БЕРЕЗКИ. К., м. 40Х49
МОКРАЯ ЗЕМЛЯ Х., м. 48Х74
УТРО В ГОРАХ Х., м. 80Х200
1948
ПЕРЕД ВЕЧЕРОМ К., м. 51Х71
МАТЬ X., м. 164Х230. (Башкирский респ. худ. музей им. М. В. Нестерова)
ВЕСЕННИЕ ДАЛИ Х., м. 49Х74
ПЕРЕД ВЕЧЕРОМ К., м. 36Х53
ЗИМНИИ ЛЕС К., м. 24Х32
УТРО НАШЕЙ РОДИНЫ. (1946-48). (ГТГ). Х., м. 167 х 232.
1949
ПАХОТА. К., м. 33Х45
1950
ЗАКАТ К„ м. 41,5Х60
ВЕСЕННИЙ СЕВ. К., м. 32,5Х55
БЕЛАЯ БЕРЕЗКА. К., м. 49Х70.
МАРТ. К.. м. 44Х72 (Новокузнецкий муэей сов. из. иск.)
СОЛНЕЧНЫИ ДЕНЬ. К„ м. 44Х72.8
КЛЕН. К., м. 70Х50
ЭТЮД К КАРТИНЕ. К., м. 37Х50
ЗИМНИИ ЛЕС. К., м. 24Х33
ВЕЧЕР В ЛЕСУ К., м. 25Х33
ПАСМУРНО К., м. 33Х44
М. М. ПРИШВИН К., м. 30,5Х40
МОЛОДОЙ МЕСЯЦ К., м. 34Х27
СТРЕЛОЧНИК КОВАЛЕВ К., м. 50Х39
ВСПАХАННАЯ ЗЕМЛЯ К., м. 32Х55
БЕРЕЗЫ К., м. 35Х49
ТЕПЛЫЙ ВЕЧЕР К., м. 35Х49
УТРО НА ОКЕ К., м. 35Х49
ПРОТАЛИНЫ К., м. 32Х60
СЕЛО К., м. 35Х49
ХМУРЫЙ ДЕНЬ Х., м. 63Х90
К ВЕЧЕРУ К., м. 50Х70
1951
РУЧЕЙ К., м. 50Х70
подмосковныи колхоз К., м. 36Х50
ЭСКИЗ К КАРТИНЕ К., м. 50Х70
ОБЛАЧКО К„ м. 37Х49
1952
РАННЕЙ ВЕСНОЙ К. м. 50Х70. (Смоленский обл. кр.музей)
СОН. Х., м. 28Х35. (Смоленский обл. кр.музей)
НА МИРНОИ ЗЕМЛЕ. Х., м. 105х214 (Астраханская карт.гал.)
ТУМАННОЕ УТРО. Х., м. 64Х91 (Ростовскнй обл.музей из.искусств)
ЛЕС. К., м. 45Х60
ВЕТРЕНЫЙ ДЕНЬ К., м. 35Х49
НАД ОКОЙ. К„ м. 35Х49
1953
ОСЕННЕЕ УТРО К., м. 35Х49
ПОРЫВ ВЕТРА К., м. 34Х48,5
ИНЕЙ К., м. 35Х49
ЗАКАТ. К., м. 35Х49
ОСВЕЩЕННЫИ ЛЕС. К„ м. 43Х63
В СТАРОИ РУЗЕ. К., м. 35Х52
1954
СНЕГ ТАЕТ. К., м. 50Х70
МОКРАЯ ДОРОГА. К„ м. 50Х70
ДАЛИ. К., м. 50Х70
НА ПАШНЕ. К., и. 33Х73
ДОРОГА. К., н. 50Х70
ТРУДОВЫЕ НОЧИ.Х., м. 160Х250 (Г.Т.Г.)
РАННИЙ СЕВ. К., м. 37Х73
ПЕРВАЯ БОРОЗДА. К., н. 31Х44
РОЖЬ. К„ м. 25х44
ВЕЧЕР. ОЗИМЬ. К., м. 35Х49
НА ОКЕ. Х.н.К., м. 35Х49
ПОРТРЕТ ЖЕНЫ. Х.н.К.., М. 50.5X39.
1955
РАЗЛИВ. К., ,м. 50Х70
ЭСКИЗ К КАРТИНЕ "ТРУДОВЫЕ НОЧИ". Х., м. 103Х161(Худ. фонд СССР)
ПАХОТА. К., м. 33Х44,5
ЗЕМЛЯ. К., м. 50Х70
ОЗИМЬ. К., м. 50Х70
ПРОТИВ СВЕТА. К., м. 50Х70
РАННЕЕ УТРО. К.. м. 50х70
КОЛХОЗНЫЕ ДОМА. К., м. 32х44
ОСЕНЬ. К., м. 22Х49
ПОСЛЕДНИЙ СНЕГ. К., м. 38Х61
ДЕРЕВНЯ НА ОКЕ. 34Х49 К., м
ЭТЮД. К., м. . 35Х49
ВЕСНА. К., м. 36Х50
ПЕРЕД ЗАКАТОМ. К., м. 27Х46
1956
МОЛОТЬБА. К., м. 50Х70
ВЕСЕННИЕ ВОДЫ. К., м. 50х70
ПЕИЗАЖ С ПАХОТОЙ. Х., м. 56Х88. (Алтайский музей изобр.искусств)
ХОЛОДНАЯ ВЕСНА К., м. 50х70
ВЕНЕЦИЯ К., н. 34Х50
СВЕТ В КОЛХОЗЕ К., м. 35Х49
ВЕТРЕНЫИ ДЕНЬ К., м. 34Х49
ПОРТРЕТ ДЕВУШКИ К., м. 53Х46. (Костромской историко-арх. музей-заповедник)
НА ЯУЗЕ К К.м. 50Х70
МОКРАЯ ДОРОГА. К., м. 50х70
РАННЯЯ ВЕСНА К„ м. 50Х70. (Художегтвенный фонд СССР)
ВДАЛИ ВЕНЕЦИЯ К., н. 35Х49
КРЫШИ ФЛОРЕНЦИИ К., м. 33Х49
ВЕНЕЦИЯ К., м. 49Х33
У КОЛЫБЕЛИ. Х., м. 85Х151. (Г.Т.Г. Москва)
КРЫШИ ФЛОРЕНЦИИ. К., м. 33Х49
В ВЕНЕЦИИ. К., и. 33Х49
ВДАЛИ ШВЕЙЦАРИЯ. К., м. 33Х49
ОЗЕРО КОМО. К., м. 33Х49
ВЕНЕЦИЯ. К„ м. 33Х49
ВЕСНА. К., м. 50х80
К ОСЕНИ. К., м. 40Х64
ЭТЮД К КАРТИНЕ. Х., м. 80Х100
ЭТЮД К КАРТИНЕ. К., м. 39Х50
ПОДМОСКОВЬЕ. Х., м. 90Х110
ПАШНЯ. К., м. 36Х54
1957
ГОЛУБЫЕ ДАЛИ Х., м. 66Х120 (Смоленский обл. кр. музей)
СИРЕНЕВЫЙ ДЕНЬ. К., м. 50Х70
ВСПАХАННАЯ ЗЕМЛЯ. К., м. 50Х70
ПРОСЕЛОК. К., м. 50Х70
ОСЕНЬ. К., м. 50Х70
НАЧАЛО ВЕСНЫ. К., м. 50Х70
НА МОСКВЕ-РЕКЕ.К., м. 45Х60
ОСЕННЯЯ ПАХОТА.К., м. 50Х70
ПРОБУЖДЕНИЕ. К., м. 35Х50
РАННЕЙ ВЕСНОЙ. К., м. 50Х80
ОСЕННИЙ МОТИВ. Х., м. 70Х100
ПРОБУЖДЕНИЕ. Х., м. 150Х180
ЗАРАСТАЮЩИЙ ДОТ Х., м. 150Х200
1958
БЕРЕЗОВАЯ РОЩА. К., м. 50Х70
НАД ОКОЙ. К., м. 31,5Х50
ОСЕНЬ. К., м. 25Х35
ОСЕНЬ В ПОЛЕНОВЕ. К., м. 34Х49
ВЕСЕННЯЯ ЗЕМЛЯ. К., м. 38Х61. (Таганрогский кр. музей).
ВЕЧЕР НА ОКЕ. Х., м. 100Х180. (Калужский обл. худ. музей)
ОКА. К., м. 34Х50
УТРО К., м. 33Х49
ВЕЧЕРНИЕ ОБЛАКА К., м. 33Х49
КОСТЕР К., м. 35Х49
ДЕРЕВНЯ. Х., м 40Х64
В КРАСНОМ. К., м. 55Х40
В ЗЕЛЕНОМ. К., м. 49Х34
1959
НА КОЛХОЗНЫХ ПОЛЯХ. Х., м. 85Х185. (Художественный фонд СССР)
ВЕЧЕР К., м. 50Х70
СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ. К., м. 22Х30,5
ВЕТРЕНО. К., м. 17Х24
ВЕСЕННЯЯ ЗЕМЛЯ. К., м. 50Х70. (Калужский обл. худ. музей).
ОБЛАКО. К., м. 50Х70
ВОСПОМИНАНИЕ О ВОЙНЕ. Х., м. 120Х230. (Луганский худ. музей)
МИР ПОБЕДИТ ВОЙНУ. Х., м. 135Х197. (Хвалынский кр. музей)
ПЕРВАЯ ЗЕЛЕНЬ К., м. 45Х60 (Смоленский обл. кр. музей)
ОСВЕЩЕННЫЙ СНЕГ. К., м. 24Х33
ЭТЮД К КАРТИНЕ «НЕЗАБЫВАЕМОЕ». К., м. 47Х32
СНЕГ ТАЕТ. К., м. 34Х49
ЗАХОДЯЩЕЕ СОЛНЦЕ К., м. 30Х43
ВЕСЕННЯЯ ВОДА. К., м. 34Х49
1960
НА ОКЕ. Х., м. 135Х187 (Дальневосточный худ. музей)
ПЕРВЫЙ МОРОЗ. К., м. 20Х50,5
СКВОРЦЫ ПРИЛЕТЕЛИ. К., м. 34,5Х49
ПОЛОВОДЬЕ. К., м. 29,5Х67
АПРЕЛЬ К., м. 50Х70
ЗАЛИТЫЙ ЛУГ. К., м. 50Х70
ВИШНЕВЫЙ КУСТ. К., м. 34Х50
БУРНЫЙ ДЕНЬ. К., м. 24Х44
ТЕПЛЫЙ ДЕНЬ. К., м. 17Х26
РАЗЛИВ. К., м. 24Х35
В НОВОМ ДОМЕ. К., м. 50Х44
ВЕЧЕР. К., м. 34Х48
НОВЫЙ ДОМ. К„ м. 35Х49
1961
ЗИМА. К., м. 50Х70. (Ростовский музей изобр.искусств)
СЕРЫЙ ДЕНЬ. К., м. 35Х49
ЭТЮД ВЕСНЫ. К., м. 33Х45,5
ЗОЛОТОЙ ВЕЧЕР. К., м. 70Х102. (Смоленский обл. кр.музей)
ЭТЮД. К., м. 50Х70
ПЕРВАЯ ЗЕЛЕНЬ. К., м. 25Х34
КУСТ СИРЕНИ. К., м. 50Х70
ПОСЛЕДНИЙ ЛУЧ. К., м. 47,5Х42,5
ТУЧКА. К., м. 25Х33
ВОДА ПОШЛА. К., м. 34Х49
УТРО. К., м. 35Х49
ДЕВОЧКА В КРАСНОМ ПЛАТКЕ. К., м. 47Х64
ОБЛАКА. Х., м. 74Х105
ТАНЬКА. К.М. 48.5х34.5.
1962
СИРЕНЬ И ВИШНЯ. К., м. 50Х80
ПОСЛЕДНИЙ СНЕГ. К., м. 50Х70
РЫБА. К., м. 50Х80
ЛЕД ПРОШЕЛ. К., м. 50Х80. (Музей изобр. искусств Карельской АССР)
ФЕДЯ. К., м. 62Х100 Татарский музей изобразительных И'скусств
НОЧНОЕ. X., м. 80Х120. (Смоленский обл. кр. музей).
КОНЕЦ ЗИМЫ. К., м. 50Х70. (Рязанский обл. худ. музей)
ПЕРЕД ВЕЧЕРОМ. К., м. 33Х78
ЗВЕНЬЕВАЯ. Этюд. К., м. 70Х50
ПОСЛЕДНИЙ ЛУЧ. Х., м. 53Х82
ВЕСНА. К., м. 50Х70
ЗИМА. К., м. 50Х70
ПЕРЕД ЗАКАТОМ. К., м. 50Х70
ВЕСЕННЕЕ УТРО. К., м. 49Х82
РАННЕЙ ВЕСНОЙ. К., м. 16Х24
СОЛОВЬИНАЯ НОЧЬ. К., м. 32Х23
ХМУРЫЙ ДЕНЬ. К., м. 35Х50
ЗОЛОТАЯ РЕКА. К., м. 27Х54
ЗАМОРОЗКИ. К., м. 17,5Х24
ЛУННАЯ НОЧЬ. К., м. 35Х50
ОТТЕПЕЛЬ. К., м. 34Х49
ВЕСЕННИЙ ВЕЧЕР. К., м. 35Х50
У РЕКИ ИПУТЬ. К., м. 27Х54
ИНТЕРЬЕР. К., м. 35Х48
ПОРТРЕТ СЫНА. Х., м. 82Х65
ВОСХОД. Х., м. 58Х100
ОСЕНЬ. Х., м. 60Х100
НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК. Х., м. 105Х82
В ИЗБЕ. К., м. 65Х84
ПОЛОВОДЬЕ. К., м. 48Х79
ВЕСНА. К., м. 52Х78
1963
ХОЛОДНЫЙ ДЕНЬ. К., м. 50Х70
МАТЬ. К., м. 104Х95.(Художественный фонд СССР)
НА РОДИНЕ. Х., м. 150Х140 (Художественный фонд РСФСР)
ШКОЛЬНИЦА. X., м. 54Х36,5
1 МАЯ НА СЕЛЕ. К„ м. 50Х70
ОСЕННИЙ МОТИВ. К., м. 50Х70
НА РЕКЕ ИПУТЬ. К., м. 50Х70
ОСЕНЬ. К., м. 50Х70
ЭТЮД К КАРТИНЕ. К., м. 39Х49
ДОЖДЬ. К., м. 50Х70
КОНЕЦ ЗИМЫ. К., м. 19Х56
ПОРТРЕТ ДЕВОЧКИ. Х., м. 80Х63. (Смоленский обл. кр. музей)
СИРЕНЬ. К., м. 70Х50
ОКУНИ. К., м. 21Х27
УТРО. К., м. 33Х47
СОЛНЦЕ ЗАХОДИТ. К., м. 35Х49
СОН РЕБЕНКА. К.м. 33Х48
ВОСХОД. К.м. 23Х49.
ВЕЧЕР. К.м. 35Х49
ПРОТАЛИНА. К.м. 34Х40
ОСЕННИЙ МОТИВ. К.м. 32Х47
ГОЛУБАЯ ВЕСНА. К.м. 53Х83
В НОВОЙ ИЗБЕ. Х.м. 65Х80
БЛЕДНАЯ ЛУНА. Х.м. 55Х93
ЭСКИЗ К КАРТИНЕ. К.м. 43Х76
МАТЕРИНСТВО. Х.м. 100Х104
ТУЧА. К.м. 35Х50
НА РЕКЕ ИПУТЬ. К., м. 30Х69
ДЕРЕВНЯ РУДНЯ. К., м. 35Х50
1964
РОЗОВАЯ ВЕСНА. К., м. 50Х70
СУМЕРКИ. К., м. 35Х49
У МАТЕРИНСКОЙ ГРУДИ. К., м. 74Х100.
ВЕСНОЙ.К„ м. 35Х49,5
ТЕПЛЫЙ ВЕЧЕР. К„ м. 34,5Х49.
МОЛОДОЙ КОЛХОЗНИК. Х., к. 50Х44. (Художественный фонд РСФСР).
БЕРЕЗЫ. Х., м. 94Х57 (Художественный фонд СССР).
ДЕВУШКИ С ВАСИЛЬКАМИ. Х., м. 96Х65
ЛЕД ТРОНУЛСЯ. Х., м. 82Х125
ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР. Х., м. 88Х105
ДУБЫ. Х., ,м. 64Х95
ЭТЮД К КАРТИНЕ. К., м. 50Х70
ВОСХОД. К, м. 50Х70
ПОРЫВ ВЕТРА. К., м. 34Х49,5
СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ. К., м. 35Х50
ЛЕН. К., м. 36Х50
СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. Барельеф. 21Х17
ОХОТНИК. 50Х70 К., м
ВОДОПОЙ. 38Х70 К., м
ОТТЕПЕЛЬ. 50Х70 К., м
ЗА ЗАБОРОМ. 33Х48 К., м,
МОРОСЯЩЕЕ УТРО. 33Х48 К., м
МАЛЬЧИК. ЭТЮД. 47Х33 К., м
СОЛНЕЧНОЕ НЕБО. 33Х48 К., м
НАЧАЛО ВЕСНЫ. 47Х90 К., м.
ШКОЛЬНИЦА. 91Х61 Х., м
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР. 49Х86 К., м.
ПОСЛЕДНИЙ ЛУЧ. 61Х94 Х., м.
СТОЛЕТНЯЯ СТАРУХА. 85Х59 Х., м
МАЙСКИЙ ВЕЧЕР. Х., м. 76Х95
УЧИТЕЛЬНИЦА. X., м. 98Х77
ЗАКАТ. X., м. 60Х77
ЭТЮД. X., м. 94Х103
ИНЕЙ. К., м. 74Х119
ТУМАН НАД ИПОТЬЮ. Х., м. 80Х140
1965
СНЕГОВЫЕ ТУЧИ. К., м. 35Х50
ОСЕНЬ. К., м. 35Х50
СТЕРНЯ. К., м. 35Х50
ВЕСНОЙ. К., м. 34,5Х50
ЗАЛИТЫЙ ЛУГ. К., м. 50Х70
ВЕЧЕР. К., м. 33Х70
ШКОЛЬНИКИ. К., м. 41Х70
СКВОРЕЧНИК. К., м. 50Х70
СНЕГ ВЕСНОЙ. К., м. 50Х70
ШКОЛЬНИК. К., м. 50Х70
ОЗИМЬ. К, м. 50Х70
ЗАВОДЬ. К, м. 41Х70
СТАДО К., м. 38Х70
СОРОКИ К., м. 45Х70
ВОЗРОЖДЕНИЕ. 1942 ГОД (вариант). Х., м. 137Х230 (Художественный фонд РСФСР)
АВТОПОРТРЕТ. X., м. 50Х60
1966
ПАМЯТЬ НАРОДНАЯ. Х., м. 200Х250
ЭТЮД К КАРТИНЕ. К„ м. 50Х70
ГОД 19-й. Х., м. 230Х320
ЗВЕНЬЕВАЯ. Х., м. 250Х120
ДВАДЦАТИПЯТИТЫСЯЧНИК В ГОСТЯХ У КРЕСТЬЯНИНА. Х., м. 150Х200
Библиография:
Давыдова А.С. Федор Саввич Шурпин. – М., 1968; Деготь Е. Русское искусство ХХ века. – М.: Трилистник, 2000; Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия, 1971. – Т. 3.; Лебедев П. И. Русская советская живопись: Крат. история. — М. : Сов. художник, 1963; Москва – Берлин / Berlin - Moscau, 1900 - 1950: Изобразительное искусство, фотография, архитектура, театр, литература, музыка, кино / Науч. ред. Антонова И. А. (Москва), Меркерт Й. (Берлин). – Москва; Берлин; Мюнхен: Галарт, Престель.- 1996; Осокин В.Н., Рыбченков Б.Ф. и др. Художники земли смоленской. – Л.,1967. – С. 94-95, 126-127; Русская живопись. Энциклопедия. – М.: «Изд-во Астрель», 2003; Степанова К. Федор Савич Шурпин. – М., 1954; Степанян Н. Искусство России ХХ века: Взгляд из 90-х. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999; Ф.С. Шурпин. Каталог выставки. – М., 1966.
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2004-10-16 (45061 Прочтено) [ Назад ] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|