| |
АРХИПОВ А. Е. ________________ ARKHIPOV AbramАрхипов Абрам Ефимович 1862-1930
Абрам Ефимович Архипов (Пыриков) - Академик, Народный художник РСФСР (1927),
- родился 15 августа 1862 года в одном из сел Рязанской губернии.
В периоды с 1877 по 1883 и с 1886 по 1888 г. обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством В.Г. Перова, В.Д. Поленова, И.М. Прянишникова, А.К. Саврасова и В.Е. Маковского.
Там же в то время занимались А. Рябушкин, Н. Касаткин, М. Нестеров.
Архипов учился прилежно и его работы получают награды на выставках.
В начале 80-х годов А. Архипов пишет картины: «В лавке старьевщика»
(1882, ГТГ), «Пьяница» (1883, ГТГ) и «Шинок» (1883, ГТГ).
В 1883 году после семи лет учебы в Училище, Архипов решает продолжить учение
в петербургской Академии художеств (мастерская Б.П. Виллевальде). Однако вскоре покидает Академию и возвращается в Московское училище. После смерти Перова занимается у Поленова. В 1887 г. за картину «Посещение больной» Архипов получил в МУЖВЗ большую серебряную медаль и звание классного художника.
В 1888 году Архипов вместе с друзьями по Училищу отправился в путешествие
по Волге. Там рождается замысел небольшой картины «На Волге» (1889, ГРМ).
В 1891 году А. Архипов вступает в «Товарищество передвижных выставок». В том же году пишет картину «По реке Оке» (ГТГ).
В начале 1900-х Архиповым создаются северные пейзажи: «Северная деревня» (1902, ГТГ), «Лодочная пристань на Севере» (1903, ГТГ), «На Севере» (1912, ГТГ). В эти же годы Архипов создает серию портретов женщин-крестьянок Нижегородской и Рязанской губерний.
В 1896 и 1912 г. художник посещал Францию, Германию и Италию.
Много времени А. Архипов уделял преподавательской деятельности в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1894 г. по 1918 г. возглавлял натурный класс МУЖВЗ. В 1898 г. получил звание академика (действительный член Академии художеств). После Октябрьской революции принял участие в реорганизации училища, в 1918—1920 г. преподавал в ГСХМ, а в 1922—1924 г. — во Вхутемасе.
В 1904 г. Архипов стал одним из основателей «Союза русских художников».
А в 1924 году вступил в Ассоциацию художников революционной России.
В 1927 году, в связи с сорокалетием художественной деятельности, ему, одному из первых советских живописцев, было присвоено звание народного художника РСФСР.
Архипов умер в Москве 25 сентября 1930.
Музеи: ГТГ, ГРМ.
|
Утро в деревне. Мост. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. |
Зима. Холст, масло. 86.5x86.5 см.
Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского. |
Северное море. Холст, масло. 71 x 90. Тульский областной художественный музей. |
Крестьянка в розовом. |
Илья Ефимович Репин. Портрет художника А.Е. Архипова. |
Зима. Задворки. Холст, масло. Брянский областной художественный музей. |
Деревенский иконописец. 1889. Холст, масло. 29 x 36.4. Государственная Третьяковская галерея. |
По реке Оке. 1889. Холст, масло. 40.8 x 76.5. Государственная Третьяковская галерея. |
Радоница (Перед обедней). 1892. Холст, масло. 58x114. Государственный Русский музей. |
Лёд прошёл. 1895. Холст, масло. 70x136. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина.
|
Обратный. 1896. Холст, масло. 35 x 69. Государственная Третьяковская галерея.
|
Прачки. Конец 1890-х. Холст, масло. 91x70. Государственная Третьяковская галерея. |
Северная деревня. 1900-е. Холст, масло. 62.5x73.5. Чувашский государственный художественный музей. |
На Белом море. 1900-е. Х.М. 53.5х63. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник. |
Северная деревня. 1902. Холст, масло. 82x67. Государственный Русский музей. |
Крестьянка. 1916. Холст, масло. 127x96. Государственная Третьяковская галерея. |
На Белом море. 1902-1912. Холст, масло. 17.5 x 40.5. Частное собрание. |
Московские дворы. 1913. Холст, масло. 92x98. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. |
В гостях. 1915. Холст, масло. 105x154. Государственный Русский музей. |
В гостях (фрагмент). 1915. Холст, масло. 105x154. Государственный Русский музей. |
Девушка с кувшином. 1927. Х.М. 108x87. Государственная Третьяковская галерея. |
Для раненых на передовых позициях. Плакат. 1914. 124х94 |
Помогите несчастным детям. Купите 5-го апреля Красное яичко. Плакат. 1913. |
Фотографии:
... |
Абрам Ефимович Архипов |
Абрам Ефимович Архипов. |
Выставки:
•1920 г. Москва: XIX ВЫСТАВКА ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ВЫСТАВОЧНОГО БЮРО ОТДЕЛА ИЗО НАРКОМПРОСА
•1922 г. Выставки за границей: ПЕРВАЯ РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
•1922 г. Москва: XVI ВЫСТАВКА КАРТИН СОЮЗА РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
•1923 г. Ленинград: ОТЧЕТНАЯ ВЫСТАВКА АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
•1923 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «КРАСНАЯ АРМИЯ» 1918—1923
•1924 г. Выставки за границей: XIV МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ИСКУССТВ
•1924 г. Москва: ВЫСТАВКА «КРЕСТЬЯНИН В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ». XVIII—XX вв.
•1925 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ (Передвижная выставка русскогр искусства по Америке 1924—1925 гг.)
•1925 г. Москва: VII ВЫСТАВКА АССОЦИАЦИИ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ «РЕВОЛЮЦИЯ, БЫТ И ТРУД»
•1926 г. Выставки за границей: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА В ЯПОНИИ
•1926 г. Ленинград: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
•1926 г. Москва: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
•1927 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
•1927 г. Москва: IX ВЫСТАВКА АХРР
•1928 г. Выставки за границей: XVI МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ИСКУССТВ
•1928 г. Москва: ВЫСТАВКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К ДЕСЯТИЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
•1929 г. Выставки за границей: ХУДОЖЕСТВЕННО-КУСТАРНАЯ ВЫСТАВКД СССР (выставка-базар)
•1930 г. Выставки за границей: СОВРЕМЕННОЕ РУССКОЕ ИСКУССТВО
•1930 г. Москва: ВТОРАЯ ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА
•1931 г. Москва: 1-я ВЫСТАВКА ОБЩЕСТВА «СОЮЗ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ»
•1932 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ИСКУССТВА
•1933 г. Москва: ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ РСФСР ЗА XV ЛЕТ» (1917—1932). Живопись
•1936 г. Москва: ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА РАБОТ ХУДОЖНИКОВ-ПЕЙЗАЖИСТОВ
•1941 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ
•1941 г. Москва: ВЫСТАВКА ЛУЧШИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
•1942 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА (из фондов Третьяковской галереи)
•1954 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ, ПОСВЯЩЕННАЯ 300-ЛЕТИЮ ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ
Персональные выставки
•1927 г. Персональные выставки. АРХИПОВ А.Е.
Литература:
Баршева И. Е. А. Е. Архипов — Л., 1974.
Ненарокомова И. С. Солнечные полотна Абрама Архипова — М.: Советский художник, 1982. — 168 с. — (Рассказы о художниках).
Анатолий Выропаев «Из Рязани - в Третьяковку» // Литературно-художественный журнал для молодежи «Утро». — 2000.
АРХИПОВ (Пыриков) Абрам Ефимович
Родился в крестьянской (мещанской) семье. Впервые приобщился к рисованию в местной школе. По собственным воспоминаниям, он рисовал «везде, всегда, всюду, где только можно» и учился у приезжих иконописцев. Один из них, оказавшийся вольнослушателем МУЖВЗ, помог Архипову подготовиться к поступлению в 1876 в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где тот занимался с перерывом в 1877–1883 и 1886–1888. Его учителями были В. Г. Перов, пробудивший в Архипове интерес к крестьянской тематике, В. Д. Поленов, один из первых русских пленэристов, А. К. Саврасов и В. Е. Маковский.
В 1884–1886 Архипов совершенствовал свою живопись, посещая петербургскую Академию художеств. Там его живописный этюд «Натурщик, падающий с седла» и рисунки были признаны образцовыми и переданы на постоянное хранение в Академический музей. Но осенью 1886, разочарованный в академическом преподавании, Архипов покинул Академию и возвратился в МУЖВиЗ, где возглавил натурный класс, а с 1898 стал преподавать в звании академика.
В ученические годы он много работал самостоятельно, летом выезжал на этюды в Рязанскую губернию. Начал свой творческий путь как художник-жанрист, написав множество картин, изображающих различные эпизоды из жизни крестьян: «Игра в свайку», «В лавке старьевщика» (1882), «Пьяница» (1883), «Водопой» (1883) и другие. Вслед за Перовым Архипов стремился быть до конца правдоподобен, не боясь темных сторон жизни.
После смерти Перова и перехода к Поленову живопись Архипова сделалась чуть светлее и радостнее. В этом отношении показательна картина «Посещение больной» (1887), соединяющая изображение людского горя, болезни и убогости с надеждой на обновление. За эту картину молодого художника наградили большой серебряной медалью и званием классного художника.
В 1889 Архипов написал картину «На Волге», где эмоциональные переживания персонажа передавались посредством пейзажа. Таким образом, он (в духе В. А. Серова) самостоятельно решал насущные проблемы современной ему пленэрной живописи. Кроме того, в этом полотне у художника удачно получилось сочетание жанровых и лирических элементов.
В 1890-х этот процесс объединения свойств разных жанров сказался также в произведениях Архипова «Радоница» (1892), «Лед прошел» (1894–1895) и т. д. Архипов экспонировал свою картину «По реке Оке» на 18-й выставке ТПХВ, что принесло художнику подлинный успех. Он был принят в Товарищество.
В 1904 стал одним из основателей «Союза русских художников» — объединения, обращавшегося к национальной культуре и истории. Живописная манера Архипова в этот период несколько изменилась. От тщательности и выписанности ранних работ художник пришел к широкому, свободному импрессионистическому мазку. Соединив опыт импрессионистов с передвижническим, художник наделял почти лишенные острых ситуаций и активного действия сюжеты внутренним драматизмом. Светопись у Архипова полностью отражала не только настроение, но и социальное положение моделей: «Прачки» (1890-х и 1901), «Обратный» (1896); «Северная деревня» (1902); «Гости» (1914), и т. д.
Постепенно на передний план художник вывел сквозной мотив молодой крестьянки — образ в теплых тонах и с преобладающим красным цветом.
В 1912 Архипов много путешествовал: посетил Францию, Германию и Италию, часто выезжал на русский Север. С темой русского Севера связаны и многочисленные пейзажи Архипова, где предстает величавая природа, с самобытной деревянной архитектурой и безлюдными лесистыми островами. Краски на этих полотнах нарочито приглушены: «Северная деревня» (1902), «Лодочная пристань на Севере» (1903), «На Севере» (1912) и другие.
После 1917 стиль и тематика произведений Архипова существенно не менялись. Архиповские «крестьянки в красном» (к примеру, популярная «Девушка с кувшином», 1927) продолжили собой «народные» традиции вместе с «заветами передвижников», к которым обращались противники арт-авангарда. Красная же доминанта произведений обеспечивала их революционный пафос. Сам мастер выразил свой традиционализм и политическую лояльность, войдя в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Его крестьянские портреты-типы — «Крестьянин Рязанской губернии» (1925), «Крестьянка в зеленом фартуке» (1927) — стали еще более мажорными.
Пытался Архипов писать и в официальном духе: в 1927 выполнил портрет М. И. Калинина, впрочем, неудачный.
В 1918–1920 Архипов преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, в 1922–1924 — во Вхутемасе. В разное время у него учились Ф. С. Богородский, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, В. В. Мешков, А. А. Пластов, К. Ф. Юон.
В 1927, в связи с сорокалетием трудовой деятельности, Архипов получил звание народного художника РСФСР.
Его произведения находятся в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, а также в других музеях России.
(по материалам artinvestment.ru )
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2007-08-19 (29603 Прочтено) [ Назад ] |
|
|