НИССКИЙ, ГЕОРГИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1903–1987), русский художник, живописец-пейзажист, один из самобытных мастеров круга ОСТа. Родился в селе Новобелица (ныне Гомельская область, Белоруссия) 8 (21) января 1903 в семье врача. Учился в Гомельской студии имени М.А.Врубеля (1919–1921) и московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1921–1930), в частности, у А.Д.Древина и Р.Р.Фалька. Жил в Москве.
Хотя к тому времени, когда Нисский начинал свой путь, время независимых художественных группировок заканчивалось, он не только примкнул к кругу «Общества станковистов» (ОСТ), но и стилистически продолжил ее линию в своем последующем творчестве (особенно большое влияние на него оказал А.А.Дейнека). Уже в ранних его пейзажах царит своего рода магический реализм, наделяющий мир техники поэтическим ореолом, – так, в картинах Осень. Семафоры (1932, Третьяковская галерея) и На путях (1933, Музей изобразительных искусств, Волгоград) атрибуты железной дороги предстают одухотворенными, как в прозе А.П.Платонова. И позднее его картины – с их широкими, вольными ракурсами и монументальной ритмикой, утверждающей современность не как набор идеологических примет, а как лирическое чувство – неизменно воспаряли над средним выставочным уровнем.
Среди его характерных работ – Радуга (1950, Художественный музей, Днепропетровск), триптих На севере (1957, Третьяковская галерея), Подмосковная рокада (1957, Картинная галерея, Львов), Над снегами и Колхоз «Загорье (обе – 1959–1960, Русский музей). Параллельно большим вещам постоянно писал маленькие гуаши, романтичные на грани утопической фантастики. Стал одним из предтеч «сурового стиля». Его поздний период был омрачен тяжелой болезнью. Умер Нисский в Москве 18 июня 1987.
Музеи: Алма-Ата, Астрахань, Ашхабад, Волгоград, ГРМ, ГТГ, Минск, Музей пограничных войск (Москва), Музей русского искусства (Киев), Нижний Новгород, Севастополь, Ташкент, Чебоксары, Хабаровск, ЦМВС.
|
Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.
Нисский Георгий Григорьевич (1903) первоначальное художественное образование получил в Гомельской художественной студии Губполитпросвета, откуда поступил на живописный факультет Московского Вхутемаса, где учился с 1923 г. по 1929 г. в мастерских А.Д. Древина, Р.Р. Фальк.
По окончании Вхутемаса работал по художественному оформлению книги.
Конец 1930 г. и 1931 г. провел в ОКДВА.
Выставлять начал в группе „Молодых художников", был членом РАПХ.
Работы имеются в Гос. Третьяковской галерее.
(Работы: «Советский флот в иностранныхводах», «Тысяча девятьсот девятнадцатый год». Масло)
|
На путях. Май. 1933. Х.М. 51х70. Волгоградский музей изобразительных искусств. |
Городской мотив. Бум, акв. 20х28 см.
| Яблоневый сад. 1934. Х.М. 62,3х67 см.
|
Севастополь. Встреча. 1935 | Часовой. Б.Черн.кар. 1920-е гг. Из коллекции Льва Шпринца. www.shprints.com
|
Женская фигура. Б.Черн.кар. 1920-е. Из коллекции Льва Шпринца. www.shprints.com
| Полустанок. 1958 |
В дождик. Конец 1940-х. Х. на К., М. 40х49 см.
|
Ленинградское шоссе. 1942 |
Утро на аэродроме. 1942 |
Москва. Стадион Динамо. 1942 г. Х., м. 59х50 |
Севастополь. 1948.
Бумага, гуашь 48,5х41 |
Залп |
Красное знамя должны держать крепкие руки! Б.Син. и кр. кар., гуашь. 1920-е гг. Из коллекции Льва Шпринца (www.shprints.com)
| Мостки. Академическая дача. 1953 |
Перед Москвой. Февраль. 1957.
|
Мост на канале. 1957 | Вечер в заливе. 1956 |
Зимний вечер.
1965. Х.на К., М. 24,8х21,4 см.
| Дорога в Серебряники.
1957-1958. Бум., гуашь. 55,8х40,5 см.
|
Г. Г. Нисский |
Обнаженная. 1958. Х.М. 93х92 см.
|
Фотографии:
Слева направо: сидят - Ш. Ваграмян, О. Даль, представитель исполбюро, А.Д. Древин, Е. Хохлов, лицо не устан., Е. Шибанова, Скворцов, Г. Нисский;
Стоят - М. Ромадин, П. Толкач, И. Ахремчик, Н. Козлов, Н. Афанасьева" width="770" height="453"> А.Д. Древин среди студентов Основного отделения Вхутемаса. 1925.
Слева направо: сидят - Ш. Ваграмян, О. Даль, представитель исполбюро, А.Д. Древин, Е. Хохлов, лицо не устан., Е. Шибанова, Скворцов, Г. Нисский;
Стоят - М. Ромадин, П. Толкач, И. Ахремчик, Н. Козлов, Н. Афанасьева (Из архива О.О. Ройтенберг).
|
На крыше. 1925. |
В физкультурном зале на Рождественке, 11. 1927. |
В физкультурном зале на Рождественке, 11. 1927. М. Лапин прыгает, А. Щипицын и Г. Нисский стоят у планки
|
Слева направо: 1 ряд - А. Пейсахович, М. Кузнецов-Волжский, А. Шорчев, Д. Фрадкин, М. Назаров, К. Дорохов, Г. Нисский, М. Хазанов;
2 ряд - В. Почиталов, И. Ефимов, М. Фонвизина, Р. Семашкевич, А. Артобатская, заведующий станкового отделения П. Суриков, декан живописного факультета Б. Уитц, преподаватель цвета С. Алексеев, М. Милашевская, Ю. Махоткин, Т. Пустовалов;
3 ряд - Е. Пастернак, М. Кончаловский, В. Белоручев, Н. Афанасьева, Ф. Булгаков, В. Левик, Р. Барто, С. Чуйков, С. Казарновская, Н. Ромадин, К. Казарьян, Г. Тарасевич, Е. Анисимова-Руцай.
На фоне слева - картина В. Белоручева, в центре - три картины С. Чуйкова. " width="770" height="539">
На выставке последнего выпуска живописного факультета Вхутеина. 1930.
Слева направо: 1 ряд - А. Пейсахович, М. Кузнецов-Волжский, А. Шорчев, Д. Фрадкин, М. Назаров, К. Дорохов, Г. Нисский, М. Хазанов;
2 ряд - В. Почиталов, И. Ефимов, М. Фонвизина, Р. Семашкевич, А. Артобатская, заведующий станкового отделения П. Суриков, декан живописного факультета Б. Уитц, преподаватель цвета С. Алексеев, М. Милашевская, Ю. Махоткин, Т. Пустовалов;
3 ряд - Е. Пастернак, М. Кончаловский, В. Белоручев, Н. Афанасьева, Ф. Булгаков, В. Левик, Р. Барто, С. Чуйков, С. Казарновская, Н. Ромадин, К. Казарьян, Г. Тарасевич, Е. Анисимова-Руцай.
На фоне слева - картина В. Белоручева, в центре - три картины С. Чуйкова. (Из архива О.О. Ройтенберг).
|
Константин Вялов, Георгий Нисский, Георгий Ряжский,
Фёдор Антонов,
Фёдор Богородский и Александр Дейнека (сидит). 1953 г. |
Выставки:
Спр., т. I, с. 502 (указ.);
т. II, с. 517 (указ.);
1976 - Зап. Берлин;
1978 - новые поступления. ГРМ (кат., 1981);
1979 - художники 1-й пятилетки. ГТГ (б. к.);
1982 - 50 лет МОСХа. М., ЦВЗ;
1985 – Молодость страны. ПТ;
1986 - Этапы большого пути. ПТ;
полученные в дар. ГТГ (кат., с. 40);
1988 - 20-30-е годы. ГРМ (кат., Л., 1988, с. 72);
1990 - 30-е годы. ГТГ (кат., 1992).
Литература:
Мурина Е. Б. - альбом. М. 1952;
Халамияасий Ю. - М., 1961;
Киселев М.Ф. – М., 1972 (даты жизни и творчества, список осн. произв., участие в в-ках, перс, в-ки, библиография).
КАНЕВСКИЙ В.А.
Художники Масловки. Биографические зарисовки
Для Нисского не было разницы, где работать: он мог взять холст, куда-то уехать и писать на природе, а мог это делать в мастерской. Мне кажется, он работал без эскизов. Мог, например, взять у отца вырезки от паспарту и писать на них шикарные гуаши “по-мокрому”.
Нисский был одним из немногих художников, кто умел тогда водить машину. У него и яхта была своя, стояла в Хлебниково. Просто другие цены были тогда на машины; труднее было достать, чем купить, - притом что “Волга” стоила примерно столько, сколько одна картина.
У дяди Жоры были друзья среди летчиков, с которыми он летал, среди спортсменов, с которыми он ходил на яхте. Его яхта была трофейной и никакой особой цены не имела, это был чисто спортивный момент, как сейчас сказали бы, плейбойский.
|