Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: maslovka-book@ya.ru тел. +7(925)015-43-12Мидлер Виктор Маркович
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивКупить. Актуальные преложенияПоиск в помощь коллекционеруФорум

  

МИДЛЕР В. М. ____________________ MIDLER Viktor

Мидлер Виктор Маркович
1888-1979

 Мидлер Виктор Маркович

  • творчество
  • фотографии
  • выставки
  • статьи о художнике

  • Мидлер Виктор Маркович 1888, местечко Томашполь Каменец-Подольской губернии - 1979, Москва.
    Живописец, график, искусствовед. Яркий представитель московской школы живописи.
    Окончил Одесское художественное училище по классу К. К. Костанди (1913).
    Учился у А. М. Нюренберга и Г. А. Ладыженского.
    В 1914 — 1917 гг. жил и учился в Москве в мастерских А. В. Куприна, И. И. Машкова, Р. Р. Фалька. Был близок к объединению. «Мир искусства».
    С 1917 г. участник выставок. Член объединений «Товарищество независимых художников» (Одесса, 1918), «4 искусства» (1926 - 1929).
    В 1818 — 1923 гг. жил и работал в Средней Азии. Был заместителем председателя Туркестанского комитета по делам музеев, охраны и реставрации памятников старины.
    В 1919 г. принимал участие в оформлении Одессы к революционным праздникам.
    С 1923 жил в Москве. Работал старшим хранителем отдела новейшей русской живописи ГТГ. Был одним из организаторов и авторов концепции выставки живописцев-бубнововалетцев, открывшейся в залах Третьяковской галереи 1 марта 1927 года.
    В 1925-1926 гг. совершил поездку по еврейским колониям на Украине и в Крыму, создал цикл работ о еврейских местечках и серию портретов.
    Один из организаторов МОСХ.


    Музеи: Владивосток, Вороново Московской обл., ГМИИ, ГМУИИ (Киев), Музей А. Я. Абрамяна (Ереван), ГТТ, Нукус, Псков, Саратов, Тверь, Челябинск.

    В.М. Мидлер. картина: Учебное плавание. 1933. Х.М. 150х120. Нукус
    Учебное плавание. 1933. Х.М. 150х120. Нукус.

     Мидлер В. М. Учебное плавание (фрагмент). 1933. Х.М. 150х120. Нукус
    Учебное плавание (фрагмент). 1933. Х.М. 150х120. Нукус
     Мидлер В. М. На занятиях
    На занятиях

    В.М. Мидлер. картина: Хоккей на катке в парке ЦДКА. Нач. 1930-х. Х.М. 107х143. РОСИЗО
    Хоккей на катке в парке ЦДКА. Нач. 1930-х. Х.М. 107х143. РОСИЗО.


    Фотографии:

    Нюренберг, Мидлер, Фальк, Нариманов, Рыбников. 1925 г.
    Нюренберг, Мидлер, Фальк, Нариманов, Рыбников. 1925 г.

    В.М. Мидлер, Н. Юхневич, А.М. Нюренберг, И.Е. Малик.  Начало 1920-х г. (Из архива семьи И.Е. Малика).
    В.М. Мидлер, Н. Юхневич, А.М. Нюренберг,
    И.Е. Малик. Начало 1920-х гг.
    (Из архива семьи И.Е. Малика)
    Художники Мидлер, Н. Юхневич, А.М. Нюренберг, И.Е. Малик. (Фрагмент. Из архива семьи И.Е. Малика).
    Художники В.М. Мидлер, Н. Юхневич, А.М. Нюренберг, И.Е. Малик.
    (Фрагмент. Из архива семьи И.Е. Малика)

     Письмо Д. Бурлюка к В. Мидлеру
    Письмо Д. Бурлюка к В. Мидлеру


    Выставки:
    Спр., т. I, с. 496 (указ.), т. II, с. 509 (указ.);
    1982 - перс. МОСХ (Црузь В. - ст. в кат.);
    1985 – перс. однодневная. МДХ;
    1990 - 30-е годы. ГТГ (кат., 1992, с. 35-36);
    1992 - 20-30-е годы. МОСХ, ЦДХ (кат., 1991, с. 76).




    В.М.Мидлер. Хоккей на стадионе "Динамо". Первая половина 1950-х гг. (?)

    Творчество Виктора Марковича Мидлера (1888 - 1979) до сих пор остается малоизученной страницей истории отечественного искусства ХХ века. Замечательный живописец, график, талантливый искусствовед, он принадлежит поколению художников, которые, получив профессиональные навыки в дореволюционный период, начинают самостоятельно работать уже после Октябрьской революции 1917 года. Виктор Мидлер достаточно поздно начал учиться живописи: лишь в двадцать лет он поступает в Одесское высшее художественное училище, где его педагогами становятся А.М.Нюренберг, Г.А.Ладыженский и К.К.Костанди. По окончании пятилетнего курса обучения он перебирается в Москву и поначалу увлекается творчеством мастеров знаменитого "Мира искусства". Но к 1917 году его пристрастия меняются: стремясь освоить новаторские принципы живописи российских последователей П.Сезанна - художников общества "Бубновый валет", Мидлер занимается во Вхутемасе в мастерских А.В.Куприна, И.И.Машкова и Р.Р.Фалька. Импульсы полученных здесь уроков впоследствии будут ощутимы и в зрелых его работах.

    В 1920-е годы, с энтузиазмом приняв перемены произошедшие в стране после революции, художник активно включается в культурное строительство советской республики: по заданию наркома просвещения А.В.Луначарского инспектирует работу региональных художественных секций, в 1918-1923, живя в Средней Азии, добивается реставрации самаркандских памятников, а возвратившись в Москву становится организатором и хранителем отдела новейшей русской живописи Государственной Третьяковской галереи. Весьма значимой для творческого самоопределения художника оказалась командировка во Францию и Германию в 1927 году. Во время поездки он познакомился не только с богатейшими музейными коллекциями этих стран, но и со многими выдающимися русскими и европейскими мастерами, представителями самых разнообразных направлений в искусстве первой четверти ХХ века. Яркие заграничные впечатления, необычайно насыщенная культурная жизнь в самой России отразились в стилистическом многообразии работ Мидлера 1920-1930-х годов - стараясь найти свой индивидуальный почерк, он словно примеривается к разным манерам, пробует разные техники. Постепенно складывается творческое кредо мастера, приведшее его в группу "Четыре искусства". Опираясь на традиции высокой живописной культуры отечественного и европейского (главным образом французского) искусства, участники этого объединения декларировали стремление к "живописному реализму", к повышению художественного качества создаваемых произведений. Любая тема рассматривалась ими как повод для решения прежде всего внутренних задач искусства.

    В 1930 году группа "Четыре искусства" перестает существовать, и Мидлер, как и большинство ее членов переходит в АХРР. В 1932 он становится одним из организаторов московского отделения Союза художников. Но с конца 1930-х годов начинается разлад художника со своей эпохой. Верность собственным творческим принципам, нежелание подстраиваться под все более ужесточающиеся требования идеологии соцреализма обрекают его на долгие годы творческой изоляции. Продолжая работать, он - как "формалист" - практически не имеет возможности участвовать в выставках, лишен отклика на свое искусство. Прожив долгую жизнь, Виктор Мидлер так и не дождался своей персональной выставки - она состоялась в 1982 году уже после смерти мастера.

    Хранящаяся в Радищевском музее картина "Хоккей на стадионе "Динамо" не датирована, однако, с большой долей вероятности можно предположить, что она могла быть написана не раньше 1923 года, когда по инициативе Ф.Э.Дзержинского было создано спортивное общество "Динамо" и началось строительство его первого стадиона, и не позднее середины 1950-х годов, о чем свидетельствуют некоторые детали, характерные для определенного этапа развития хоккея.

    Художник изобразил игру в хоккей с мячом, на что указывают большое число находящихся на поле игроков (по правилам каждая команда должна состоять из 11 хоккеистов, включая вратаря), форма клюшек и необычно низкие ворота, которые видны на картине слева и почти наполовину "обрезаны" краем холста. Современный зритель мало знакомый с историей спорта может не сразу догадаться, что это именно ворота еще из-за того, что стоящий рядом с ними вратарь в темной форме изображен без клюшки. Тем не менее, ворота такого типа действительно существовали в "русском хоккее" (являясь одной из особенностей, отличавших его от английского "хоккея-бенди") до середины 1950-х годов, когда была организована Международная федерация, разработавшая единые для всех национальных команд правила игры. С этого времени высота ворот в хоккее с мячом превышает два метра. Соответственно и работа Мидлера едва ли могла быть написана позже.

    Еще одна деталь, которая может помочь при датировке картины - силуэт здания, расположенного слева на дальнем плане у самого края холста, очень напоминающий одну из так называемых "сталинских высоток", которые возводились в Москве в конце 1940-х - начале 1950-х годов. Если это действительно так, хронологические рамки создания полотна должны быть сужены до первой половины 1950-х годов.

    "Хоккей на стадионе "Динамо" написан в раскованной импрессионистской манере в соответствии с основными принципами пленэрной живописи. Художник убедительно передал и динамику, и азарт спортивного состязания, однако главным для него все-таки было уловить состояние световоздушной среды, запечатлеть красочное зрелище морозного зимнего дня. Пробивающиеся сквозь легкие высокие облака солнечные лучи, зажигающие белизну снега и льда ярким золотистым свечением, игру цветных рефлексов всевозможных оттенков на гладкой поверхности катка, влажную голубоватую дымку, окутывающую деревья и здания, расположенные на дальнем плане, пестроту заполненной болельщиками трибуны. Основная холодная сиреневато-голубая красочная гамма смягчается теплыми охристыми, розовыми, красными, коричневатыми тонами. Столь сложное колористическое построение картины, основанное на гармоничном созвучии тончайших цветовых нюансов, очевидно подвластно лишь зрелому, сложившемуся мастеру.
    Беляева Г.А.
    Литература:
    Елъшевская Г. - В сб.: Советская живопись 8. М., 1986.




    Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены.

    Опубликовано: 2007-09-19 (17792 Прочтено)

    [ Назад ]
    Content ©
    ® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на www.moyamaslovka.ru, обязательна.



    Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.



    Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биография и фотоархив художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное многожанровое культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись и в целом изобразительное искусство - это и школа, и биография, и история, и культура нашего недавнего времени.

    Открытие страницы: 0.237 секунды