| |
ФИЛОНОВ П. Н. __________________ FILONOV PavelФилонов Павел Николаевич 1883 - 1941
Филонов Павел Николаевич. 20 января 1883 (Москва) — 3 декабря 1941 (Ленинград)
Живописец, график.
В детстве был танцором кордебалета московских театров. В 1897, оставшись сиротой, переехал в Санкт-Петербург к своей старшей сестре. В 1897–1901 посещал вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художеств. Параллельно учился в живописно-малярных мастерских, окончил их в 1901, затем работал по малярному делу. С 1903 по 1908 занимался в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского.
В 1905–1907 совершил поездку по Волге на Кавказ, а также в Иерусалим. В 1908 продолжил обучение в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. В 1910 отчислен. В том же году стал одним из организаторов «Союза молодежи», участник трех его выставок. В 1911–1912 в течение полугода путешествовал по Италии и Франции. В 1913 принял участие в организации футуристического театра в петербургском «Луна-парке», где вместе с И. С. Школьником оформил один из первых футуристических спектаклей — трагедию В. В. Маяковского «Владимир Маяковский».
В 1914 опубликовал совместно с другими художниками декларацию-манифест «Сделанные картины» с грифом «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков», в манифесте провозглашался лозунг «сделанности» в искусстве. В 1914–1915 иллюстрировал футуристические издания. Написал «Идеологию аналитического искусства и принцип сделанности». В 1915 выпустил свою единственную поэму «Пропевень о проросли мировой», которую сам и проиллюстрировал.
В 1916–1918 был на фронте в Бессарабии. В 1919 участвовал в Первой государственной свободной выставке произведений искусства в Петрограде. В 1923 экспонировал свои работы на Выставке картин петроградских художников всех направлений. Недолгое время сотрудничал с Инхуком в Петрограде, где руководил отделом общей идеологии (1923). Тогда же опубликовал «Декларацию мирового расцвета».
В 1925 основал коллектив Мастеров аналитического искусства (МАИ, Школа Филонова), который уже в 1927 насчитывал 40 членов. Среди них: Т. Н. Глебова, Б. И. Гуревич, П. М. Кондратьев, А. И. Порет, М. П. Цибасов, А. С. Сашин, Н. Г. Лозовой, Е. А. Кибрик и другие. В 1927 вместе с учениками создал костюмы и декорации к постановке «Ревизора» Н. В. Гоголя в Доме печати в Ленинграде. В 1929 руководил оформлением агитпьесы «Царь Гайкин I» в Васильевском клубе рабочих-металлистов.
В 1929–1931 в Государственном Русском музее была подготовлена персональная выставка Филонова (не открылась). В 1931–1933 руководил работой МАИ по иллюстрированию финского эпоса «Калевала» для издательства Academia. В 1932 принял участие в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде, а годом позже — в Москве.
В 1941 умер от голода в блокадном Ленинграде, похоронен на Серафимовском кладбище.
Первая персональная (мемориальная) выставка Филонова состоялась в 1967 в Картинной галерее Сибирского отделения АН СССР в Новосибирске, за ней последовала обширная экспозиция в Государственном Русском музее в Ленинграде в 1988. В 2006–2007 в Государственном Русском музее, а затем в ГМИИ им. А. С. Пушкина прошли ретроспективные выставки «Павел Филонов. Очевидец незримого».
Филонов — один из ведущих мастеров русского авангарда. Он был захвачен искусством архаики, постигал его поэтическую и пластическую сущность, стремясь добраться до самых истоков искусства, и выработал свой собственный неповторимый стиль. При этом Филонов всячески подчеркивал необходимость мастерства или «сделанности» — тщательной выписанности каждой детали, каждого звена («каждого микрона изображения»), добиваясь эффекта живого движения материи. Любое явление художник воспринимал во множестве измерений, свои впечатления и наблюдения он совмещал в одном изображении на рисунке или картине. Синтез архаики и современной аналитики составляет основу филоновского стиля. На его мировоззрение огромное влияние оказали строгая академическая выучка (Филонов высоко ценил таких мастеров как И. К. Айвазовский и В. В. Верещагин, прекрасно владевших техникой живописи и рисунка), искусство символизма, в особенности творчество М. А. Врубеля, работы мастеров Северного Возрождения и неопримитивизм.
Жизнь самого Филонова была подобна легенде: он жил как подвижник, убежденный и преданный своим идеям, своему искусству, которое, по его мнению, способно активно влиять на людей, никогда не продавал свои картины, мечтая передать их государству для организации Музея аналитического искусства.
Творчество Филонова представлено в ряде музейных собраний, в частности в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина (в основном отдельными произведениями). Самая значительная коллекция работ мастера находится в Государственном Русском музее (свыше 400 живописных и графических работ).
(В статье использована информация сайта artinvestment.ru)
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2008-02-28 (12287 Прочтено) [ Назад ] |
|
|