| |
МОЛЧАНОВ К. М. ______________ MOLCHANOV KonstantinМолчанов Константин Михайлович 1906-1980
Молчанов
Константин Михайлович, заслуженный работник культуры России, живописец.
Учился во Вхутемасе, был членом АХРР. В 1922 г. он сдает экзамены на ИПО — испытательно-подготовительное отделение, а позже учится на графическом отделении Вхутемаса.
В 1942 году Молчанов был призван в ряды Красной Армии.
Принимал участие во многих выставках.
Музеи:
|
Творчество:
Зенитные орудия у Военно-воздушной академии. |
Фотографии:
Выставки:
1922 Первая русская художественная выставка. Берлин, галерея Ван-Димена 1926 Первая выставка графики. Москва 1929 IX выставка АХР «Искусство в массы». Москва Выставка дипломных работ полиграфического факультета Вхутеина. Москва 1931 Выставка «Искусство третьего решающего года пятилетки». Москва 1932 Выставка «Плакат на службе пятилетки» (Первая всесоюзная выставка плаката). Москва Юбилейная выставка «Художники РСФСР за 15 лет». Москва—Ленинград 1933 Выставка «Художники РСФСР за XV лет (1917—1932)». Графика. Москва 1936 Выставка молодых художников к конференции ВЛКСМ Дзержинского района. Москва 1937 Пятая выставка московских живописцев. Москва 1939 Шестая выставка Союза московских художников. Москва Всесоюзная выставка молодых художников, посвященная двадцатилетию ВЛКСМ. Москва 1941 Выставка «Молодые художники РСФСР». Москва 1942 Выставка «Пейзаж нашей Родины». Москва Выставка «Великая Отечественная война в агитплакатах и «Окнах ТАСС» художников РСФСР». Москва 1945 Выставка «Боевой путь 1-го Белорусского фронта». Миньск-Мазовецки. Польша Выставка «От Волги до Эльбы». Вальтерсдорф. Германия 1946 Выставка живописи, графики, скульптуры художников-фронтовиков. Москва 1947 Выставка фронтовых зарисовок московских художников. Москва Весенняя выставка произведений московских живописцев и скульпторов. Москва 1952 Весенняя выставка живописи московских художников. Москва 1953 Весенняя выставка живописи московских художников. Москва 1955 Выставка живописи и графики московских художников. Москва 1956 Весенняя выставка произведений московских художников. Москва 1957 Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Москва 1958 Всесоюзная художественная выставка «40 лет ВЛКСМ». Москва Выставка «По дорогам войны». Москва 1960 Выставка произведений московских художников. Москва 1961 Выставка «15 лет со Дня Победы». Москва 1962 Выставка живописи и скульптуры московских художников. Москва 1966 Выставка работ художников МОСХ и военных художников Студии им. М. Б. Грекова. Москва Выставка «Битва за родную землю». Москва 1967 Выставка «Художники Москвы — 50-летию Октября». Москва 1973 Персональная выставка К. М. Молчанова. Живопись, рисунок. Москва 1975 Выставка «Окна ТАСС». 1941—1945 гг.». Москва Выставка «Московские художники—30-летию Великой Победы». Москва 1977 Выставка фронтовых рисунков и этюдов, посвященная 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ленинград 1980 Выставка «Московские художники — 35-летию Великой Победы». Москва 1981 14-я выставка произведений московских художников — ветеранов Великой Отечественной войны. Москва
Литература:
Молчанов Константин Михайлович
Более полувека длилась творческая жизнь Константина Михайловича Молчанова. И если пятьдесят лет — это вообще немалый путь для искусства и художника, то пять десятилетий, охватывающих периоды становления советского искусства, его развития в годы Великой Отечественной войны и после ее окончания, особенно насыщены событиями художественной жизни, знаменующими перемены, открытия, а порою — и противоречия. От двадцатых по семидесятые годы включительно работал в искусстве Константин Молчанов. Учился во Вхутемасе, был членом АХРР. На середину творчества художника пришлась война, глубоким рубежом поделившая жизнь его поколения на три неравных части: до войны, в войну и после войны. И четыре военных года для него, как и для его сверстников, оказались временем особенно значительным. Если же отменить нечто, свойственное Молчанову во все периоды его творческой жизни, то это будет честный и поэтичный образный анализ жизни. Тонкий лиризм, в котором проявляются человечность и доброта. К. Молчанов всегда стремился к созданию образов, тяготеющих к гармонии. Его камерное в своей основе творчество — явление характерное как для всего русского, так и в особенности для московского искусства. Константин Михайлович Молчанов родился в 1906 году, в семье, не имевшей отношения к искусству. В 1918 году двенадцатилетним Молчанов, играя с ребятами на улице, вылепил из снега портрет Карла Маркса. Скульптура попалась на глаза газетному корреспонденту, фотографию опубликовали, разыскали автора и послали учиться во Вхутемас вольнослушателем. В 1922 году он сдает экзамены на ИПО — испытательно-подготовительное отделение, а позже учится на графическом отделении Вхутемаса. То было время сложное, трудное и вдохновенное. Молодая республика, строясь и развиваясь на новых социальных основах, создавала и новую культуру, новое искусство. Для подготовки кадров, способных решать художественные задачи, выдвигаемые жизнью, и было открыто новое учебное заведение Вхутемас – Высшие художественно-технические мастерские. Студентов здесь объединяло горячее стремление развивать настоящее, революционное искусство. На графическом факультете К. Молчанов близко соприкоснулся с творческими системами П. Митурича, Н. Купреянова и Д. Моора. Преподавали тогда на факультете также В. Фаворский, И. Нивинский, Л. Бруни. Педагогами по живописи были К. Истомин и Л. Соколов. Высокопрофессиональная среда, романтическая атмосфера возвышенного отношения к искусству, безусловно, в целом влияет на формирование молодого художника. Видимо, именно этой атмосфере и обязан Молчанов своим неизменно поэтическим мировосприятием, которое сочеталось со свойственной ему добротой к людям и любовью к природе. Подобное отношение к жизни, естественно, требовало своего выражения. И здесь самое, быть может, сильное влияние на К. Молчанова оказал график Д. Кардовский с его умением рисовать конкретно и одновременно тонко и образно-поэтично. В 1922 году происходит знаменательное событие. Молчанов в числе других талантливых студентов Вхутемаса приглашен участвовать в Первой русской художественной выставке в Берлине в галерее Ван-Димена. На ней были представлены произведения А. Архипова, А. Бенуа, Л. Бруни, И. Грабаря, С. Герасимова, А. Дейнеки, М. Добужинского, П. Кончаловского, П. Кузнецова, Н. Крымова, А. Куприна, И. Машкова, М. Нестерова, Л. Туржанского, П. Петровичева. В 1926 году Молчанов участвует в большой экспозиции Первой выставки графики. В жюри были А. Бакушинский, В. Доброклонский, Д. Кардовский, В. Фаворский и другие. С этого момента он становится постоянным активным участником многих выставок советского изобразительного искусства. В 1929 году Молчанов завершает свое образование во Вхутемасе-Вхутеине. Его дипломные работы — плакат «Вступай в колхоз!» и серия автолитографий «За власть Советов» были удостоены высшей оценки. Но хотя плакат как вид монументальной графики легко давался художнику — сказались навыки, полученные во Вхутемасе — его восприятие жизни полнее реализовалось в станковых образах. Основными жанрами искусства Молчанова с первых его самостоятельных шагов стали портрет и пейзаж, в наибольшей степени приближенные к человеку, к его состоянию, настроению. В 1931 году был создан холст «Старая Масловка», Масловка начала 30-х годов представляла собою мотив для традиционного русского лирического пейзажа: улица с серыми небольшими домами, со вспышками красных крыш напоминала деревенскую. В те годы Молчанов активно набирает опыт живописца. Все решительнее избавляется от серых теней, еще ощутимых в некоторых работах, таких как, например, «Старик с трубкой» 1932 года. Все заметнее проступает в его живописи традиция пленэризма, восходящая к живописной системе «Союза русских художников». Тогда как ранее в этом отношении заметнее была скорее близость к позднему передвижничеству. Именно эти черты стали характерными для живописи Молчанова с середины 1930-х годов. Таковы его работы «Поселок Нахаловка. Мариуполь». «Восход солнца на море» (обе — 1934), «Девочка с куклой», «Осенний этюд» (обе — 1936), «Первый снег», «В парке ЦДКА» (обе — 1937), «Дорога в горах. Судак» (1939). В наиболее сложившемся виде новое направление живописных поисков художника выявилось в таких произведениях, как «Девушка в зеленой кофте», «Утро на море. Судак» (обе — 1939) и др. Особенно выразителен холст «Вечером», исполненный художником в 1936 году. Интерьер в доме отца написан очень эмоционально. И хотя от всей обстановки веет покоем, пастозный динамичный мазок, сочетания насыщенных дополнительных цветов, контрастные светотеневые градации придают изображенному драматический характер. Здесь во всей убедительности раскрылась образная концепция Молчанова, в которой большую роль играет настроение. Работая в самых разнообразных видах и жанрах графики и живописи, Молчанов значительное внимание уделяет портрету. Наиболее удавались художнику портреты близких людей. Среди них выделяются живописные портреты дочери Светланы: «Портрет ребенка» (1938), «Девочка с куклой» (1936), «Светлана с мишкой» (1937), «Сон Светланы» (1937), «Светлана» (1942), «Школьница» (1947). Истинный талант портретиста раскрылся в его фронтовых работах, живых и эмоциональных. И это не было случайностью у художника, которому по окладу его дарования никогда не импонировала парадная представительность в портрете. В 1942 году Молчанов был призван в ряды Красной Армии и прошел длинный и трудный путь войны. Он был хорошим солдатом. Об этом свидетельствуют награды — орден Отечественной войны II степени, медали за оборону Москвы и Сталинграда, за освобождение Варшавы, за взятие Берлина. Люди и события войны стали содержанием главным образом рисунков Молчанова, В них раскрылся прежде всего его дар портретиста — доброго, умного, всепонимающего человека. Художника, обладающего зорким взглядом и точной, верной рукой. В его работах — размышление с карандашом в руках о человеке на войне, глубокое проникновение в его духовный мир. Таковы изображения старшего лейтенанта Л. Линчевского (1944), младшего сержанта Алексеенко (1944), ефрейтора Гумбуридзе (1944), Героя Советского Союза гвардии майора В. М. Королева (1945), бывалого солдата с каской (1945), сапера Глотова, прошедшего боевой путь от Волги до Эльбы (1945), и др. С тех пор прошло сорок лет. И с каждым уходящим десятилетием все новую и новую ценность для сегодняшних и грядущих поколений обретают фронтовые работы Молчанова. Какие бы места ни писал Молчанов — Поленово, Истру, Гурзуф или Финский залив, образы, создаваемые им, монументальны, величественны, вдохновлены светлыми раздумьями. Отметим, что именно 1970-е годы оказались для художника новым этапом активного творчества, временем «второго дыхания». Это было особенно заметно на фоне его тяжелого болезненного состояния. Для работ тех лет характерны особая просветленность, поэтичность и оптимизм. Освоенная художником техника пастели сообщает его произведениям легкость и прозрачность (»Моя Москва», «Розовые флоксы», обе — 1970).
Незадолго до начала Великой Отечественной войны начинается педагогическая деятельность К.М.Молчанова, которой он, как и искусству, посвятил себя до конца своих дней.
Константин Михайлович считал главной задачей Учителя ( с большой буквы ) - не убить в ученике стремление к искусству, привить поэтическое умение видеть в жизни красоту повседневности, умение удивляться, радоваться и любоваться цветом, формой, пластикой линии. « Чему только можно и нужно учить, - это вечным, незыблемым законам формы, самым основным и самым общим...», - писал Константин Михайлович Молчанов. Он учил лицеистов ( в те годы МСХШовцев ) мыслить и видеть пластическое явление изнутри, в его целостности, конструировать его, а не списывать с натуры. Он старался привить своим ученикам любовь к материалу, к мастерству, способствовать овладеванием ими практических навыков рисунка и живописи для легкого, артистичного воплощения идей, чувств и мыслей на уровне великого искусства.
Творчество К.М. Молчанова можно условно разделить на три периода - довоенный, военный и послевоенный, связанных с основными событиями в стране, с которыми так же тесно переплелась и судьба художника.
Закончив в 1929 году графическое отделение ВХУТЕМАССа, он посвящает себя искусству графики и агитационного плаката. Его жизнь и творчество можно рассматривать только в тесной взаимосвязи с тем временем и требованиями, которые выдвигались эпохой. Большое количество его работ довоенного периода создано с учетом доктрины нового искусства, в основе которого лежала способность говорить с массами. Наряду с этим в его творчестве присутствуют камерные работы, написанные по состоянию души в лучших традициях русской реалистической школы, передающие эмоциональное состояние автора, очарованного красотой природы.
Война оказала заметное влияние на содержание искусства и на сам творческий процесс, на отношение художника к жизни. Резко возросло значение конкретного факта и точного документа, и поэтому рисунок приобрел, особенно в первое время, чуть ли не ведущее положение. Графическая часть творческого наследия автора включает в себя портреты фронтовиков, фронтовые зарисовки и графические пейзажи 1941 – 1945гг.
С начала 1970-х годов К.М. Молчанов начинает работать пастелью, продолжая много писать маслом, рисовать углём, сангиной и в другими материалами. Этот период богат живописными и графическими портретами артистов, поэтов, композиторов, деятелей искусства.
За участие в Великой Отечественной войне он награжден орденами и медалями. Произведения К.М.Молчанова «К весне», «Портрет ударника» вошли в коллекцию Государственной Третьяковской галереи, а за многолетнюю плодотворную творческую и педагогическую деятельность в 1968 году ему было присвоено почетное звание заслуженного работника культуры РСФСР.
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2004-12-07 (26414 Прочтено) [ Назад ] |
|
|