Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: izofond@yahoo.com тел. 8-903-141-7207Ватагин Василий Алексеевич
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивКупить. Актуальные преложенияПоиск в помощь коллекционеруФорум

Поиск зала художника
фамилия:

М а с л о в к а

История Городка
(фильмы о Масловке)


Художники прошлых поколений Масловки:
 · 1870 - 1889  гг. р.
 · 1890 - 1899  гг. р.
 · 1900 - 1909  гг. р.
 · 1910 - 1919  гг. р.
 · 1920 - 1950  гг. р.

Учителя и коллеги -
ближний круг Масловки:

 · 1850 - 1879  гг. р.
 · 1880 - 1889  гг. р.
 · 1890 - 1899  гг. р.
 · 1900 - 1909  гг. р.
 · 1910 - 1919  гг. р.
 · 1920 - 1929  гг. р.
 · 1930 - 1950  гг. р.

Совр.художники Масловки
 · 1910 - 1949  гг. р.
 · 1950 - по н.в.


Баннеры


МАСЛОВКА – городок художников. 
Изобразительное искусство советской эпохи. Живопись, графика, скульптура, плакат, статьи о художниках, фотографии . Современные живописцы Масловки.

МАСЛОВКА – городок художников. 
Изобразительное искусство советской эпохи. Живопись, графика, скульптура, плакат, статьи о художниках, фотографии . Современные живописцы Масловки.


  • Зарегистрироваться
  • Войти
  •   

    ВАТАГИН В. А. ____________ VATAGIN Vasiliy

    Ватагин Василий Алексеевич
    1884–1969

  • творчество
  • фотографии
  • выставки
  • Литература

  • Василий Алексеевич Ватагин (1883/1884–1969) - русский художник, скульптор, анималист, представитель символизма. Родился в Москве 20 декабря 1883 (1 января 1884) в семье преподавателя гимназии. Учился на естественном отделении Московского университета (1902–1907), попутно посещая студии Н.А.Мартынова (с 1899) и К.Ф.Юона (1904–1906). Работал также в студии К.Ф.Капштейна в Берлине (1910). Скульптурой занимался самостоятельно (с 1909). В 1903–1913 путешествовал по Западной Европе; совершил поездки в Индию и на Цейлон. Испытал влияние древнеегипетской и древнеиндийской культуры. Выезжал на север России, Кавказ, Среднюю Азию, Дальний Восток, дважды (в 1927 и 1961) писал наброски в заповеднике Аскания-Нова.
         Лучший анималист в русском искусстве 20 в. (имея в виду тех художников, что целиком посвятили себя этому жанру), проявил в своих произведениях по-своему мистическую убежденность в тайной мудрости природы, наглядно раскрывающейся в фауне. Тема «переселения душ», наделяющая его зверей почти человеческой характерностью, служит мифологическим фоном всего ватагинского творчества. Стиль мастера вполне может быть определен как символизм, включающий немало ориентальных мотивов, в особенности в раннем творчестве (Сидящий слон, крашеное дерево, 1915, частное собрание, Москва). Виртуозно работал в разных техниках и материалах, варьируя фактурные эффекты применительно к разным биологическим видам (Моржи, дерево, 1909; Тигр, бронза, 1925–1926; оба – в Третьяковской галерее, Москва; Кот-манул, керамика, 1957, Русский музей, Петербург). Едва ли не самыми любимыми его «героями» были обезьяны (Обезьяний шкаф, 1908–1909, частное собрание, Москва; две «головы орангов», 1927, Третьяковская галерея; все работы – дерево). Успешно выступал как график (альбом литографий Индия, 1922) и художник книги (цикл литографий к Маугли Р.Киплинга, 1926).
         Наряду с литературными сочинениями о животных (текстами того же Киплинга, а также Л.Н.Толстого, Дж.Лондона, Э.Сетон-Томпсона) проиллюстрировал немало научных изданий. Из его «естественнонаучных» вещей (всю жизнь он ощущал себя как бы в пограничье между зоологией и искусством, что обеспечивало, впрочем, известную независимость) наиболее значительны картины, написанные в 1930–1950-х годах для Дарвиновского и Зоологического музеев; лучшие из них представляют собой вполне самоценные художественные панно в стиле модерн. Оформил входы в Московский зоопарк (1931–1932; не сохранились, разобраны при перестройке 1980-х годов). С 1919 много работал и как педагог – в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и других институтах. В 1957 опубликовал учебно-очерковую книгу Изображение животного. Записки анималиста.
         Умер Ватагин в Москве 31 мая 1969.




    Иллюстрация к повести
    Р. Киплинга "Маугли".
    Тушь. 1921-1922.

    Играющие пантеры.


    Голова львицы.


    Верблюд. 1925. б. кар. акв. 36х22,8 см.


    Косуля. 1925. б. кар. тушь. 24,5х37 см.

    Лиса. 1926. б. кар. тушь. 24,5х30 см.


    Тигр. Бронза. 1925—1926.
    Третьяковская галерея, Москва


    Фотографии:



    Василий Алексеевич Ватагин за работой.

    В.А. Ватагин с вороной.


    Макс Бирштейн
    «Василий Алексеевич Ватагин»

        Я очень благодарен судьбе, столкнувшей меня с таким чудесным, чистейшим человеком и художником, как Василий Алексеевич Ватагин, патриарх советской школы анималистов.
         В молодости Василий Алексеевич окончил с отличием Школу живописи, ваяния и зодчества и, получив заграничную поездку, вместе с Алексеем Ильичом Кравченко поехал в Индию. Ее удивителыные храмы, священные животные произвели на Ватагина неизгладимое впечатление.
         И вот я у него в мастерской, у него в мастерской порядок — индианки, негритянки, забавные обезьяны, мудрые слоны, благородные львы знают свое место и оставляют в центре мастерской свободное место, где мастер, в неизменной черной тюбетейке с раннего утра рубит из послушного де-рева очередную работу. Василий Алексеевич в отличие от большинства скульпторов все делает сам, не пользуясь трудом помощников.
         Я пишу прямо у него в мастерской большую работу, состоящую из 4 частей: сверху, как бы фриз, где на полке стоят в центре индийский раскрашенный бык, индийский слон, фигурка обнаженной девушки, тут же декоративные рыбы, еще какие-то звери; в правой части изображена большая негритянка, кенгуру, обезьянки, в центральной части — сам Василий Алексеевич в синем халате, в руках стамеска — киянка, деревянный молоток, с которым он работал всю жизнь. Работает над большой деревянной скульптурой — Маугли обнимает Багиру. В левой части — большой орел, над ним — медведь и голова тигра. А над ним красивая знаменитая скульптура обезьяны, направо внизу кабан. Правая часть — большой орел, над ним на задние лапы встал медведь, сзади большая голова львицы.
         Эта большая композиция (183х240), написанная в 1962 году, была экспонирована на знаменитой, столь скандально известной по посещению Хрущевым выставки " 30 лет МОСХа". Сейчас эта композиция находится в муэее Иркутска и мне говорили, что очень удачно под ней стоит скульптура Ватагина "Маугли и Багира".




    Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены.

    Опубликовано: 2004-10-15 (37150 Прочтено)

    [ Назад ]