| |
БАРАНОВ-РОССИНЕ В. Д. ____________ BARANOV-ROSSINE VladimirБаранов-Россине Владимир Давидович 1888-1944
Баранов-Россине Владимир Давидович (настоящая фамилия и имя Баранов, Шулим-Вольф)
1 января 1888 (село Большая Лепатиха Таврической губернии) — январь 1944 (Аушвиц, Германия).
Живописец, график, скульптор, изобретатель.
Владимир Баранов происходил из мещанского сословия. В 1903–1908 он посещал Одесское художественное училище. В 1908 приехал в Петербург, где поступил в Академию Художеств, но на занятиях не присутствовал и через год за это был отчислен.
С 1907 начал участвовать в первых авангардистских выставках («Стефанос» в Москве, 1907; совместно с Д. Д. Бурлюком, А. В. Лентуловым и А. А. Экстер в выставке «Звено» в Киеве, 1908; «Венок-Стефанос» в Петербурге, 1909; «Импрессионисты» в Петербурге, Вильно, Берлине, 1909–1910; выставка в Художественном бюро Н. Е. Добычиной в Петрограде, 1919).
В 1910 уехал в Париж, где поселился в колонии художников «Улей» по соседству с М. Шагалом, О. Цадкиным, А. Архипенко, Х. Сутиным, А. Модильянии и другими. Под псевдонимом Россине (а потом и удвоив фамилию) выставлял в салонах свои футуристические и супрематические композиции, а также скульптуры — например, в Салоне Независимых представил «Симфонию № 2» из металлических труб, проволоки и пружин (1914, не сохранилась). Работы Баранова особо отмечал Г. Аполлинер.
В те же годы Баранов заинтересовался идеей музыкального и цветового синтеза посредством использования основных спектральных цветов и подружился с основоположником орфизма Р. Делоне. Под влиянием Делоне созданы такие картины, как «Война», «Голубой апокалипсис». Познакомился с А. Н. Скрябиным и написал его портрет, на котором композитор оставил автограф: «Музыканту красок — Скрябин».
С началом Первой мировой войны, в 1915 Баранов переехал в Скандинавию, жил в Норвегии. Здесь окончательно оформился стиль художника. Он спроектировал «оптофоническое» пианино и провел на нем первые концерты в Христиании (ныне — Осло) и Стокгольме. В норвежской столице состоялась и первая персональная выставка работ Баранова.
В 1917, вернувшись в Россию, Баранов обосновался в Москве, где в должности профессора преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас), служил при Наркомпросе в коллегии по делам искусств и художественной промышленности, стоял во главе мастерской в ПГСХУМ.
Одновременно работал и в Петрограде: исполнял революционные панно, участвовал в украшении города к первой годовщине Октября (в соавторстве с Б. М. Кустодиевым и К. С. Петровым-Водкиным). В том же 1917 представил свыше 60 своих работ на выставке в Художественном бюро Добычиной (Петроград), а также на экспозиции картин и скульптур художников-евреев (Москва).
Развивая идеи орфизма, в начале 1920-х Баранов обратился к светомузыкальным замыслам Скрябина. Он сконструировал клавир — усовершенствованный оптофон, за каждой клавишей которого были закреплены определенные звук и цвет. Свет через оптические фильтры проецировался на так называемый «хромотрон» (экран).
Первые «Оптофонические цвето-зрительные концерты» с использованием такого клавира его создатель провел в театре В. Э. Мейерхольда (1923) и в Большом театре (1924). Автор инструмента сам исполнял «Партию света» в аранжировке симфонического оркестра под руководством В. Сука.
В 1925 Баранов поселился в Париже, где запатентовал и активно демонстрировал свое изобретение. Там он продолжил проводить оптофонические концерты. Основал Оптофоническую академию, в которой занимался аудиовизуальными исследованиями и преподавал.
В 1930-е Баранов-Россине изобрел и другие агрегаты, такие как «хромофотомер» (для проверки качества драгоценных камней) и «мультиперко» (для производства и очистки химических растворов, стерилизации газированных жидкостей; запатентован в 1934), а также «динамический камуфляж» (для маскировки войск; запатентован в 1939).
В области скульптуры и живописи Баранов-Россине в этот период создавал цикл абстрактных композиций, прочно связанных с музыкальными ассоциациями. В этих композициях использовались принцип «ленты Мёбиуса», полихромия и материалы разного рода и фактуры. Баранов интересовался любыми новейшими живописными течениями, в частности сюрреализмом. Регулярно экспонировался в Салоне Независимых.
Ради заработка художнику приходилось заниматься бизнесом, одно время Баранов торговал недвижимостью.
С началом Второй мировой войны Баранов отказался покинуть Францию. В ноябре 1943, когда Париж был оккупирован, художника арестовали как еврея и переправили в Германию, где он погиб в нацистском концлагере Освенцим.
В России творчество Баранова-Россине было надолго позабыто. Но сейчас интерес к нему возрождается, обусловленный, вероятно, возрастающим вниманием к картинам художника за рубежом. В 1954 Салон Независимых устроил посмертную выставку Баранова-Россине.
Выставки прошли в Париже (1970, 1972/1973, 1984), Лондоне (1970), а также в Государственной Третьяковской галерее в России в 2004.
Произведения Баранова-Россине находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее современного искусства в Нью-Йорке, в Центре Жоржа Помпиду в Париже, в музее Людвига в Кельне.
В статье использована информация сайта artinvestment.ru
|
Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены. Опубликовано: 2008-11-23 (14394 Прочтено) [ Назад ] |
|
|