Ермолаева Вера Михайловна
1893 (Петровск, Саратовской губернии) — 1938 (под Карагандой)
Живописец, график, сценограф.
Около 1912 окончила гимназию в Петербурге. Художественное образование получила в середине 1910-х в Школе живописи, скульптуры и рисования М. В. Бернштейна и Л. В. Шервуда. В те же годы сблизилась с группой молодых художников, объединившихся в «Союз молодежи», — К. С. Малевичем, М. В. Матюшиным, П. Н. Филоновым и другими. Увлеклась народным искусством и русской иконописью.
В 1917 окончила Петроградский институт археологии. В 1918–1919 работала в петроградском Музее истории города. В 1918 стала сотрудником Отдела ИЗО Наркомпроса. В том же году организовала артель художников «Сегодня», которая выпустила несколько книг с гравюрами (иллюстрации и текст гравировались на линолеуме, гравюры раскрашивались от руки, тиражи были маленькие). Среди членов Артели были художники Н. И. Альтман и Ю. П. Анненков.
В 1919 опубликовала статью о живописных вывесках в журнале «Искусство коммуны». Начала работать над иллюстрациями детских книг, в это же время сложились творческие связи с В.В. Лебедевым.
В 1919 переехала в Витебск, где стала ректором Витебского художественно-практического института (до 1921 — Витебская народная художественная школа). По ее приглашению в институте стал преподавать К. С. Малевич. С 1920 вошла в группу Малевича «Утвердители нового искусства» (УНОВИС), целью которой была разработка принципов супрематизма. В 1920 работала над студийной постановкой кубофутуристической оперы «Победа над Солнцем» (музыка М. В. Матюшина, пролог В. В. Хлебникова, либретто А. Е. Крученых). Как член УНОВИСа принимала участите в выставках в Москве. В 1922 экспонировала свои работы на Первой русской художественной выставке в галерее Ван Димена в Берлине.
В 1922 вслед за Малевичем переехала в Петроград. С 1923 руководила лабораторией цвета в ГИНХУКе. С 1925 работала в Детском отделе Ленинградского Государственного издательства, вместе с В. В. Лебедевым. Оформляла книги для детей: Н. Н. Асеева, Д. И. Хармса, А. И. Введенского, Н. А. Заболоцкого и других. Создала иллюстрации к басням И. А. Крылова, роману Сервантеса «Дон Кихот», поэме Лукреция «О природе вещей».
В 1934 после смерти С. М. Кирова арестована по ложному доносу и осуждена. Трагически погибла в лагере под Карагандой.
Ермолаева начала играть активную роль в русском авангарде в годы своего преподавания в Витебском художественно-практическом институте. В основе ее живописного стиля лежат принципы кубизма и кубо-футуризма. В отдельных работах угадывается влияние Жоржа Брака. Искусству Ермолаевой присущи свобода и экспрессивность, столь прельщавшие ее в народном творчестве.
В первой половине 1920-х создавала беспредметные композиции. После разгрома ГИНХУКа в 1926, желая вернуться к системе фигуративного искусства, отошла от супрематизма. Писала пейзажи. Предметные работы художницы сохраняли ясную пластику формы и живописную силу цвета, отличавшие ее ранние авангардные опыты.
В статье использована информация сайта artinvestment.ru
Выставки:
1920-21 - УНОВИС в Москве (Спр. не указ.);
1932 - ... за 15 лет. Л. (Спр., т. I, с. 411);
Спр., т. II, с. 470 (указ.);
1972 - перс. ЛОСХ (б. к.);
1976 - Зап. Берлин;
1977 - Автопортрет ... ГТГ (кат., с. 71);
1978 - новые поступления, ГРМ;
1981 - «Москва-Париж» (кат, с. 359);
1982 - 50 лет ЛОСХа. Л., ЦВЗ; Токио; новые поступления. ГМИИ (кат, с. 162);
1988 - 20-30-е годы. ГРМ (кат., Л., 1988, с. 36; М., 1989, с. 261).
Музеи: ГМИИ, ГРМ, ГТГ.
(По материалам О.О. Ройтенберг)
Литература:
ББС, т. 4, кн. 1, с. 45-46;
Ковтун Е. Ф. - Детская литература, 1971, № 2;
Ковтун Е. Ф. - В сб.: Искусство книги. 1968-1969. Вып. 8. М., 1975;
Ковтун Е. Ф. - альбом. Л., Аврора, 1969; он же. - Творчество, 1989, № 6.
|