МОРОЗОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ, русский художник, родился 15 марта 1902 года в деревне Вотола Ивановской области.
Свой творческий путь начинал в Иванове. После окончания Иваново-Вознесенской рисовальной школы работал на текстильных предприятиях города, повышая свое профессиональное мастерство в Государственных художественно-промышленных мастерских у К.И. Корыгина.
В коллекции художника сохранились работы первых лет его учебы (1914-1922 гг.). Это учебные постановки, портреты, пейзажи, зарисовки улиц Иванова, местечка Воробьево, где он жил, вида на Ильинскую церковь.
Уехав в 1922 г. на учебу в Москву, поступил на рабфак искусств.
В 1930-м г. Александр Иванович получил диплом об окончании ВХУТЕИНа и звание художника станковой живописи. Все годы учебы в Иванове и потом в Москве Морозов занимался пейзажем. Русская природа покорила сердце художника, и ничто другое не трогало его душу. К сожалению, в институте пейзажного класса не было, и, как вспоминал Александр Иванович, он всего добивался сам, учился у великих мастеров. Учился не только в учебных классах ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, но и в залах Третьяковской галереи, восхищаясь полотнами И. Левитана, В. Серова, И. Шишкина, Ф. Васильева, Н. Ге, А. Саврасова, А. Васнецова.
В 1935 г. на Масловке в городке художников была организована первая персональная выставка Александра Ивановича.
Для многих его творчество стало открытием. Это был художник со своим взглядом на жизнь, ярко выраженной индивидуальностью. Он обладал чувством строгой формы, великолепно владел рисунком. В 1936-37 гг. Он создает серию работ “Подмосковные пейзажи”. Часть этих работ была представлена на Международной выставке в Париже в 1937г. и была отмечена Почетным дипломом жюри. За годы своего творчества Морозов создает огромное количество работ, объединенных в серии: "Волжская", посвященная Кинешме (1937-39 гг.), индустриальные пейзажи - "Канал имени Москвы", "Северный и Южный порты", '"Железнодорожные пути" (1950-60 гг.).
В годы Великой Отечественной войны он посвятил ряд работ военным будням. Была создана работа "Разгром вражеского аэродрома".
А.И. Морозов вел активную выставочную деятельность. С его творчеством можно было познакомиться на всех весенних и осенних выставках МОСХа. Он был участником всех юбилейных, тематических республиканских и союзных выставок, несколько раз организовывались его персональные выставки. Начиная с 1986 г., только в Ивановском областном художественном музее были организованы четыре крупных персональных выставки художника.
В 1969 г. Александру Ивановичу было присвоено звание заслуженного художника РСФСР. В 1979 г. за серию пейзажей "Родные мотивы" он стал Лауреатом Государственной премии им. И.Е. Репина, а в 1992, в год своего 90-летия, он получил звание народного художника России.
Умер А.И. Морозов 27 апреля 1997 года.
Музеи: Алма-Ата, Алупка, Ашхабад, Баку, Бердянск, Бишкек, Вильнюс, Владикавказ, Владимир, ГРМ, ГТГ, Донецк, Екатеринбург, Иваново, Иркутск, Краснодар, Курган, Нукус, Переславль-Залесский, Пинск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, София (Болгария), Улан-Удэ, Ульяновск, Херсон, Чебоксары, Якутск.
|
Творчество:
Пруд в Петровском парке. 1932 |
Дом с башней. 1934 | Во дворе. 1934 |
Тает снег. 1935. Х.М. 97х130 |
Автопортрет | Масловка. 1937 |
Летом. 1972 | Крыши. 1935 |
Натюрморт «Васильки». 1936 | Натюрморт с балалайкой. 1934 |
На Волге. Кинешма. 1936 | Кинешма. 1936 |
Баржи верером (Сумраки на Волге). 1936 |
В деревне Желябино. 1940 |
На Волге. Облачный день. 1940 |
Ветренный день. 1947 |
У стадиона "Динамо". 1954 |
Последние лучи. 1957 |
Во дворе старой Масловки. 1957 |
Осень. 1963 |
Оттепель. 1977 |
Стадион Динамо. |
Театральный проезд. 1944 |
Фотографии:
А.Морозов и любимая ворона Варя | А.И.Морозов. 1970-е. | Морозов с котом и курицей Фарнариной во дворе на Масловке
|
Выставки:
1978 – перс. М. (Костин В. И. - ст. в кат.);
1980 - Москва... ГТГ (Ройтенберг О. - свед. в кат., с. 149);
1986 - Этапы большого пути. ГТГ;
1987 - Будапешт;
1988 - 20-30-е годы. ГРМ (кат., Л., 1988, с. 41; М., 1989, с. 267); Вена;
1990 - 30-е годы. ГТГ (кат., 1992, с. 78);
1933 - перс. Иваново (Гурков О. - Ивановский рабочий, 1993, № 1).
Литература:
Морозов А. - Творчество, 1963, № 12;
Костин В. И. - Ж, 1969 (даты жизни и творчества, список осн. произв., участие в в-ках, перс. в-ки, библиография 1935-1967);
Костин В. И. - Творчество, 1985, № 11;
Костин В. И. Среди художников. М., 1986;
Калинин Е. - В сб.: Советская живопись 8, М., 1986;
Тутунов А. - Художник, 1987, № 6;
Калинин К. – Л., 1989 (перс. в-ки, библиография - неполно).
Музей народного художника России А.И. Морозова в г.Иваново
Мне бы хотелось, чтобы мой голос приветствовал посещающих музей: «Дорогие гости, приветствую Вас всех... Я многое мог бы рассказать о своей жизни...»
Родился я в 1902 г. в деревне Вотола. Отец мой, Иван Кузьмич, был замкнутым человеком. Он работал в Иванове на фабрике Гандурина рабочим и лишь по воскресеньям приезжал домой. Мать, Меланья Ивановна, была безграмотной женщиной. В семье было 6 детей. Все мое детство прошло среди замечательной русской природы. Под впечатлением этой природы у меня появилось желание рисовать...
При переезде в Иваново... вскоре умирает отец. Меня, брата и сестру определяют в приют для бедных. Этот приют содержал фабрикант А.И. Гарелин. Руководителям нравилось, как я рисую, и было принято решение устроить меня в рисовальную школу, филиал барона Штиглица. Никогда не забуду, какое было внимательное отношение преподавателей к учащимся этой школы... Только они, со своим индивидуальным подходом, воспитали во мне сильную любовь к искусству и преподали основы мастерства, понимание колорита, привили настойчивость к работе. Я лично жалел об окончании каждого учебного дня и вставал чуть свет, готовясь к любимым занятиям. В школе учился 3 года.
В 1922 г. в Иваново-Вознесенский губком комсомола пришла разверстка на учебу в Москву. Я согласился ехать и поступать на Московский рабфак искусств. Дома это встретили нежелательно. Мать и все родные были против... А я все же решил ехать.
Учеба шла туго. Такая была тоска, не знал, куда деться. Однажды, выйдя из здания Рабфака, вечером, увидел в освещенном окне танцующих девушек под руководством молодой женщины. Оказалось, что часть помещения арендовала студия искусства движения при Моспрофобре под руководством В.И. Цветаевой (старшей дочери И.В. Цветаева, создателя Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина).Так я стал заниматься балетом.
Дружба с А.И. Цветаевой связывала меня долгие годы.
В 1926 г. я закончил Рабфак и был переведен на основное отделение ВХУТЕМАСа.
На основном отделении по живописи был К.Н. Истомин. Он относился к моим работам внимательно... Как-то сказал о моем натюрморте: «У вас тарелка очень вертится, нужно ее приостановить. А так ничего»...
На втором курсе был по живописи у т. Древина. Он говорил мне: «Вы не понимаете живописи. Ужасно, что вы делаете...» Обращаясь к студентам, говорил обо мне - бездарность.
На третьем курсе я был у Ильи Ивановича Машкова. Он был художником нашего времени. Его мощная реалистическая живопись вошла в наш золотой фонд.
На четвертом курсе преподавал Д.П. Штеренберг. Он позволял писать, как мне хотелось, свободно. Он был доброжелателен и тактичен.
Окончил институт в 1930 г. из общежития выселили. Пришлось искать ночлег. Сразу найти не мог. Ночевал, где придется. Иногда садился в ночной пригородный поезд и коротал в нем ночь, а под утро возвращался в Москву.
Наконец от Союза художников на двоих получили комнату в деревянном одноэтажном доме на Масловке.
И все же все эти годы я работал. В 1935 г. была организована моя персональная выставка на Масловке. И.И. Бродский с этой выставки приобрел в музей молодых дарований в г. Бердянске три работы.
Весной и летом 1936 г. я жил и работал под Серпуховым в деревне Перхурово. Писал старые избы и мощные деревья, деревенские просторы. Пейзажи этого года мне кажется более оптимистичны. Они монументальны.
Осенью этого года я выехал на Волгу, начав тем самым новый этап в своей художественной жизни. Три года подряд выезжал я на Волгу в летние, осенние месяцы, в дни ранней весны. Писал баржи, их темную, обветренную, тысячу раз обмытую дождями обшивку, их тяжелую грузную массу. Эти поездки на Волгу в 1936-38 гг. полностью поглотили мои творческие интересы.
«Я много писал пейзажей за лето акварелью в размер стандартного листа. Вековые липовые аллеи с дорожками и могучими дубами. Пруды с затянутой ряской. Все это в парке Тимирязевской академии и не так далеко от моего дома. Ряд пейзажей написано на территории стадиона «Динамо». Сентябрь месяц думаю поработать в самом городе».
(Из письма Морозова А.И. Цветаевой. 31.08.1959 г.)
«Еще с осени у меня была мечта написать первый снег. Я такое время люблю больше всего». (Из письма Морозова В.И. Цветаевой. 1957 г.)
«С великой радостью поставила бы в помещение выставки твоей целый сноп темно-розовых и синих цветов... Рада за твой успех, честный художник, неутомимый упрямый маэстро». (Из письма В.И. Цветаевой Морозову. 1963 г.)
«Картины Морозова убеждают, в них проглядывает преданность искусству, профессиональная зрелость и талант». (С. Герасимов)
«У него трепетное восприятие мира, живая, очень индивидуальная свежесть впечатлений, вкус к живой натуре. У него есть свой взгляд на природу, свое самобытное отношение к ней. Образы родного пейзажа, передаваемые пейзажистом художественно убедительны». (М.С. Сарьян, г-та «Советское искусство»)
«Он внес в нашу пейзажную живопись свой индивидуальный и неповторимый стиль, в котором экспрессивная живописная форма сочеталась со строгим конструктивным построением...
С детских лет Морозов сохранил некую привязанность к самым незатейливым, простым и скромным пейзажам малых речек и заболоченных мест, сохранил любовь к изображению торжественной лесной тишины, в которой чувствуется зачарованное удивление маленького мальчика перед огромностью и высотой лесных гигантов...» (В.И. Костин)
Однако несмотря на несомненные мои успехи, на интерес, который проявляли к моему творчеству многие зрители и отдельные мастера старшего поколения, а также некоторые критики и молодые художники, я все же не получил широкого признания и объективной оценки со стороны общей печати, официальных художественных учреждений изобразительного искусства и руководителей художественных организаций.
«Деньги меня не прельщают, я одинок и скромен в жизни, а хочу, чтобы большая часть моих работ была сосредоточена и выставлена в отдельном зале художественного музея моего родного города, чтобы в памяти людей бывший ивановский мальчишка-рабочий, которому Советская власть дала путевку в мир Искусства, оправдал надежды тех, кто послал его учиться, ... а мои работы принесли радость жителям г. Иваново». (Из письма А.И. Морозова Секретарю Ивановского ОК КПСС В.Клюеву. 1974 г.)
«Я, Морозов Александр Иванович, проживающий в г. Москве настоящим завещанием делаю следующее распоряжение: все мое имущество, какое ко дню моей смерти окажется мне принадлежащим, в чем бы таковое не заключалось и где бы оно ни находилось, я завещаю Ивановскому областному Художественному Музею»
(Из завещания А.И.Морозова)
Вероника САДКОВА
Воспоминания детства. Александр Иванович Морозов
Наш 2-х этажный дом, напротив малого стадиона Динамо, представлял из себя коммунальное жилье. На 1-ом этаже 12 комнат, и в каждой комнате – семья художника. В одной из комнат жил дядя Саша (А.И. Морозов). Его большая комната была разделена перегородкой. В меньшей ее части стоял стол, стул и кровать. В большей – огромное колличество цветов и южных деревьев.Они росли в бочках, все были до потолка: фикусы, олеандры, пальмы и много других кустов и деревьев. Позднее я удивлялась, каким образом эти растения оставались цветущими и зелеными…
В его комнате всегда жили какие-нибудь животные. Помню в детстве я собирала желтые цветочки одуванчиков и дядя Саша кормил ими свою черепаху.
Кошки были всегда. В основном, приблудные. Жила у него сова, потом появилась галка и еще ворона.
Как он работал, как писал картины – никто в доме не знал, потому что в эти часы он не любил, чтобы его беспокоили, и почти не выходил из своей комнаты.
Однажды весной, когда еще не растаял снег, я увидела дядю Сашу сидящим на ящике в нашем дворе. Перед ним был раскрыт этюдник, и он писал старый сарай и дерево. Было холодно, а у него пот струился по щекам – так эмоционально он работал.
Он увлекался музыкой, играл на гитаре и балалайке, причем исполнял классику: «Танец маленьких лебедей» Чайковского. Очень любил балет и хорошо в нем разбирался. В моей детской памяти особенно запомнился дядя Саша в балетной пачке и на пуантах, когда он в своей комнате репетировал «Умирающего лебедя», готовясь к «капустнику» в МОСХе. На следующий день дядя Саша рассказывал мне, что танцевал серьезно, по всем правилам, ничуть не утрируя, но хохот в зале стоял неимоверный.
К тому времени он был уже далеко не стройный, но невероятно пластичный и гибкий. Поднимал ногу за пятку вверх без труда, и любил это демонстрировать. Каждый день в течении 40 минут делал гимнастику. Все упражнения были какие-то грациозные - сплошной балет. Танцевать он учился у В.И. Цветаевой – сестры Марины Цветаевой. Он продолжал общаться с ней до ее глубокой старости. Однажды, в минуту откровения, он признался мне, что настоящим его призванием была не живопись, а балет.
В памяти сохранилось также, что в еде он был аскетичен, скорее всего из-за постоянной нужды. Вообще, непонятно, как он выживал. Но жалоб от него никто никогда не слышал.
Когда я стала взрослой и у меня уже была своя семья, видеться с дядей Сашей приходилось редко. Каждый год в день его рожденья 15 марта я пекла ему пирог с капустой, который он очень любил, и отвозила его в дом у Курского вокзала куда он переехал. В эти дни мы подолгу разговаривали, вспоминали «Динамо», нашу жизнь в коммунальной квартире. Те вечера, когда он был в настроении и приходил к нам с гитарой или балалайкой, и когда музыка перемежалась со смешными пародийными номерами. Он очень талантливо изображал соседей, благо среди художников было много людей «специфических», и дядя Саша тонко подмечал эти их качества. Хохотали мы ужасно!!
Еще он рассказывал о своей дружбе с Татлиным, и однажды даже пел мне по телефону романсы, которые они с Татлиным вместе разучивали. Татлин жил в соседнем доме и часто заходил к Морозову, причем, чаще всего, «вход» был через окно.
Когда в 60-х годах, после персональной выставки, дядя Саша неожиданно разбогател (какой-то зарубежный меценат купил его работы), он попросил меня сходить с ним в магазин и помоч купить ему костюм, так как одежды у него практически не было. Мы очень смеялись, когда он рассказал о неожиданном приезде родственников, которые тотчас о нем вспомнили...
Л.Соловьева, Зав. музеем А.И.Морозова (филиал Ивановского областного художественного музея)
Морозов Александр Иванович
"Я пришел в этот мир, чтобы..."
Родился А.И. Морозов в деревне Вотола Ивановской области, Свой творческий путь начинал в Иванове. После окончания Иваново-Вознесенской рисовальной школы работал на текстильных предприятиях города, повышая свое профессиональное мастерство в Государственных художественно-промышленных мастерских у К.И. Корыгина. Годы учебы в Иванове Александр Иванович всегда вспоминал с большой теплотой, отмечая, что преподаватели со своим индивидуальным подходом воспитали в нем любовь к искусству и преподали основы мастерства, понимание колорита, привили настойчивость к работе.
В коллекции художника сохранились работы первых лет его учебы (1914-1922 гг.). Это учебные постановки, портреты, пейзажи, зарисовки улиц Иванова, местечка Воробьево, где он жил. Передо мной - несколько рисунков, одинаковых по сюжету - вид на Ильинскую церковь. Саша Морозов рисовал в Воробьеве в своем огороде. Зарисовки выполнены в разной технике - гуашь, акварель, карандаш. Рисовал поздним вечером, в солнечный день, в летнюю пору. Этот прием Александр Иванович использовал и в дальнейшем своем творчестве. В 50-60-е гг., живя в Москве на Масловке, он много писал в своем саду. В разное время года и суток. Здесь были созданы лучшие его работы. Уехав в 1922 г. на учебу, он прожил здесь более 70-ти лет. Москва поразила Морозова масштабом своих площадей, улиц. Он поступил на рабфак искусств. Учился тяжело. Не было у него достаточной подготовки по общеобразовательным предметам. Многие пришли в учебное заведение после гимназии, художественных училищ. Но Александр, с детства мечтавший стать художником, с завидным упорством переживал все - насмешки, унижения, критику. Он был настойчив, много работал.
В 1930-м г. Александр Иванович получил диплом об окончании ВХУТЕИНа и звание художника станковой живописи. Все годы учебы в Иванове и потом в Москве Морозов занимался пейзажем. Русская природа покорила сердце художника, и ничто другое не трогало его душу. К сожалению, в институте пейзажного класса не было, и, как вспоминал Александр Иванович, он всего добивался сам, учился у великих мастеров. Учился не только в учебных классах ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, но и в залах Третьяковской галереи, восхищаясь полотнами И. Левитана, В. Серова, И. Шишкина, Ф. Васильева, Н. Ге, А. Саврасова, А. Васнецова. Он не только любовался их творчеством, но и учился приемам мастерства, построению композиций, звучанию колорита. Эти дни были для юноши праздником.
Период с 1930 по 1935 гг. важен в творчестве художника как время становления. Он учился не только у мастеров русского пейзажа, ему было близко и искусство французских живописцев: барбизонцев Коро, Милле, Добиньи, Тройона, Дюпре, Руссо, Будена. Их простые мотивы и сюжеты были близки Морозову, поражали искренностью. Пейзажи Морозова тех лет во многом напоминают их живопись. В 1935 г. на Масловке в городке художников была организована первая персональная выставка Александра Ивановича. Для многих его творчество стало открытием. Это был художник со своим взглядом на жизнь, ярко выраженной индивидуальностью. Он обладал чувством строгой формы, великолепно владел рисунком. В 1936-37 гг. Он создает серию работ “Подмосковные пейзажи”. Часть этих работ была представлена на Международной выставке в Париже в 1937г. и была отмечена Почетным дипломом жюри. За годы своего творчества Морозов создает огромное количество работ, объединенных в серии: "Волжская", посвященная Кинешме (1937-39 гг.), индустриальные пейзажи - "Канал имени Москвы", "Северный и Южный порты", '"Железнодорожные пути" (1950-60 гг.).
В годы Великой Отечественной войны он посвятил ряд работ военным будням. Была создана работа "Разгром вражеского аэродрома". Она экспонировалась в 1943 г. в Доме Красной Армии. Много лет Александр Иванович считал эту работу утерянной. Сейчас она найдена и хранится в фондах Ивановского областного художественного музея. В послевоенное время Морозов мною работ посвящает Москве, которая менялась буквально на глазах. Появлялись новые здания, площади, расширялись улицы. Менялось и восприятие художника. Он ищет новые световые и пространственные решения, иные художественные средства и приемы.
А.И. Морозов вел активную выставочную деятельность. С его творчеством можно было познакомиться на всех плановых весенних и осенних выставках МОСХа. Он был участником всех юбилейных, тематических республиканских и союзных выставок, несколько раз организовывались его персональные выставки. Начиная с 1986 г., в Ивановском областном художественном музее были организованы четыре крупных персональных выставки, а в год юбилея - 95-летия со дня рождения художника - в 1997 г. на выставке были представлены материалы, которые войдут в экспозицию музея А.И. Морозова - это фотографии, документы, личные вещи.
Морозов был не только прекрасным талантливым художником, но и удивительно самобытным человеком. Великолепный рассказчик, с огромным чувством юмора, выдумщик, виртуозно играл на балалайке и гитаре (выучился самостоятельно по самоучителю), много лет занимался серьезным балетом, был необыкновенно пластичен. Удивительно самодостаточен. Рядом с ним всегда были интересные люди: его учителя - В.А. Нефедов, К.Н. Корыгин, К.Н. Истомин, И.И. Машков, С.В. Герасимов, В.И. Цветаева, у которой он в 20-е годы начал заниматься балетом, И.Л. Андронников, с которым в 30-40-е годы выступал на капустниках в Доме художников, С.Т. Коненков, его близкие друзья последних лет жизни - скульпторы Г.П. Левицкая, М.А. Делов, художник А.С. Петушков, ивановские музейщики, кинорежиссер В.В. Орехов, создавший документальный фильм об А.И. Морозове "Я пришел в этот мир, чтобы...".
Он пришел в наш мир, чтобы удивить нас своим творчеством и оставить нам в наследство огромное богатство - свои картины, которые отныне и навсегда будет хранить наш Художественным музей, наш город. О его работах спорили, его критиковали, им восхищались, ему завидовали... очень поздно пришло к Морозову признание. В 1969 г. ему были присвоено звание заслуженного художника РСФСР, в 1979 г. за серию пейзажей "Родные мотивы" он стал Лауреатом Государственной премии им. И.Е. Репина, а в 1992, в год своего 90-летия, он получил звание народного художника России.
И все-таки настоящая слава художника впереди, в следующем веке. А наш долг перед Морозовым сегодня - открыть музей его творчества, который он так хотел увидеть на своей родине в Иванове. С тем и завещал свою коллекцию нашему городу.
|