творчество
фотографии
выставки
литература
статьи о художнике
Климентов
Михаил Иванович (1889-1969), художник, родился 19.01.1889 в д. Алтухово рязанского уезда Рязанской губернии в семье потомственных кузнецов.
В 6-летнем возрасте талант мальчика был замечен художником Ф.А. Малявиным. По его настоянию 6-летнего Мишу отправили учиться в Москву.
После окончания гимназии он поступает в Императорское Строгановское Центральное Художественно-Промышленное Училище (декан - К. Коровин, учитель живописи В.К. Бялыницкий-Бируля).
В 1909 г. направлен учителем рисования и черчения в женскую гимназию г. Каменца-Подольска (1909 по 1918(9) годы). Входил в правление Каменец-Подольского общества изящных искусств, участвовал в выставке этого общества в 1911 году.
Затем (с 1918 по 1941 г.) преподавал черчение и рисование в Физкультурном институте и нефтяном техникуме Москвы.
Состоял в "Московском союзе художников", участвовал в выставках в Москве в 1919, 1922, 1934, 1937, 1938 гг. Выставка в Кисловодске в 1938 году. В 1952 году выставка в Рязани.
В Москве в 1920-х годах часто общался с Мейерхольдом. Михаил Иванович и его брат Федор принимали Мейерхольда в комнате на Яузском бульваре. Иногда, когда засиживались допоздна, Мейерхольд оставался ночевать. Комнатка маленькая, поэтому спали на полу на тулупе.
Последние 28 лет жизни М.И. Климентов прожил в забвении, в маленькой, отрезанной от внешнего мира бездорожьем, деревушке из 12 дворов в семье родственников.
Умер Михаил Иванович в 1969 г. в возрасте 80 лет в родной д. Алтухово.
Музеи: Государственный музей-заповедник С.А. Есенина в с. Константиново Рязанской области; Кораблинский краеведческий музей; частные собрания.
Около 300 полотен М. Климентова были утеряны в годы первой мировой войны в Каменце Подольском (предположительно, вывезены как трофеи германскими оккупационными войсками в Австро–Венгрию или в Германию).
|
Творчество:
Барский пруд. 1918 год. акварель. 76,2х48,2 |
Автопортрет. |
Полдень у пруда. 1920 год, акварель, 50,8х68,5. Частная коллекция. |
У пруда. 1920-1921 гг. Холст.масло, картон. |
Весна. Пруд. 1920г., акварель, 50,8х68,5. Частная коллекция |
Ремонт мельницы.1925. акварель, 70,3х46,7 |
Весенние цветы. акварель Музей С.А. Есенина в с. Константиново |
Дворик на Трубной улице. Москва. 1919 год. акварель |
Вид на Яузский бульвар. 20-ые гг. Акварель, белила. 19х25,5 |
Набережная Яузы. 20-е гг. Акварель |
Автопортрет. 1920 г. Акварель. Музей С.А. Есенина в с. Константиново. |
Стадо у реки.1922 год. Акварель. 68,8х40,2 |
Портрет матери. 1922. Бумага, гуашь. 59х50. Кораблинский краеведческий музей. |
Под озимь. Труд на пашне. (Три радуги) 1924 г. акварель, 70,7х46,7. |
Иван Самсонович Климентов, алтуховский кузнец, отец художника. 1947 год, масло, холст, 48,9х70,2 |
Крестьянские дети.(Нюра и Паша, племянники художника). Масло, холст на картоне. середина 20х гг. |
Пряха |
У колодца |
Единоличник. 1927 г. акварель, из музея С.А. Есенина в с. Константиново |
Жатва. Офорт цветной. 1928 год, 53х36,8. |
Мельница зимой |
Портрет мамы. 1942 г. Масло, холст, 69х49. |
Евдокия Ивановна Климентова, мать художника (фрагмент). |
Пахота. Акварель. |
Cев. Короткий отдых. 1927. 34,9х25,8 акварель. |
Веселый покос. 1928 г., бумага, акварель, 47х64 |
Лето в деревне. Акварель. 1927 год. 61х43,5 |
Черемуха душистая. Акварель, 1927 г. 63,8х49,2 |
Стадо на поляне 1938, акварель 70,7х47 |
Овцы на отдыхе. 1929. Акварель, 64х43,3. Частная коллекция |
Каток на Патриарщих прудах .1929 год. Акварель. 22х30 |
Семья за обедом. Масло, холст на картоне 1932 год., 18х23,5. |
Молотьба в колхозе.1933г. Офорт, 51,9х35,5. |
Закат. 1933 год. 71,4х51,8, холст, масло. |
Колхозный труд. 1934. акварель. 66,8х49. |
КОнцелярия колхоза "Красный Маяк". Конец 1930-х, акварель. |
Родной дом художника, где с 1931 по 1945 гг. располагалось правление колхоза "Красный маяк". 1935 г. |
Москва. Дорожные рабочие.1937 год.Акварель, белила.31х23 |
Кони под вётлами. 1938, холст, масло. 69х50,5 |
Дети с кошкой( Таня и Сережа, племянники художника). 1939 год. Акварель. 50,5х67,5 |
Закат |
Курица с цыплятами. 1938 год. Акварель. 67х50 |
Крестьянский двор зимой. 1939 г., акварель 65,1х49,2. |
Цветение яблонь. Масло, холст. 21х13 |
Московская осень 1941 г.(вид из окна московской квартиры художника). Акварель, белила. 19х25,5 |
Крестьянский двор, акварель. |
Мария Павловна, жена брата художника. Холст, масло. |
Родной дом художника в д. Алтухово. Акварель. 1942 год. |
Работа в поле 1942г, акварель 57, 8х 39,3 |
Золотой вяз. акварель. 1942 г. |
Весенняя пахота. акварель,1943 г. 61х41,2 |
Зимнее утро. 1943. Акварель. |
Табун после дождя. акварель,1944, 58х43,5 |
Береза. Акварель. |
Павел Петрович Климентов, племянник художника. Фронтовик. Акварель. 1943-1945 гг. |
Овцы в хлеву. 1945. 27,8х31, акварель. (Из собрания семьи художника картина похищена). |
Автопортрет в фуфайке. 1945 г. акварель, 27х21,5. |
Уборка хлеба. 1948 г., акварель, 40,1х59,1 |
У печурки (Мария Павловна Климентова). 1959 г., акварель. |
Ветлы и вяз ранней весной. Акварель. 1946. |
Уборка хлеба. Жатва. 1948 г. акварель, 39,3 х59,2 |
Сирень, акварель 1956г., 62х42,8 |
Ландыши. Акварель. 1957 год. |
Фотографии:
Миша Климентов в 20 лет |
Портрет Федора Ивановича Климентова, брата художника, выпускника Московской консерватории. Акварель. |
Копия диплома М.И. Климентова об окончании Строгановского училища |
Миша Климентов в 21 год. |
Фёдор Иванович Климентов (брат художника) в компании друзей (стоит). Справа сидят Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд. |
Выставки:
1911 г. Каменец-Подольск. Выставка Общества изящных искусств
1919 г. Москва: XI ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА РАБОТЫ СОЮЗА ДЕЯТЕЛЕЙ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1922 г. Москва: 9-я ВЫСТАВКА КАРТИН «СОВРЕМЕННАЯ ЖИВОПИСЬ»
1934 г. Москва: ВЫСТАВКА НАЧИНАЮЩИХ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ г. МОСКВЫ
1937 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ И ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1937 г. Москва: ПЯТАЯ ВЫСТАВКА МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ
1938 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ, СКУЛЬПТУРЫ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1952 г. Рязань.
Литература:
I.Архивные документы:
1)ГАРО,Ф.627, Оп.249.Д.324.Кн.74, с.74-75
2) Семейный архив Климентовых
II. Cписок литературы:
1) Первый том Рязанской энциклопедии. Изд. Пресса – Рязань, 1999.
2) Третий том Рязанской энциклопедии. Изд. Александрия.- Рязань, 2002.
3) Пятая выставка московских живописцев. Каталог. – М.: 1937
4)Справочник «Выставки советского изобразительного искусства» Том 1(1917 – 1932 гг.) Издательство «Советский художник»,М.: 1965г
5) Справочник «Выставки советского изобразительного искусства» Том 2(1933 – 1940 гг.) Издательство «Советский художник»,М.: 1967г.
6) Справочник. «Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820 -1932)» Издательство Чернышева, Петербург: 1992 год.
7)Батарова Е. М. Художник Михаил Иванович Климентов (1889 – 1969). Материалы и исследования по Рязанскому краеведению. Том 3. Издательство РИРО, Рязань: 2002
8) Батарова Е. М. Отношение Советской власти к инвалидам первой мировой войны ( на примере судьбы крестьянина д. Алтухово Рязанского уезда Петра Ивановича Климентова). Материалы и исследования по Рязанскому краеведению. Том 5. Издательство РИРО, Рязань: 2004.
9) Батарова Е. М. Художник М.И. Климентов (1889 – 1969) статья в газете «Золотые купола» № 7(11) май 2004 года.
10) Батарова Е.М.»Семья и выбор профессии (Учительские династии школы № 55). Материалы региональной научно-практической конференции «Формирование семейных ценностей: опыт, проблемы, перспективы», Рязань, 3 апреля 2008 г.
11) Д.Соколов «Живописец из Алтухова», статья в газете «Рязанские ведомости» от 9 апреля 2003 года.
12) Д.Соколов «Живут же люди!» авторский сборник. Изд. «Поверенный» 2006
13) Календарь знаменательных и памятных дат Рязанской области на 2009 год. Рязань 2009 год, РОУНБ им. М. Горького.
14) Д. Соколов «Картины не горят», статья в газете «Рязанские ведомости» за 20 января 2010 года.
15) Статья «Просто о сложном» в журнале «Профи» за апрель 2010 г.
16) «Художники Рязанского края XIX – начала XXI веков: библиографический справочник».2010 года.
17) Календарь «Михаил Климентов» 2010. М.: ВНИИНС, 2009 г.
Новые факты жизни и творчества М.И. Климентова (1889 – 1969)
К 120 летию со дня рождения художника.
В 2010 году исполнилось 120 лет со дня рождения замечательного рязанского художника Михаила Ивановича Климентова и 40 лет со дня его смерти. Мы уже обращались к удивительной судьбе старшего сына алтуховского кузнеца, в шестилетнем возрасте замеченного Ф.А. Малявиным и по его настоянию привезенном в Москву на учебу. В статьях Батаровой Е.М. о художнике и его семье в 3 и 5 томах «Материалов и исследованиях по рязанскому краеведению»,*{8,9} издаваемых РИРО, и других источниках, в том числе, в статьях рязанского журналиста Дмитрия Соколова,*{11, 12} говорится о том, что Михаил Иванович выставлялся всего лишь один раз в жизни в 1937 году в Москве. Но все оказалось не совсем так. Недавно стали известны новые факты. Поэтому своей работой мы ставим цель – рассказать о новых, доселе неизвестных страницах жизни художника, что опровергает некоторые уже устоявшиеся взгляды о его творчестве.
12 картин М.И. Климентова находятся в Государственном музее – заповеднике С.А. Есенина в с. Константиново и в Кораблинском краеведческом музее. О нем есть статьи в Первом и Третьем томах Рязанской энциклопедии.*{1, 2}. Мы хотим познакомить Вас с некоторыми неизвестными ранее документами из семейного архива Климентовых и с тем, как сейчас становится известным имя художника не только в Рязани, но в России. Наша работа – дань памяти художнику!
Сейчас на телевидении есть много мистических передач о том, как люди, контактировавшие с шаровыми молниями, обретают иногда какие-то выдающиеся способности. Не знаю, так ли это, но в семье Климентовых рассказывают следующее.
… Полуторагодовалого Мишу мать, Евдокия Ивановна, уже вымыла около жарко натопленной, несмотря на летний день, печки и села на лавку у кухонного стола, вытирая полотенцем малыша. За окном собиралась гроза. Гремел гром. Вдруг порыв ветра распахнул окно на кухне, и в помещение вплыл искрящийся шар – шаровая молния. Стараясь не шевелиться и прижимая к себе сынишку, Евдокия Ивановна с ужасом смотрела на этот огненный шар, который сулил им только гибель. Но вот шар прокатился по противоположной лавке, скатился на пол и стал просачиваться сквозь доски вниз в подпол. Сколько могла напуганная женщина сидела неподвижно с ребенком на руках, не веря благополучному исходу встречи с шаровой молнией. Миша не плакал, он тоже внимательно смотрел на искрящийся шар…
Не знаю, оказала ли молния влияние на будущий талант Михаила, но и другие дети Евдокии Ивановны и Ивана Самсоновича были достаточно талантливы: Федор окончит Московскую консерваторию по классу композиции, Александр после окончания в Москве Военно- инженерного училища будет строить мост через Амур, Иван окончит знаменитую Темирязевку , Марфа будет преподавать химию в высших учебных заведениях ; Петр, не получивший высшего образования, инвалид первой мировой войны,*{8} будет слыть среди односельчан «хозяином» и, став председателем алтуховского колхоза «Красный маяк», «вытянет» свой маленький колхоз в тяжелые военные и послевоенные годы.
Ранее неверно указывался год окончания М.И. Климентовым знаменитой Строгановки: назывался 1913 год. Во всех предыдущих публикациях *{1,2,7,8.9.11,12} указывалось, что Михаил Иванович уезжает в Каменец – Подольск по распределению прямо перед первой мировой войной, в 1913 году. Почему всегда назывался именно 1913 год? Дело в том, что на эту дату косвенно указывал документ, хранившийся в семейном архиве Климентовых. Это копия с «Удостоверения», выданного 17 августа 1903 года священнослужителями Рязанской Епархии и уезда села Никольского и Никольской церкви, подтверждающего, что «у крестьянина … деревни Алтухово Ивана Сампсонова Климентова сын Михаил по метрическим книгам … Никольской церкви значится рожденным в тысяча восемьсот восемь – десят девятом 1889 году месяца Января 7 дня». Эта копия заверена 23 ноября 1913 года нотариусом в Каменце – Подольском и, по словам этого нотариуса, должна была быть представлена в учебные заведения города Каменца – Подольска.
Вроде бы все ясно: молодой учитель, только что приехавший в новый город, должен был подтвердить свою метрику и предоставить ее в учебное заведение города, где собирался работать. Но прошлым летом мы обнаружили новые документы, которые ясно говорят о том, что уже в 1909 году Михаил Иванович, которому только исполнился 21 год, уже находился в Каменце-Подольском. Талантливый, блестяще образованный молодой человек сразу же вошел в интеллектуальную элиту этого Западно –украинского городка. В сборнике «Золотой век художественных объединений в России и СССР» (1820 – 1932) мы читаем о «Каменец – Подольском обществе изящных искусств», существовавшем в 1910-1911 гг. *{6} Оно было основано учителями рисования и любителями. Его председателем был заведующий Художественно – ремесленной учебной мастерской Н. Ф. Роот, а в совет наряду с другими входил и М.И. Климентов. Это значит, что Михаил был одним из инициаторов создания этого общества, то есть он с момента своего приезда начал активно участвовать в культурной жизни Каменца – Подольского. В обществе читались лекции по искусству и устраивались выставки. В апреле 1911 года состоялась выставка, в которой Михаил Иванович принял участие. Ему было всего 22 года. Таким образом, мы нашли первое документально зафиксированное упоминание о выставке, где Климентов принял участие. Возможно, это была его первая выставка. Хотя мы можем предположить и то, что, будучи еще студентом Строгановки, он тоже теоретически мог принимать участие и в других выставках.
Молодой учитель принимал самое активное участие в культурной жизни живописного западно - украинского города, ездил в Киев, где рисовал виды Киево- Печерской Лавры . Но начавшаяся первая мировая война нанесла страшный удар художнику: пришлось срочно эвакуироваться, оставить все полотна – около 300 работ. Всю жизнь Михаил Иванович с болью и надеждой вспоминал об этом: « Или Петлюра потом пожог все, а может немцы в качестве трофеев увезли».
Мы обнаружили недавно имя М.И.Климентова на немецком сайте, где вывешены имена русских художников, чьи картины как трофеи были вывезены в Германию и Австро – Венгрию в годы двух мировых войн. Как жаль, что художник умер, думая, что лучшие картины его молодости погибли! В Каменце – Подольском Михаил Иванович проработал до 1918 года. Есть документ от января 1919 года, где он считается выбывшим из техникума, так как не вернулся из отпуска в РСФСР,
Нам удалось отыскать и другие свидетельства творческой деятельности художника. Оказывается, были и другие выставки, где представлены картины М.И. Климентова. Стало ясно, что художник в Москве жил яркой насыщенной творческой жизнью. В 1919 году он входил в Союз деятелей прикладного искусства и художественной промышленности и принял участие в XI государственной выставке работ союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности в Москве в 1919 году.*{4}
Еще идет гражданская война, голод, разруха, но лучшие представители молодой советской интеллигенции не разучились видеть прекрасное вокруг себя. Выставка получилась с размахом – 1070 работ. 180 участников. Кроме акварелей были представлены литографии, гравюры, фарфор, вышивки, рисунки по керамике и даже ковры и эскизы постановок для театра.
К 1919 году относятся многие из сохранившихся работ художника. Во-первых, это его замечательный «Автопортрет в интерьере». Во – вторых, это виды Москвы, где Михаил Иванович жил с шестилетнего возраста и работал лучшие годы своей жизни, и, конечно, родного Алтухова, куда всем своим сердцем устремлялся художник, куда спешил в каждую свободную минуту. Это была его «малая Родина», которой он не изменит до конца своей долгой жизни. С большой любовью к природе написаны пейзажи и виды родной деревни ранней весной. Смотришь на них, и даже в голову не приходит, что идет гражданская война, а по деревням ездят продотряды и забирают у крестьян хлеб. Михаил Иванович обладал удивительным даром видеть в жизни только прекрасное, только светлую ее сторону. А может, «виновата» в этом необычайно красивая природа в деревне Алтухово. Ведь недаром до революции в сельце с 12 крестьянскими дворами находилось 3 барские усадьбы. Да и сейчас, если кто приезжает в Алтухово, то остается навсегда покоренным ее дивной природой и какой- то особой аурой прекрасного и светлого…
Следующее документально подтвержденное участие молодого художника в выставочной деятельности зафиксировано в 1922 году. *{4} 9 ая выставка картин «Современный живописец» проходила в Москве в 1922 году. Выставлялись 230 картин, представленных 31 художником. По – видимому, они не входили в какой – либо союз. Да и время было более или менее свободное – самое начало нэпа. Мы обратили внимание, что почти во всех выставках с Михаилом Ивановичем упомянуты такие известные художники, как Калмыков М.Я., который прославился в альфрейно – декоративном виде искусства*{20}. Встречается фамилия Крымова Н., одного из советских известных художников*{19}.
К 20 –м годам прошлого века принадлежат одни из лучших работ художника. Героями его полотен по-прежнему являются его родственники, односельчане и родная рязанская природа. Работая в Москве преподавателем черчения и рисования в Физкультурном институте, Нефтяном и других высших учебных заведениях, М.И. Климентов часто приезжал в Алтухово, много рисовал.
В 1934 году Михаил Иванович принял участие в выставке молодых художников в Москве. Это говорит об определенном тщеславии и стремлении к творческой активности уже 45-летнего живописца.
Известно, что в 20-30 годы М.И. Климентов работал в разных сельско –хозяйственных издательствах в Москве. Наверное. Поэтому он принял участие в выставке технического плаката в 1937 году. *{5}Она проходила в клубе «Каучук». Участвовало 53 художника, экспонировалось 308 плакатов. Среди организаций, издавших каталог выставки, названо и «Агротехзнание». Это подтверждает то, что Михаил Иванович представлял здесь сельскохозяйственное издательство. Вообще, если озаглавить творчество художника, наверное, лучше всего подойдут слова «Деревня, которую мы потеряли…».
Деревня, где когда-то жизнь била ключом, становится нежилой с октября по апрель. Только один фермер с собаками зимует. А на картинах идет алтуховское стадо коров, пасутся меж высоких вязов породистые овцы и телята, плывут по чистому прудику гуси и утки, люди косят траву и сушат сено, на травке играют босоногие дети….
Сейчас по деревне босиком не пройдешь: бурьян, крапива в рост человека, разорванные целлофановые пакеты, осколки стекла.
Изменились и окрестности. Речка Павловка, которой художник посвятил множество картин, из-за деятельности рыбхоза «Павловский» обмельчала и заболела. Вместо заливных лугов, на которых когда-то паслись стада деревень Алтухово, Серовское, Мельгуново, Аблово, - пруды, нарушившие микроклимат. На все эти деревни сейчас приходится только три коровы. А овец нет вообще. Они остались только на картинах.
1937 год, судя по справочникам, был самым плодотворным для художника.
Он принял участие в очень большой и престижной 5-ой выставке московских живописцев в залах «Всекохудожника» на Кузнецком мосту,11 в Москве.*{5} Например, в ней принимали участие знаменитые КУКРЫНИКСЫ**: Н.А. Соколов и П.Н. Крылов, а также Б.В. Иогансон, М.С. Сарьян и т.д., - всего 245 художников. Из каталога мы узнаем, что Михаил Иванович в 1937 году входил в Союз московских живописцев. У нас хранится каталог этой выставки, и мы можем с точностью назвать какие работы М.И.Климентова были выставлены. Это «Канцелярия в колхозе», где изображен брат художника Петр Иванович. Дело в том, что в доме Климентовых 14 лет было правление колхоза «Красный маяк» , а Петр Иванович был председателем и счетоводом. Представьте, что в Вашей однокомнатной квартире, где живет семья из восьми человек, находится местный ЖЭК, который работает без выходных, и Вы поймете, в каких условиях жила эта семья все 14 лет. Но зато Сибири и верной погибели удалось избежать.*{8}
А на пятой выставке московских живописцев 1937, была выставлена еще одна картина « Уборка хлеба». *{3}Сейчас она находится в музее-заповеднике С.А.Есенина в с.Константиново.
Творчество 30-х годов отмечено прославлением сельского труда: «Молотьба в колхозе», «Уборка хлеба» и другие. Кроме акварелей есть и гравюры. На них мы видим односельчан художника – колхозников из алтуховского колхоза «Красный маяк».
Художественная выставка живописи, графики, скульптуры московских художников, летний сезон 1938 года в Кисловодске. Это тоже была большая выставка: 225 художников, которые представили 725 произведений.*{5}Здесь Михаил Иванович был счастлив выставляться рядом со своим учителем В.К. Бялыницким – Бируля. В каталоге встречаем фамилии Сарьяна М.С., Лентулова А.В., Крымова Н.П., Юона К.Ф. и других знаменитостей. Состав был почти такой же, как и на пятой выставке в Москве.
В научной библиотеке областного художественного музея, нашлись данные и о последней выставке художника Климентова, выставке произведений художников Рязанской области в Рязани в 1952 году.
Во всех предыдущих публикациях о Михаиле Ивановиче говорилось, что он никогда не выставлялся в Рязани. Выставка состоялась в Рязани в фойе Театра юного зрителя в 1952 году. В семье хранится память о том, что Михаил Иванович вначале отказался в ней участвовать. Якобы от него потребовали нарисовать Сталина или Ленина, на что он ответил, что рисует только то, что видит, а их он никогда не видел.
Но оказывается, его работы все - таки взяли на выставку, по-видимому, из уважения к прошлому творчеству..
Итак, подведем итоги. На самом деле художник жил полнокровной творческой жизнью. 41 год выставочной деятельности, если брать точкой отсчета Каменец-Подольск 1911 года. И …. полное забвение до середины 90-х годов прошлого века.
Но в середине 90-х гг.прошлого века имя художника было вырвано из забвения. Начало было положено Лидией Алексеевной Архиповой, Главным хранителем Есенинского музея-заповедника. Лидия Алексеевна предложила известному меценату Грошеву приобрести некоторые картины и подарить их музею –заповеднику в с.Константиново. Ведь в судьбах Сергея Есенина и Михаила Климентова много общего: оба из крестьян, сверстники, оба учились в Москве. И оба воспевали родную рязанскую природу, каждый по-своему. Оба уважали крестьянский труд и любили деревню.
Потом появилась статья Л.А.Архиповой в «Приокской правде». После этой статьи творчеством художника заинтересовался краевед Ремнев.{1} Спустя какое – то время внучатая племянница Михаила Ивановича Батарова Е.М.( один из авторов данной статьи) сама занялась краеведением. Она опубликовала статью о М.И. Климентове в 3 томе «Материалов и исследований по рязанскому краеведению» и в III томе Рязанской энциклопедии.В 2009 году художнику исполнилось 120 лет. Его имя внесено в Календарь памятных дат Рязанской области на 2009 год. *{13} В конце того же года в Москве ВНИИНС издал красочный календарь на 2010 год, посвященный юбилею талантливого художника. Это VIP-издание, его не было в продаже.*{17} Богато изданные календари со вступительной статьей Батаровой Е.М. дарились членам Правительства Москвы и России.*{14}
Весной 2010 года в областном художественном музее состоялась презентация сборника «Художники Рязанского края XIX – начала XXI веков: библиографический справочник». В нем тоже содержится материал о М.И. Климентове.{16}
В Семено – Олениниской сельской школе с помощью родственников М.И. Климентова сейчас начал создаваться музей его памяти. На 120 юбилей Михаила Ивановича Климентова там прошел Вечер Памяти. Уже первые кадры презентации, на которых стали появляться полотна художника, буквально заворожили всех. С восхищением и дети, и взрослые рассматривали пейзажи их родных мест, которые казались им и знакомыми и такими незнакомыми…
Десятки репродукций картин художника уже украшают стены сельской школы, где учится всего 54 ученика. Но создание музея на родине Михаила Ивановича - очень нужное дело в плане возрождения духовности и воспитания подрастающего поколения.
Михаил Иванович был замечательным человеком. Он никогда не отгонял от себя любопытных, стоявших за его спиной, когда рисовал. Будучи человеком сильной воли, он не был злым и раздражительным. И это - тоже бесценный дар, не меньше, чем талант живописца. У Михаила Ивановича нет ни одной мрачной, тягостной картины. Только добрые и светлые. Бог дал ему бесценный дар – умение радоваться жизни и радовать своим талантом других людей. Мы видели, как светлеют и делаются красивыми и добрыми лица людей, когда они любуются его произведениями.
2010 год был объявлен в России «Годом Учителя». В 2010 году исполнилось 100 лет нашей учительской династии,*{10} начало которой положил именно Михаил Иванович, который ровно сто лет тому назад по распределению Строгановки поехал учителем черчения и рисования в Каменец – Подольск на Западную Украину. Его педстаж более 40 лет. Его родная сестра Марфа Ивановна преподавала химию в высших учебных заведениях, в том числе в 50-ые гг. 20 века в Рязанском мединституте. Родная племянница, дочь брата Ивана Ивановича, Вера всю жизнь проработала учителем русского языка и литературы в г. Кораблино, являлась членом Союза писателей СССР. Оба зятя ( мужья родных племянниц) – преподаватели. Все внучатые племянники и племянницы – тоже преподаватели. Сейчас дочь одного из внучатых племянников, у которого жена тоже учительница, – преподаватель немецкого языка. Сын внучатой племянницы женат на учительнице. Их дочь учится в педуниверситете. Всего 14 человек.
Общий педагогический стаж – 423 года!
___________________________________________________________________
Елена Батарова
|