01.12.08. Стекольщиков Антон, заслуженный художник России.
В поисках образа.
Я убежден, что каждый серьезный художник должен найти свой творческий путь в огромном и разнообразном мире изобразительного искусства. Не попасть под влияние полюбившихся художников далекого или недавнего прошлого, а также своих талантливых современников - серьезная задача для каждого автора.
Для меня это особенно актуально, учитывая, что в нашей семье я - художник уже в третьем поколении. Проводя выставки и выслушивая мнение зрителей и коллег, пожалуй, самым важным отзывом о семейной творческой деятельности лично я считаю тот, в котором говорится о нашем авторском отличии друг от друга. Мы "дышим" одним воздухом в мире изобразительного искусства, мы понимаем и "поем" об одном и том же, но делаем это по-разному, у каждого своя творческая "кухня", свои понятия, своя философия, свои убеждения и свой творческий путь в искусстве.
Иногда художники, говоря о близких или одних и тех же понятиях в изобразительном искусстве, употребляют различные слова, так как русский язык ими очень богат. Но каждый автор употребляет именно то слово, которое ему почему-то наиболее близко. И, порой, объяснить эту близость либо трудно , либо невозможно. Найденое или даже иногда придуманное слово становится любимым, и художник, хватаясь за него как за спасительную "соломинку" , пытается объяснить с его помощью порой очень непростые моменты в своем творчестве. Оно, это слово, становиться для художника всем. Оно, по его мнению, объясняет все самое сокровенное и ускользающее, необъяснимое в его творческом акте.
Есть такое слово и у меня, и это слово - образ. Я попробую пояснить, что оно для меня обозначает.
Вовсе не желая отнимать у искусствоведов их "хлеб", я для начала, тем не менее, уже имея свое, возможно наивное, представление об этом слове, все же обратился к "Толковому словарю живого великорусского языка" В.И.Даля и нашел следующие понятия : образ - вещь подлинная, истотная. По определению видно стремление кого или чего-либо к источнику, истине, подлинности, честности. Вполне очевидно, что у настоящего произведения искусства можно найти все эти понятия , проявленные в разных формах. Например, честное отношение автора к своему делу в профессиональном ремесле, подлинное желание приблизится к источнику глубоким изучением темы, стремление возвыситься к истине через созидающее начало в своем творчестве.
И все же нужно помнить каждому, что Творец, Создатель - это сам Господь Бог, а художник лишь наблюдатель, очевидец, свитетель прекрасного Божьего Мира.
Поэтому, такие определения образа пришлись, в общем-то, мне по душе, но я, как художник, тем не менее, мыслю не математическими или научными категориями, а, скорее, образночувствительными, а значит, попытаюсь посмотреть на суть этого слова еще и со своей "колокольни".
Мне кажется, наличие образа в творчестве каждого определенного автора является очень важной, необходимой деталью, в какой-то степени, определяющей присутствие в его искусстве особого, неповторимого творческого пути. И для меня несомненно то, что не только "кухня" определяет наличие индивидуальной стези, и не только обладание особо ловким мастерством или выдрессированным школярным ремесленничеством и, тем более, не избрание художником выгодной, модной, возможно, сиюминутно-актуальной тематики и фальшивой картинности, но именно присутствие образа в основе указывает на своеобразный творческий путь и делает картину настоящим произведением искусства.
На вечный искусствоведческий вопрос, какое все-таки понятие в изобразительном искусстве важнее - "что" изображено или "как" это исполнено, я для себя без сомнения отвечаю, что важны обе эти категории абсолютно в равной степени. Но даже слияние в одном произведении только таких двух начал не делают его вполне совершенным, так как в этом случае не будет хватать той маленькой, но очень важной "изюминки" , которую я и определяю для себя словом "образ".
Могучая, сочная, лихая манера письмав картинах Ф.Малявина; внимательное, прочувствованное изучение видимого Божьего Мира у И.Шишкина или локальный , гармоничный загадочно-простой и, в тоже время, углубленный язык Н.Крымова - завораживают меня своей "образностью" почти в равной мере, оставляя лишь небольшой "коридор" для того, чтобы я мог отдать предпочтение одному из них. Каждый художник имеет, безусловно, свой "голос" , свою манеру, свою правду и каждый нашел и идет своим, единственно верным, выбранным путем.
Как зрителя, меня далеко не в первую очередь интересуют "кухонные" секркты каждого из этих авторов, то есть "как" это сделано, и лишь потом я вникаю в сюжет, то есть "что" изображено, однако, прежде всего, затаив дыхание, я стою и зачарованный, наслаждаюсь созданным художником и видимым мною образом. Найденный образ, пусть даже в самом простеньком пейзаже, действует на меня магически, завораживающе, заставляя смотреть и сопереживать вместе с автором. Из этого я делаю для себя вывод, что "образ" в картине имеет доминирующий приоритет перед двуми выше указанными понятиями и является сверхсильной субстанцией, несущей в себе конгламерирующий заряд из энергетики, духовности, предельной откровенности и профессионального мастерства художника. А также, по моему субъективному мнению, сбалансированность этих понятий - "что", "как" плюс "образ" и их соразмерное, пропорциональное слияние в картине приводит к образованию замечательного, а порой и гениального произведения искусства.
Доводилось ли вам, глядя на довольно простойсюжет в незамысловатом исполнении А.Саврасова в картине "Грачи прилетели" , ощущать щемящую и родную до боли в сердце светлую грусть тихого пробужденияот долгого зимнего сна, проступали ли на ваших глазах слезы спокойного умиротворения при виде искренних человеколюбивых отношений в поразительно правдивой, чудной вещи Л.Соломаткина "Именины дьячка" ? Ощущали ли вы непонятную обеспокоенность в душе или , наоборот, благостное умиление перед иными холстами многих замечательных авторов? Притягивали ли, манили ли вас, заставляя вновь и вновь приходить в музей и на выставки к полюбившимся художникам, молчаливые свидетели дивного Божьего Мира - картины? И если это так, то возможно, как мне кажется, все это и есть то сложное и труднообъяснимое, что я склонен, наверное, довольно упрощенно, обозначить для себя словом "образ". Тонко найденный и выявленный кистью мастера он затрагивает струны человеческой души, поражает зрителя в самое сердце, превращая произведение искусства из чисто визуального явления в явление высокочувствительного порядка. Видимо, не зря считается и говорится, что хороший художник должен тратиться душой.
Живопись , не несущая в себе образа, я называю "безобразной" , и , если переставитьв этом слове ударение с "о" на "а" , то это и будет мое отношение к ней.
Возможно, попытка слияния профессиональных сверхзадач с мучениями перед холстом, переживаниями и желанием вырвать из своей головы и души то, что мучает и не дает мне покоя, стремление выплеснуть это на картинную плоскость, зарядить ее своей духовной энергией для того, чтобы заставить зрителя сопереживать и чувствовать то, что чувствовал я в момент творческого акта, с предельной честностью, любовью и верой в изображаемое - возможно, именно это и есть мой путь художника в поисках "образа".
Москва. 2006г.
Вернуться в раздел "Публикации" |