Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: izofond@yahoo.com тел. 8-903-141-7207Художник, принадлежащий двум мировым культурам
МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура 20-го века
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивПоиск в помощь коллекционеруКупить. Актуальные преложенияФорум

  
Публикации Пользователь    Сделать запрос Сделать запрос   Написать статью    Войти под другим именем

22.11.11. Гусева Е.В.  
Художник, принадлежащий двум мировым культурам

"Я часто думаю о прожитом и прихожу к заключению,
что люди не должны покидать своей страны.
Весь духовный фундамент человека закладывается
с самого детства и растет вместе
с окружающим до самого конца.
В чужой стране он существует только физически,
находясь в постоянном одиночестве"
Н.И.Фешин

Николай Фешин - выдающийся русский художник, представитель Серебряного века, хронологически и творчески переживший его и привнесший в двадцатое столетие основы русской академической школы, крепкие связи с народной жизнью, высокую культуру и художественную эрудицию, мастер универсального дарования.
Николай Иванович родился в 1881 году в Казани, и первыми его профессиональными "университетами" стали уроки отца. Фешину посчастливилось быть сыном преуспевающего владельца и мастера позолотно-столярной иконописной мастерской, где его ждали первые интересные художественно-ремесленные наблюдения и первые опыты - рисование орнаментов для церковных киотов и иконостасов. Начинающий художник на деле понял неразрывность ремесленной мастеровитости с творческим талантом.
В 1895 году Н.Фешин поступает в Казанскую художественную школу. Талант мальчика был замечен ее директором Н.Н.Бельковичем. Впоследствии Н.Н.Белькович стал другом, единомышленником и даже родственником Фешина (он был отцом его любимой супруги). Николай Иванович продолжил свое образование по рекомендации Казанской художественной школы Н.Фешин в Высшем художественном училище при Академии художеств (в мастерской И.Репина). Илья Ефимович не был привычным "дидактическим" педагогом с определенными теориями и принципами. Польза для обучающихся состояла в общении с самим живым классиком, большим художником, безошибочным ценителем молодых талантов.
В двадцать три Николай Фешин становится педагогом - преподает в г.Мстере в местной иконописной школе. В 1908 году начинается его длительная педагогическая работа в Казанской художественной школе, после революции преобразованной в свободные художественные мастерские. Здесь Фешин занимает разные посты, выполняет многие обязанности: обучает живописи и рисунку, руководит натюрмортным и натурным классом, устраивает выставки, реорганизует и реформирует, составляет программы и вырабатывает уставы.
В 1907-1908гг. Николай Иванович создал картину "Черемисская свадьба", материал для которой собирал в летние месяцы в марийских деревнях Казанской губернии. Художник изобразил обряд увоза ("похищения") невесты, в котором участвует вся деревня. Все это сопровождается бурным весельем под пронзительные звуки деревенских музыкантов и свист "сопелок". Фешин создал колоритные типы марийских крестьян, великолепно выписал народные костюмы. Через весь казанский период творчества Н.Фешина проходит тема труда и деревенского быта.
 В 1910-1916 годы Фешин стал академиком живописи, членом Товарищества художников-передвижников, совершил познавательные поездки в Берлин, Рим, Вену, Флоренцию, Венецию. Но даже в первых своих зрелых работах "ученик Репина" никак не соотносился с рамками передвижничества. Он был другой, более сложный, своеобразно маслящий, открытый новым веяниям и поискам двадцатого века. Для него сюжет не имел ценности, а является хорошим поводом для раскованной и блистательной живописи, для оригинальных композиционных находок. Никому не подражая, не принадлежа ни к одной из группировок, не разделяя полностью взглядов ни одного из творческих направлений, Николай Фешин выработал универсальный язык художественного воплощения.
Художник много путешествовал по стране, писал свои произведения в Среднем Поволжье, Нижегородском крае, Казанской губернии, в Сибири. Так создавались его картины - "Бойня", "Обливание". Это многофигурные композиции представляли старинные обычаи, нравы, суеверия, труды и праздники народной жизни российской глубинки, до революции именовавшейся "инородческой". Автор картин не идеализировал своих героев, быт деревни, беспросветность и косность провинциальной жизни. Элементы гротеска, жесткие интонации, нелицеприятные трактовки встречаются часто в работах академика-реалиста. 
Сюжетом картины "Обливание" стал деревенский обычай обливать друг друга водой в день Иваны Купалы, чтобы вызвать летние дожди. Эта картина осталась незавершенной, но и в таком виде она отмечена мастерством композиционного решения многофигурной сцены. Другая, также незаконченная картина "Бойня" - рассказ о тяжелом труде "резаков" частной бойни. Тревожный колорит, построенный на сочетании красных, черных, серых и охристых тонов, усиливает состояние напряжения в картине.Художник создает и камерные портреты, в которых много романтики, светлого поэтического настроения. Портреты Н.Сапожниковой, П.Фешиной, дочери Ии составляют золотое ядро портретного искусства Фешина.  Его персонажи хранят отголоски чистого, романтического чувства. Особенно пленителен "Портрет Вари Адоратской" - в образе девочки с мягким овалом миловидного личика, с большими карими глазами, открыто смотрящими на зрителя, с грациозной фигуркой, художник раскрывает чистый и наивный мир детства. Варя сидит на столе в окружении превосходно написанного натюрморта. Нежные акварельные цвета как нельзя лучше соответствуют ее облику. 
Большое место в творческой и личной судьбе Н.Фешина занимала его талантливая ученица Надежда Сапожникова. Студия Сапожниковой была притягательным центром тогдашней художественной мысли. Здесь часто работал художник, собиралась творческая молодежь, велись разговоры об искусстве, звучала музыка, которую исполняла на фортепьяно хозяйка. Этот момент запечатлен художником на "Портрете Н.М.Сапожниковой". Николай Иванович сам великолепно играл на гуслях, хорошо знал классическую музыку, считался непременным посетителем всех концертов в зале Казанского Дворянского собрания.
 Работая в Казани, Фешин занимался и проблемами профессионального ремесленного образования, развития художественных промыслов. Он вошел в состав художественной комиссии губернского земского кустарно-промышленного музея, участвовал в выработке устава художественно-ремесленных мастерских (Пестречинской, Чебаксинской, рыбно-Слободской). Как только у Николая Ивановича появилась собственная мастерская в здании Казанской художественной школы, он заполнил ее резной, не лишенной фантастических элементов мебелью. Годы революции и гражданской войны были тяжелыми для художника. В 1919 году от тифа умер его отец, а через несколько месяцев не стало матери. В здании художественной школы не было отопления, толстые каменные стены промерзали насквозь, холод был невыносимым. Художник жил в то время в поселке Васильево. Зимние поездки между Казанью и Васильевым были опасны. В 1921 году в Казань прибыла Американская Служба Спасения. Николай Иванович имел возможность встретиться с ее представителем и написать несколько портретов для этой организации. Вскоре Фешин через Американскую Армию Спасения получает письмо от У.С.Стиммела - американского коллекционера его произведений. В письмо коллекционер вкладывает деньги. В ответе У.С.Стиммелу Н.Фешин сообщает о своем желании уехать в Америку и просит помощи в получении необходимых бумаг на выезд. Свой отъезд художник объясняет тем, что чувствует, как постепенно и бесполезно теряет свою творческую энергию, поскольку все искусство использовалось тогда только для пропаганды.
1 августа 1923 года семья Фешиных прибывает в Нью-Йорк. Началось постепенное приспособление к новому образу жизни. Посредником между внешним миром и Н. Фешиным стала его жена Александра, которая быстро освоила английский язык. Николай Иванович хотел побыстрее начать работать. В Нью-Йорке Фешин впервые увидел чернокожих людей и пришел в восторг. Николай Иванович просил найти ему черную модель, что и было сделано. С этой работы начинается новый этап творчества художника - американский. Чрез несколько месяцев после переезда Н.Фешина в США Бруклинский музей включил 18 его работ в состав важной зимней выставки современного русского искусства. Через год состоится вторая персональная выставка картин Н.Фешина. Тем временем Фешины приобретают жилье недалеко от Центрального парка, на Западной 67 улице, где жили художники, которые знали о высокой репутации Фешина и уважали его мастерство. В Нью-Йорке Николай Иванович занимался и преподавательской деятельностью.
К сожалению, здоровье его стало ухудшаться, начался туберкулез. Врачи посоветовали поискать место жительства с сухим климатом. Им стал Таос. Именно там Фешин обрел свой настоящий дом в Америке. Это город на севере штата Нью Мехико, ландшафты которого сразу привлекли Фешина. Здесь он чувствовал связь с землей. Спокойные величественные горы, обильные реки и ручьи, дома среди благоухающих сосен, кедров, полыни - все это было необходимо и для здоровья, и для работы. Индейцы Таоса и их языческие обряды напоминали ему о народных обычаях российских деревень. Фешин ценил чувство собственного достоинства и благородство местных жителей, позировавших ему. Им, в свою очередь, нравился Николай Иванович. Казалось, они чувствовали его старомодные привычки и простоту, соглашались позировать ему, хотя для многих было легче рыть канавы. Вскоре художник купил участок земли недалеко от центра города, где располагался двухэтажный глиняный дом, небольшая студия и маленький домик. Большой дом Николай Иванович перестроил по собственному проекту, выстроил виллу, перед которой индейцы вырыли искусственное озеро. Николай Иванович отыскал в горах маленькие осинки, ели и посадил вокруг дома. Мебель была также сконструирована и исполнена художником в стиле народных традиций (лари, сундуки, лавки, поставцы). Все это художник украсил резьбой, где можно было увидеть голову коня, птицу, знаки солнца и воды, священное дерево и даже змея Зиланта, элемент казанской геральдики.
Как истинный мастеровой, Николай Иванович имел превосходную коллекцию инструментов. Рабочие инструменты, как и кисти для живописи, были предметом его постоянного внимания и содержались в идеальном порядке. Вне всякого сомнения, в Таосе прошло самое счастливое и творчески продуктивное время Фешина. Однако этот счастливый период жизни художника был недолгим. Неожиданно для Николая Ивановича его жена потребовала развода. В 1933 году, оставив жене дом и студию, художник уезжает в Нью-Йорк, а позднее в Калифорнию. Он поселяется в Санта Монике, недалеко от Лос-Анджелеса. Вновь обставляет свой дом резной мебелью собственного изготовления, украшает его предметами искусства. Жизнь художника вновь наполняется творчеством. В эти годы Фешина занимают путешествия, он побывал на острове Ява, в Мексике, Бали. Увиденное просится на бумагу и холст, и художник неутомимо и много работает. В Америке Николай Иванович оказался более известным и преуспевающим художником, чем в России, общепризнанным мастером блестящего виртуозного портрета. Его моделями мечтали стать известные люди Америки, его портреты приобретали буквально с мольберта и деньги за это платили немалые. В Штатах Фешина называли "русским американцем". С момента отъезда до "оттепельных" времен в Советском Союзе его имя почти не произносилось и ни о чем никому не говорило. Николаю Ивановичу так и не удалось побывать на Родине: в 1955 году в Лос-Анджелесе его не стало.
В России последнего пятнадцатилетия Н.И.Фешина открыли как американского маэстро с великой русской школой, русскими корнями. Дочь Ия, верная отцу во всех перипетиях, вспоминала, что Николай Иванович никогда не забывал своей родины, всегда говорил, что самое сильное и плодотворное влияние на него оказали годы детства, учебы и уже зрелого творчества в России. Следуя завещанию отца, Ия Николаевна подарила его первой родине коллекцию работ, привезла и захоронила его прах в Казани.

Использованная литература

Музей изобразительных искусств ТАССР: Путеводитель. - Тат. кн. изд-во, 1970. - 96с.
Червонная С.М. Искусство Советской Татарии. - М.: Изобразительное искусство, 1978. - 296с.
Червонная С.М. Искусство Татарии. - М.: Искусство, 1987. - 352с.
Калинин Н. Николай Фешин //Юный художник. - 2009. - №4, с.30-31.

Материал подготовила Е.В.Гусева

Вернуться в раздел "Публикации"


® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на http://www.maslovka.org, обязательна.





Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.




В этом разделе представлены новости ( рубрики: выставка, салон, аукцион, рынок ). Секция публицистика знакомит с содержанием рубрик история и теория искусства, статьи о художниках, воспоминания, критика . Отдельные статьи посвящены конкретному анализу творчества: стиль, концепция, тенденция, палитра . В целом представлено советское искусство – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биография и фотоархив художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное многожанровое культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись и в целом изобразительное искусство - это и школа, и биография, и история, и культура нашего недавнего времени.

Открытие страницы: 0.246 секунды