Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: maslovka-book@ya.ru тел. +7(925)015-43-12Либеров Алексей Николаевич
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивКупить. Актуальные преложенияПоиск в помощь коллекционеруФорум

  

ЛИБЕРОВ А.Н. _____________________ LIBEROV Aleksey

Либеров Алексей Николаевич
1911-2001

Либеров Алексей Николаевич творчество
фотографии
выставки
литература
статьи о художнике

Либеров Алексей Николаевич Родился 28 апреля 1911 года в Томске в семье университетского врача Николая Дмитриевича Либерова.
1924-26 - учился в студии В.М. Мизерова в Томске.
1929-30 - учился у В.И. Уфимцева в Омске.
1931-34 - учился во Всесоюзном государственном институте кинематографии (операторский факультет).
1934-39 - учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР. Педагоги - А.Е. Карёв, А.И. Савинов, И.И. Бродский.
1937-39 - учась на последних курсах, преподавал в средней художественной школе при институте. В качестве дипломной работы в 1939 году представил картину "Родина". Руководитель диплома - И.И. Бродский.
1939-43 - служба в рядах Советской Армии, участие в Великой Отечественной войне.
С 1942 года жил в Омске. В 1942-46 гг. преподавал в городской художественной студии.(Студия А. Либерова)
Участие в выставках с 1943 года.
Член Союза художников СССР с 1943 года.
1948 - председатель правления Омского отделения Союза художников СССР.
1957-60 - член оргкомитета и правления Союза художников СССР.
1957 - участие в работе конференции художников Сибири и Дальнего Востока. Иркутск.
1958 - Президиум Верховного Совета РСФСР за заслуги в области изобразительного искусства присвоил Либерову Алексею Николаевичу звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
1958-59 - поездка в Германскую Демократическую Республику в составе творческой группы.
1960 - организовал художественно-графический факультет в Омском государственном педагогическом институте им. А.М. Горького.
1960-64 - творческие поездки в Казахстан и южные районы Омской области. Работа над серией "Целина".
С 1961 года член правления Союза художников СССР и заместитель председателя Центральной ревизионной комиссии.
1964 - творческая поездка в Венгерскую Народную Республику.
С 1964 года заместитель председателя президиума зонального выставкома "Сибирь социалистическая". Член республиканского выставкома "Советская Россия".
1972 - творческая поездка в Германскую Демократическую республику.
1973 - утвержден в ученом звании профессора.
1974 - творческая поездка по Иртышу и Оби.
1970-75 - руководитель творческой группы "Нефть Сибири", поездки на Север Сибири. Создание произведений серии "Нефть Сибири".
1975 - избран членом-корреспондентом ордена Ленина Академии художеств СССР.
1980 - присуждена Государственная премия РСФСР им. И.Е.Репина за серию пейзажей "Нефть Сибири".
1980 - творческая поездка в Испанию.
1985 - указом Президиума Верховного Совета СССР награжден орденом Великой Отечественной войны II степени.
1986 - постановлением президиума Верховного Совета РСФСР присвоено почетное звание "Народный художник РСФСР".
1994 - постановлением главы администрации Омской области Л.К. Полежаева создан Государственный областной художественный музей "Либеров-центр".
1994 - творческая поездка в Италию.
1999 - А.Н. Либеров удостоен звания "Почетный гражданин города Омска". 2001 -Награждён "Золотой медалью " Российской Академии художеств за заслуги в области изобразительного искусства.
Скончался 30 мая 2001 года в Омске. Похоронен на Старо-Северном кладбище.

Музеи: Музеи Омска, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, музеи городов России.


Творчество:

А.Н. Либеров. Афиша к фильму Льва Кулешова
Афиша к фильму Льва Кулешова "Луч смерти". Конец 1920-х. Фото.

А.Н. Либеров.
"Андреич" 1956 Холст, масло 116,5х88. Омский музей им. М.А. Врубеля.
А.Н. Либеров. Просека. 1960. Холст, пастель. Ивановский художественный музей
Просека. 1960. Холст, пастель. Ивановский художественный музей.

А.Н. Либеров. Из фронтового альбома. «Сталинград». 1943. Б.акварель, пастель
Из фронтового альбома. «Сталинград». 1943. Б.акварель, пастель

А.Н. Либеров. Тобольск, 1967. Бум.Масло. 57х76
А.Н. Либеров. Тобольск, 1967. Бум.Масло. 57х76

А.Н. Либеров. Первый снег. 1969. Бум. пастель. 61х89. Музей им. И.Е. Репина, Чугуев
Первый снег. 1969. Бум. пастель. 61х89. Музей им. И.Е. Репина, Чугуев

А.Н. Либеров. Из серии «По Венгрии». «Будапешт. Мост Эржебет». 1964 г. Б., пастель. 40х30,5.
Из серии «По Венгрии». «Будапешт. Мост Эржебет». 1964 г. Б., пастель. 40х30,5
А.Н. Либеров. Дождь в парке. 1996 г. ДВП. Пастель, 66х51.
Дождь в парке. 1996 г. ДВП. Пастель, 66х51.

А.Н. Либеров. Весна, 1970-е гг.  Б. Пастель. 49х65  Музей Либеров-центр, Омск
Весна, 1970-е гг. Б. Пастель. 49х65 Музей Либеров-центр, Омск

А.Н. Либеров. Сибирские партизаны, 1978 г. Пастель. 74х109
Сибирские партизаны, 1978 г. Пастель. 74х109

А.Н. Либеров. Ковыльная степь, 1978 г. Пастель. 89х98
А.Н. Либеров. Ковыльная степь, 1978 г. Пастель. 89х98.

А.Н. Либеров. Дорога в Тайге. Вертикос. 1978 г. Пастель. 70х100.
Дорога в Тайге. Вертикос. 1978 г. Пастель. 70х100

А.Н. Либеров. Город на Эльбе, 1986 г. Пастель. 41х63
Город на Эльбе, 1986 г. Пастель. 41х63.

А.Н. Либеров. Дорога в непогоду. 1996.  Бум. пастель. 36х49.
Дорога в непогоду. 1996. Бум. пастель. 36х49.

А.Н. Либеров. Утро на озере. 1994. Бум. пастель. 44х90.
Утро на озере. 1994. Бум. пастель. 44х90.

А.Н. Либеров. Полдень. 1967. 100х82. Омский музей им. М.А. Врубеля
Полдень. 1967. Холст, пастель. 100х82. Омский музей им. М.А. Врубеля

А.Н. Либеров. Над Васюганом.1975. Б.пастель
Над Васюганом. 1975. Б.пастель. 70х100


Фотографии:

А.Н. Либеров. Автошарж. 1996 г.
А.Н. Либеров. Автошарж. 1996 г.
А.Н. Либеров. Работа над рекламным плакатом. Конец 1920-х гг.
А.Н. Либеров. Работа над рекламным плакатом. Конец 1920-х гг.

А.Н. Либеров. Ленинград, 1939 г.
А.Н. Либеров (справа) в мастерской А.Е. Карёва. Всероссийская Академия художеств, Ленинград, 1939 г.

А.Н. Либеров у картины
А.Н. Либеров у картины "Барабинская степь", 1947 г.

А.Н. Либеров на персональной выставке в Ленинграде. 1981 г.
А.Н. Либеров на персональной выставке в Ленинграде. 1981 г.

А.Н. Либеров в окрестностях деревни Акиньшино. 1980-е.
А.Н. Либеров на этюде. ( Подмосковье, окрестности деревни Акиньшино). 1980-е.


Выставки:

1929 - УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКЕ "НОВАЯ СИБИРЬ".ОМСК
1943 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И ГРАФИКИ ХУДОЖНИКОВ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, ПОСВЯЩЕННАЯ XXV ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
1944 - ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАКА ФРОНТОВЫХ РИСУНКОВ,ЭТЮДОВ И ЭСКИЗОВ.ОМСК
1944 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ШЕСТАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И ГРАФИКИ ХУДОЖНИКОВ ОМСКА
1945 - Участие во Всесоюзной выставке "Победа". МОСКВА.
1945 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1946 г. МОСКВА: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1947 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: СИБИРСКАЯ МЕЖОБЛАСТНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1947 г. МОСКВА: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА 1947 ГОДА
1948 г. Автономные республики, края и области РСФСР: ОБЛАСТНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1948 г. Латвийская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1948 г. МОСКВА: ВЫСТАВКА "СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА"
1948 - Участие во Всесоюзной выставке вооруженных сил, посвященной 30-летию Советской Армии. МОСКВА.
1949 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1949 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ
1949 г. МОСКВА: РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК РСФСР
1950 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1951 г. Автономные республики, края и области: ОБЛАСТНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1951г. ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА. ОМСК
1951 г. МОСКВА: РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК РСФСР
1952 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ГОРОДАХ РСФСР
1952 г. МОСКВА: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ РСФСР
1953 г. Автономные республики, края и области: ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА
1953 г. МОСКВА: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ РСФСР
1954 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ КИСЛОВОДСКА
1954 г. МОСКВА: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ РСФСР 1954 ГОДА
1955 г. Автономные республики, края и области: 10-Я ОБЛАСТНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИИ ОМСКИХ ХУДОЖНИКОВ 1955 ГОДА
1955 г. МОСКВА: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1956 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
1957 г. Автономные республики, края и области: XI ОБЛАСТНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОМСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПОСВЯЩЕННАЯ 40-Й ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ
1957 г. МОСКВА: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ РСФСР, ПОСВЯЩЕННАЯ 40-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
1957 - Участие в выставке художников Сибири и Дальнего Востока. ИРКУТСК.
1961 - ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА. МОСКВА. Союз художников РСФСР.
1970 - ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА РАБОТ "По Венгрии" .ОМСК .
1975 - УЧАСТИЕ В XII Академической выставке.МОСКВА
1976 - УЧАСТИЕ В XIII Академической выставке.МОСКВА
1979 - ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА. Академия художеств СССР, Союз художников
СССР. МОСКВА. 1980 - ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА. Союз художников СССР и Омская организация СХ РСФСР. ЛЕНИНГРАД.
1981 - ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, посвященная 70-летию со дня рождения художника. ЛЕНИНГРАД.
1986 - ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, посвященная 75-летию со дня рождения художника. ОМСК.
1991 - ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, посвященная 80-летию со дня рождения художника. ЛЕНИНГРАД.
1994 -ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА в музее "Либеров-центр",ОМСК, посвященная 60-летию Омской области.
1995 - Выставка фронтовых рисунков и картин (1941 - 1942 ) "Подмосковье", посвященная 50-летию Победы.
1995 - Участие в юбилейной выставке, посвященной 50-летию Победы, "Защитникам Отечества посвящается". МОСКВА.
1995 - ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА в г. Амалфи. ИТАЛИЯ.
1996 - Юбилейная выставка, посвященная 85-летию художника. ОМСК.
1997 - Участие в выставке омских художников в г.НОЯБРЬСКе
1998 - Участие в юбилейной выставке Российской Академии художеств, посвященной 10-летию отделения "Урал, Сибирь, Дальний Восток". КРАСНОЯРСК.
1998 - Участие в юбилейной выставке Российской Академии художеств. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
2000 - Участие в региональной междисциплинарной выставке-семинаре "Сибирский пейзаж: пространство мифов". ОМСК.
2000 - Участие в выставке "Цветы фронтовикам", посвященной 55-летию Победы. ОМСК.
2000 - 2001 - Участие в выставке художников России ХХ века "Имени твоему посвящается…" (МОСКВА, Центральный выставочный зал).
2001 - Участие в выставке "Императорская Российская Академия художеств. ХХ век". МОСКВА
2006 - Выставка к 95-летнему юбилею художника "По Венгрии". Музей Либеров-центр. ОМСК.
2007 - участие в выставке к 75-летию омского Союза художнников.ОМСК
2008 - участие в выставке "Художники омского Прииртышья" ЦДХ. МОСКВА
2008 - участие в выставке "Сибирь.Собирательный образ". ОМСК
2010 - Выставка военных рисунков А.Н. Либерова "Из фронтового альбома", музей «Либеров-центр», Омск
2010 - Участие в выставочном проекте «Нефть Сибири», Выставочной зал Союза художников России (Омск), Тарская картинная галерея, Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева, Историко-краеведческий музей г. Стрежевой Томской области
2011 - Участие во Всероссийской художественной выставке «Пастель России», посвященной 100-летию А.Н. Либерова. Экспо-центр «Континент», выставочный зал ОРО ВТОО «Союз художников России», Омск
2011 - «Я родом из Сибири». Выставка к 100-летию народного художника РСФСР А.Н. Либерова. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
2011 - «В сердце моём Россия». Выставка из фондов Государственного областного художественного музея «Либеров-центр», Тарской картинной галереи, Называевского историко-краеведческого музея. Государственный областной художественный музей «Либеров-центр», Омск



Литература:


А. ЛИБЕРОВ. (Статья в каталоге "Выставки в Москве", 1979 г.)


Когда называют имя этого художника,то, в первую очередь вспоминают его пейзажи. Они экспонируются почти на всех республиканских и всесоюзных выставках.

...Серое небо нависло, давит, и нет ему ни начала, ни конца. А там, где промозглая земля сталкивается с небом,-дивное видение: поднялись, сияя белизной, невесомые стены старинного монастыря. У косогора, возле темного причала, толпятся промокшие работяги-баржи, суетится горластый буксир, окутанный рыжим дымом. День вчерашний и день сегодняшний столкнулись, обнялись, сдружились в сутолоке сибирского трудового дня, - так читается картина "В тобольском порту" (1965-1967). ... Смоляная вода стынет, замедляя свой бег. Тишина звенит, осыпаются с осинника ржавые листья, и огоньками вспыхивают на первом робком снегу. Крепко хранит свои тайны заповедный край таёжных былей и небылиц - "Угрюм-река" (1970-1972)...

В работах Алексея Николаевича Либерова привлекает неяркий серебристый колорит, особая интонация, свойственная тем, кто говорит о своём выстраданном, и поэтому не спеша, доверительно. Мы любим то, на чем воспитаны, - сказал поэт. Либеров воспитан на Сибири, воспитан Сибирью. Здесь он родился, учился азбуке изобразительной грамоты у Вадима Матвеевича Мизерова. В его мастерской десятилетний мальчик впервые увидел как водяная краска - акварель и штрихи бархатистых карандашей пастели, положенные на бумагу, вдруг становятся небом, деревьями, далёкими облаками. Учитель требовал натурных этюдов, заставляя пристальнее вглядываться в жизнь. А она раскрывает свою истинную красоту лишь глазу вдумчивому, влюблённому.

Отец, университетский врач, увлекал семью на бесконечные прогулки, и сибирская тайга, речки да перелески, небо и солнце заставляли фантазию юного художника крепко держаться земной красоты. Он стал писать окрестности Томска, а затем и Омска, куда переехала семья в 1926 году. В новом городе состоялась встреча с другим учителем юного художника - Виктором Ивановичем Уфимцевым. Один из организаторов художественного общества "Новая Сибирь", он учил не только "месить краски", писать натуру, но и внимательно изучать фольклор. Увлекаясь поисками новых средств выразительности, Уфимцев в своем искусстве умело сочетал станковые формы профессионального искусства с народным примитивом. Уфимцем заинтересовал Либерова работой в рекламе. Он пробует свои силы в оформительском деле, плакате, сатирическом рисунке. На выставке филиала общества "Новая Сибирь" впервые появились произведения молодого художника - "Селедки" и "Прачечная" (1929). Рецензент местной газеты отмечал тогда, что "яркие краски", "свежесть" - вот впечатление от работ Либерова. Мастерская Александра Ивановича Савинова в Ленинградской Академии художеств ознаменовала новый этап учебы. Савинов увлекает студентов задачей штудирования натуры, раскрывая значене тона в живописи. Алексей Еремеевич Карёв открывает законы восприятия цвета. Много даёт изучение произведений мастеров в Русском музее и Эрмитаже. А всё усвоенное, "схваченное" укреплялось на пленэре. Каждое лето, приезжая в Сибирь, Либеров пишет свои бесконечные этюды.

Дипломная картина выстраивалась, вынашивалась именно по этим летним работам. Заданный сюжет из жизни доярок Либеров решил через пейзаж. Хотелось передать величие родных мест - будто люди, на миг оторвавшись от труда, взглянули на мир, расстилающийся перед ними, и удивились его красоте. Назвал картину коротко: "Родина" (1939). Сегодня мы вправе судить о ней не только с точки зрения ее живописных и композиционных качеств: это и творческая программа молодого художника. С 1939 по 1945 год Либеров служит в рядах Советской Армии. Используя даже самую малую возможность, он рисует, твёрдо веря, что настанет время и для писания картин. И оно настало. Наброски понадобились. Вот некоторые примеры. В 1941 году воинская часть, где Либеров проходил службу, передислоцировалась с Дальнего Востока на Западный фронт. В окне вагона мелькали леса, речки, деревеньки. Через несколько лет по одному из набросков сделана пастель "Из окна поезда" (1945). В прозрачных клубах дыма - фигурка девушки, её ласковый прощальный жест, картофельное поле, бескрайнее сибирское небо... Фронтовые альбомы сохранили и батальные сцены, и портреты боевых товарищей, с которыми Либеров вместе, в составе Второй гвардейской мотострелковой дивизии совершал рейды по тылам противника. Впоследствии по этюдам и композиционным набросам писались картины: "В тыл к противнику" (1947), "Танковый десант" (1947). Примечательно, что и в них главным действующим лицом стал пейзаж. Он несет основную эмоциональную нагрузку, формирует образный строй композиции. Увлеченно работает Либеров и над портретом.

В послевоенные годы, когда художник как бы вновь начинал свой творческий путь, искусство российского пейзажа развивалось особенно интенсивно. Война научила ещё пристальнее вглядываться в привычное, дорогое с детства, радоваться каждому деревцу, поднявшемуся под окном. Чувство национального достоинства, обострённое восприятие Родины, наконец-то свободно вдохнувшей полной грудью запах распаханных полей и цветущих лугов, гарь пепелищ звали художников к выражению глубоких раздумий о времени, о людях.

Художники создают большие циклы произведений. Форма многокадрового показа разновременных событий или одного явления, но с разных точек зрения, даёт возможность развернуть широкую панораму жизни. Можайские серии С. Герасимова, каспийские циклы Я. Ромаса, волжские - А. Грицая, Н. Ромадина пользуются огромным успехом как масштабное одухотворённое повествование о России, в которых авторы стремятся выразить глубоко национальные черты пейзажа. В дальнейшем эти тенденции нашли своё развитие в картинах В. Стожарова, В. Сидорова, Е. Зверькова, А. и С. Ткачёвых, В. Иванова... На первой выставке "Советская Россия" (1960) Либеров показал картины "Полдень", "Весна", "Просека", "Тайга". Они говорили о зрелом мастере, нашедшем свою тему, свои поэтические интонации. Особенно запоминался "Полдень". Сюжет был довольно примелькавшимся - тихая речка, лес, старая паромная переправа. Но удивляла романтическая взволнованность, сильный звонкий голос, которым велось повествование о знакомом и близком. Живописец спорил, доказывал, что Сибирь совсем не хмурая, не угрюмая, как представляется многим, - это край высокого неба и необозримо открытых далей. Неяркие золотисто-охристые и сине-серебристые мягко сгармонированные тона словно вели мелодию, в которой звучали и драматические ноты. Контрасты бурного неба, облаков и спокойного зеркала воды, плавных очертаний берегов и далей задевали сокровенные струны зрительских сердец. Впоследствии, подобные контрастно скрещенные "контрапункты" - деревьев, неба, воды, земли, - лягут в основу многих либеровских композиций.

Рождение ярких творческих индивидуальностей - характерная черта российского искусства послевоенных лет. Следует отметить, что совершенствование практики зональных выставок способствовало развитию и искусства художников, и целых творческих объединений. Становятся широко известны, к примеру, работы башкирских, владимирских, дальневосточных пейзажистов. Сегодня к ним можно добавить и самобытные группы пейзажистов, сформировавшихся в Северной Осетии, Татарии, Дагестане.

Со всей очевидностью это можно сказать и о становлении сибирского коллектива - общеизвестны творческие достижения Н. Грицюка, Б. Ряузова, Т. Ряннеля, И. Титова, В. Рогаля, А. Либерова...

Чем же особенно примечательно творчество омского живописца? Лирика картин Либерова опрокидывает стереотипное мнение о сибирском пейзаже, как о чем-то гнетущем, давящем. Она лишена в то же время слащавости, искренна и обстоятельна. Но это разговор человека, не склонного с первого раза, вдруг, сразу поведать о своём, выношенном и пережитом. Чтобы разговор состоялся, художник ждёт спокойно-доверительного состояния зрителя. И тогда его бархатные пастели заводят беседу, окутывая свежестью таёжных просек, открывая особенную красоты Западной Сибири, так похожую на Подмосковье, и совсем иную. Поэтическим интонациям либеровской речи близка пастель. Её перламутровые бархатные звучания интонационно сходны с камерной музыкой. Внимательный человек насладится здесь всеми модуляциями многотемных мелодий, но никогда не будет оглушен джазовой медью и микрофонным усилением. Тембровая окраска пастели в совершенстве отвечает живописному темпераменту художника.

В пейзажах Либерова нет "внешней интриги", каждая деталь здесь прочувствована и несёт своё очарование, свой подтекст, как слова-образы в повестях Мамина-Сибиряка или Валентина Распутина. Подвижен у Либерова и сам жанр пейзажа. Оставаясь лирическим, он то скрашивается романтическими тонами ("Полдень", "Навстречу земле", "За бортом теплохода"), то обретает черты повествовательности (цикл "Хлеб целинный"), то становится историко-эпическим (" К Иртышу"), а подчас и публицистическим ("Разбуженная тайга. За 60-й параллелью", "Самотлорские рождения", "Буровая Н. Гаянова"). Но сквозь разные сюжеты, мотивы, настроения художник стремится напомнить о самом главном - о возможности гармонического единства человека и природы, о необходимости красоты, окружающей нас.

Когда-то Константин Коровин назвал искусство пейзажа "историей души народа". Эта душа - по русски скромная, добрая, спокойно величавая - отчетливо проступает в картинах Либерова. Его искусство наполнено делами и чувствами современника; это вдохновенная поэма, выражающая лирический настрой Сибири социалистической.
Ю. Иванов




Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены.

Опубликовано: 2011-03-07 (21966 Прочтено)

[ Назад ]
Content ©
® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на www.moyamaslovka.ru, обязательна.



Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.



Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биография и фотоархив художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное многожанровое культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись и в целом изобразительное искусство - это и школа, и биография, и история, и культура нашего недавнего времени.

Открытие страницы: 0.261 секунды