Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: maslovka-book@ya.ru тел. +7(925)015-43-120
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивКупить. Актуальные преложенияПоиск в помощь коллекционеруФорум

  
Публикации
Пользователь    Сделать запрос Сделать запрос   Написать статью    Войти под другим именем    

03.12.08. Галина Бутырева  
Владимир Стожаров. Удора-Венеция

Было начало 60-х годов... Однажды, по весне, в соседней с нашей деревней, в Сёрдле появились московские художники. Наверняка, это были первые живые художники, которых посчастливилось увидеть нашим соседям.
Каждый день, как на работу, они уходили кто куда: за околицу, на берег реки, на высокий бор – рисовать... Возвращались замёрзшие, затемно, с одним или несколькими маленькими картинами, на которых хозяйка без труда узнавала чьи-то дома, или бани, или сараи, почерневшие от времени.
Наша деревня от Сёрдлы в двух километрах, за рекой. Но мало кто из наших встречался с москвичами, потому что приезжали художники обычно к ледоходу, к большой воде… Не добраться было до соседей...
Большая вода с детства была для меня чем-то завораживающим. Деревни наши превращались в острова, окружённые разгулявшимся половодьем. В тихую солнечную погоду всё замирало, словно в сказке... Открыв однажды нашу «Венецию», В.Стожаров и его друзья-художники ещё не раз приезжали в Сёрдлу.
А это был именно Стожаров! И именно его картина «Деревня Сёрдла», написанная по этюдам, привезёнными из поездки в Коми АССР, произвела на одной из выставок такое неизгладимое впечатление на какого-то деревенского посетителя, что тому тут же захотелось прочь из Москвы, «в родное село»...
Если бы и жителям деревни Сёрдла посчастливилось бы увидеть все картины, на которые вдохновили художников их родные места,– но боюсь, не удалось. Зато они были знакомы с самими художниками, может, не один самовар осушили после жаркой бани... Как я им завидовала и завидую поныне...
К тому времени я уже училась в старших классах Важгортской средней школы,– в Ёртоме была семилетка. И домой попадала только в июне. Художников в Сёрдле я, конечно, уже не могла застать. И всегда очень жалела об этом. Не знаю, смогла бы я тогда преодолеть жуткую свою застенчивость и познакомиться с ними, будь они ещё в Сёрдле. Боюсь, что вряд ли. Но всегда пыталась что-то узнать о них: где жили, у кого, не осталось ли после них каких-нибудь набросков...
Увы, хозяйка мало что могла рассказать о своих гостях, а картин художники не оставляли...
Уже годы спустя (где-то в середине семидесятых) в мои руки впервые попал альбом В.Ф. Стожарова. И в нём я впервые увидела знакомые с детства пейзажи «Деревня Сёрдла», «Прясла. Большая вода», «Важгорт. Большая вода» и др. Я могла бесконечно долго перелистывать страницы альбома и получать от этого неизменное удовольствие, которое хотелось бесконечно долго продлевать.
Особенно нравилась панорама деревни Сёрдла. Я даже знала, с какой точки писалась эта работа.
Дорога в Сёрдлу шла как раз через этот пригорок. И здесь мы всегда непременно останавливались, чтобы полюбоваться видом, открывавшимся как на ладони: село с крепкими рублеными домами огибала синяя лента реки Ёртом. Это был некий полуостров, а в половодье – настоящий остров, со всех сторон окружённый большой водой. Река словно обнимала деревню, напоследок, и за поворотом впадала в Вашку. Там, в устье, мы не раз ставили с отцом сети на сёмгу, коротали холодные осенние ночи, ждали, когда в наши сети пожалует золотая рыбина... Сегодня деревня Сёрдла почти опустела. Но по-прежнему её огибает река Ёртом, по-прежнему, наверное, в устье реки кто-то ставит сети на сёмгу...
«Живьём» с картинами В.Стожарова мне долго не удавалось встретиться. Только где-то в конце восьмидесятых уже, совершенно неожиданно в одном из залов Третьяковской галереи я увидела полотно «Село Большая Пысса». Это было потрясающее впечатление! В Третьяковке (мне показалось – огромной величины!..) картина, где запечатлён один из уголков моей родной Удоры...
Жаль, но, видимо, она не в постоянной экспозиции,– придя спустя несколько лет я этой картины там уже не нашла. А, может, просто заплутала в бесконечных лабиринтах музея...
Но то впечатление живо и свежо в памяти и поныне!
Кстати, в Пыссу я попала впервые гораздо позже, чем встретилась с этим селом в Третьяковке...
Не могу себе простить, что ни разу, бывая в Москве, не пыталась найти В.Стожарова. Познакомиться. Сфотографировать всё, что ещё осталось из удорских поездок. А в 1973 году его уже не стало...
Прежде чем сесть за эти записки, я решила позвонить Ефрему Зверькову, который, слава богу, ещё жив, но, как оказалось, уже не очень здоров. Меня предупредили, что все переговоры обычно ведёт жена, а тут он сам взял трубку. Он говорил с трудом, но разговаривали мы довольно долго. Он вспомнил Сёрдлу, Пыссу. Cожалел, что не писал дневников, потому что эти поездки на Север были очень интересные. Одобрил нашу идею рассказать о Стожарове, его творчестве в журнале «Арт», но сам что-то написать уже вряд ли сможет... жаль, повторился ещё раз,– это были очень интересные поездки. Похоже, я напомнила ему своим звонком действительно о чём-то очень хорошем и до сих пор значительном для него. И себе тоже.
Время от времени перелистываю альбомы Стожарова, не могу наглядеться. Каждая картина, написанная художником на Удоре, навевает всегда миллион воспоминаний: о родителях, о соседях, о моих сверстниках...
Недавно мне посчастливилось побывать в Венеции. Я столько лет мечтала об этом! Думаю, во многом благодаря нашим весенним половодьям, и благодаря В.Стожарову тоже. Ведь у него столько картин написано там, где-то в конце пятидесятых годов: «Венеция. Канал», «Венеция. Монахини», «Утро в Венеции»... А рядом – «Важгорт. Большая вода» (1965 г.). Обратили внимание, он после Венеции оказался на Удоре! (А я в Венеции – после Удоры...)
В.Стожаров возвращался в Венецию ещё раз (как и на Удору), в шестидесятые годы. И я уже прошлой осенью тоже – съездила в Венецию снова. И хотелось бы надеяться – не в последний раз.
Может быть, удастся сделать небольшую выставку фотографий. Во всяком случае такое желание есть. Было бы, конечно, лучше, чтобы это была выставка о Венеции и моей Удоре в половодье. Но вот заковыка: в последние годы такой большой воды и не бывает, говорят. Но год на год не приходится. Поживём – увидим, может быть и удастся осуществить мечту...

 

Галина Бутырева,
главный редактор журнала «Арт»

Вернуться в раздел "Публикации"

® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на www.moyamaslovka.ru, обязательна.



Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.



Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биография и фотоархив художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное многожанровое культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись и в целом изобразительное искусство - это и школа, и биография, и история, и культура нашего недавнего времени.

Открытие страницы: 0.210 секунды