Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: maslovka-book@ya.ru тел. +7(925)015-43-120
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивКупить. Актуальные преложенияПоиск в помощь коллекционеруФорум

  
Публикации
Пользователь    Сделать запрос Сделать запрос   Написать статью    Войти под другим именем    

19.10.08. Воронцова-Юрьева Н.  
Хроника красного платка. 1935-1939 гг.



Нет на свете краше птицы, чем свиная колбаса!  Развивайте свиноводство! Птицеводство - важный социалистический фронт! "Нет на свете краше птицы, чем свиная колбаса!" - по-доброму шутили большевики. Уже в 1929 г. в Москве создается Научно-исследовательский институт птицепромышленности и птицеводства. У этого института была трудная судьба. В 1933 г. он был переименован во Всесоюзный научно-исследовательский
П.Строев.  На птицеводческой  ферме. 1934
П.Строев. На птицеводческой ферме. 1934
институт птицепромышленности. В 1958 г. снова переименован в Центральный научно-исследовательский институт птицеперерабатывающей промышленности.

Мало того! В 1962 г. его перевели из Москвы в поселок Ржавки Московской области. А в 1963 г. снова переименовали во Всесоюзный научно-исследовательский институт птицеперерабатывающей промышленности.

За годы своего существования институт сменил 11 хозяев! Это были:

    Наркомат внешней и внутренней торговли СССР (1929-1930);
    Наркомат снабжения СССР (1930- 1934 );
    Наркомат пищевой промышленности СССР ( 1934 -1939);
    Наркомат-Министерство мясной и молочной промышленности СССР (1939-1953);
    Министерство легкой и пищевой промышленности СССР (1953);
    Министерство промышленности продовольственных товаров СССР (1953-1954);
    Министерство промышленности мясных и молочных продуктов СССР (1954-1957);
    Госплан РСФСР (1957-1960);
    ВСНХ (1960-1962);
    Госкомитет Совета Министров СССР по пищевой промышленности (1962-1963);
    Госкомитет по пищевой промышленности при Госплане СССР (1963-1965).
В конце концов за свои мытарства в 1979 г. институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Даешь культурное птицеводство! 1928 г.
Даешь культурное птицеводство! 1928 г.
***

Художники всегда с радостью откликались на задачи партии. Не обошли они и птицеводство. Еще в 1928 году всю страну потряс трогательный плакат, рассказывающий о кошмарной жизни цыплят.

"Даешь коллективный курятник и инкубатор!"
"Дайте нам жилище, свет, свежий воздух, тепло и здоровых родителей!"
"Мы хотим жить и воспитываться в коллективе!"
"Долой куриную беспризорность!"
"Долой частника-скупщика! Даешь пионера-сборщика!"

Страна рыдала. И пионерка в красном платке отважно поспешила на помощь цыплятам! Отныне и до скончания СССР тема птицеводства будет накрепко присутствовать в искусстве.

***
Пионеры весьма востребованы искусством и жизнью. Они не только спасают цыплят, но и стерегут колхозный урожай.

А.Котухин. Охрана урожая пионерами. Шкатулка, 1935 г.
А.Котухин. Охрана урожая пионерами. Шкатулка, 1935 г.

Честно сказать, даже не представляю себе, что можно хранить в шкатулке с таким идеологически верным рисунком. Разве что правительственные награды...

Уж мы, большевики, постараемся, чтобы все колхозники имели у  нас по корове! Плакат, 1934 г.
1934 г.
Ударницы колхозов и совхозов! Вступайте в ряды ВКП!  Плакат

***

Сельское хозяйство - бессменный лидер творческих усилий. Вот красноплаточница - она уже гладит телочку! А белоплаточница с радостью читает надпись на доске: "Льготы для колхозников, сдающим телят: 25% - скидка на молоко, 20% - на мясо. Сдающим телок - 50% кредит".


Через год, в 1935 г., состоится Второй Всесоюзный съезд колхозников-ударников - 31% делегатов на нем будут женщины. Победа колхозного строя будет объявлена безоговорочной.

Ударная работа обеспечит город хлебом, колхозы  машинами! Плакат, 1930-е гг.
1930-е гг.
Кроме того, в деревне случится еще одна напасть - стахановское движение, в честь забойщика шахты А. Стаханова. В страшную для всего советского народа ночь с 30 на 31 августа 1935 г. он выполнил за смену 14,5 нормы. Конечно, рекорды стахановцев были в основном инсценированы, на каждого героя стахановца полагалась уйма безымянных помощников. Стахановцев дружно не любили - за их дутые личные успехи они получали слишком много денег.

И вот на Втором сьезде этих самых колхозников-ударников некая Мария Демченко возьмет обязательство вырастить в среднем 500 центнеров сахарной свеклы с гектара! Средний же урожай свеклы на Украине не превышал 131 центнера. Такое заявление послужит началом так называемому движению пятисотниц, которое и возглавит Мария Демченко.

***
Но колхозники не унывают! Всюду, во всех деревнях и селах жители-активисты проводят собрания: повысить урожайность! Сидя за красным столом, они записывают свои обязательства перед партией и народом.

В.Дилка. Организационное собрание колхоза. 1927-1930 гг.
В.Дилка. Организационное собрание колхоза.
1927-1930 гг.
В.Бордиченко.  Начальник политотдела в колхозе. 1927-1930 гг.
В.Бордиченко. Начальник политотдела в колхозе.
1927-1930 гг.

С улыбкой встречают колхозники начальника политотдела. Колхозница в красном сарафане - по правую руку от политработника. Женщина в красной юбке гордо возвышается за штурвалом сельхозмашины.

Е.Табакова. В час отдыха
Е.Табакова. В час отдыха


***

В обеденный перерыв женщина в красном платке читает вслух газету. От величия советских достижений, описанных в передовице, колхозницы так и застывают на месте с вилами в руках...

Ф. Сычков. Выходной день в колхозе. 1936 г.
Ф. Сычков. "Выходной день в колхозе". 1936 г.
***

А в свой выходной день принарядившиеся бабы и мужики приходят на лужайку и весело пляшут под гармонь. Жизнь удалась.

А в это время несознательный городской элемент в розовом пеньюаре, оторванный от ударного труда и плясок на свежем воздухе, насидевшись на кожаном диване с валиками, потягивается от скуки.

***

Сознательный элемент (в красном платке) - аскетично лежа на полу на аскетичном коврике - занимается полезными физкультурными упражнениями с ребенком. Никаких пеньюаров - только советская майка и трусы.

Историческая справка

1935

  • ЦИК и Совнарком приняли постановление "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних", разрешающее применять меры уголовной ответственности, вплоть до расстрела, начиная с 12-летнего возраста.
  • Решением Совнаркома было основано Всесоюзное профсоюзно-кооперативное добровольное спортивное общество "Спартак".
  • Политбюро приняло постановление о "скупке ценных литературных архивов, принадлежащих выселяемым из Ленинграда лицам". На эти цели из резервного фонда Совнаркома было ассигновано 30 тыс. рублей.
  • Н.С. Хрущев назначен первым секретарем Московского обкома партии.

  • Спасибо любимому Сталину за счастливое детство!  В.И.Говорков. 1936 г.
    В.И.Говорков. 1936 г.

    ***
    Красная тюбетейка - идейная внучка несчастливой фески Мейерхольда и благополучного берета Малевича. А дети - лучшее украшение вождей. Именно он, мальчик в красной тюбетейке, является настоящим центром композиции - он тянет руку к вождю, пытаясь привлечь его внимание; таким образом, мальчик в тюбетейке становится как бы выше других детей.

    В руке у мальчика планер. Мальчик ходит в кружок авиамоделизма - он хочет стать летчиком, сталинским соколом.

    В 30-е годы увлеченность авиамоделизмом буквально захлестывала страну. Особенно детсткая увлеченность. В 1936 году (дата на картине) в стране прошло первенство СССР по авиамодельному спорту. А в 1938 году советские школьники установили несколько мировых рекордов! Многие авиамоделисты впоследствии действительно стали уважаемыми конструкторами и знаменитыми летчиками. Началом же спортивного авиамоделизма в СССР стала "Неделя Красного воздушного флота" - летом 1923 года. В 1931 году над авиамоделизмом (вообще над воздушным флотом) взял шефство комсомол Вот тогда-то крошечные самолетики и получили общественный размах.

    Еще одна деталь - у мальчика с планером галстук не завязан узлом, а скреплен специальным зажимом с пионерской символикой - костёр на фоне серпа и молота, окружённый надписью "Будь готов!". У костра было пять поленьев (символ пяти континентов) и три языка пламени (Третий Интернационал) - все это означало, что данный костер должен разжечь революционное пламя по всему миру. Зажим был хорош во всех отношениях, но вот у его изготовления был один существенный недостаток - сложность.

    Не обошлось и без чертовщины. В конце тридцатых у некоторых особо опасных комсомольских вожаков разыгралось ретивое - в символике зажима они вдруг обнаружили сразу три безобразия одновременно: нацистскую свастику, профиль Троцкого и букву "З" - первую букву фамилии тогдашнего "врага народа" Зиновьева. То есть с комсомольскими вожаками в те годы произошло то же самое помутнение на почве истиной веры, что и у некоторых церковных вожаков нашего времени, когда в невинном налоговом ИНН они усмотрели подозрительные цифры.

    В итоге напуганные пионеры наотрез отказались надевать не только зажим, но и пионерский галстук. Паника охватила сплоченные пионерские ряды. Пришлось даже вмешаться НКВД... После тщательного расследования ничего предосудительного в зажиме энкаведешники не обнаружили. И всю эту истерику объявили вредными слухами и публично осудили. После чего зажимы спокойно просуществовали вплоть до 1960 года.

    ***
    Образы детей все чаще используются советскими художниками при изображении культовых фигур. Девочка в красном платке - она не просто рядом с вождем мирового пролетариата, она к нему ближе всех. И, уж конечно, на полшага впереди белоплаточницы.

    В.Токарев. Новая школа
    В.Токарев. Новая школа
    Н.П.Богданов-Бельский.  Дети.Игра  на балалайке. 1937 г.
    Н.П.Богданов-Бельский. Дети. Игра на балалайке. 1937 г.

    И опять девочка в красном платке - именно в красном! Ибо она не просто среди деревенской ребятни, она - в окружении своих будущих красных мужчин. Будущая мать нового поколения большевиков-коммунистов.
    ***
    Алтайские девушки! В 1922 году они тоже стали советскими - как и все остальные девушки страны.

    А. Якобсон. Портрет алтайской девочки
    А. Якобсон. Портрет алтайской девочки.
    1930-е.
    И.Чашников.  Приехали на работу. 1930-е.
    И.Чашников. Приехали на работу. 1930-е.

    Кроме девушек на Алтае производили сыр - тоже советский. Он так и назывался - "Советский". Сыроварню под него построили как раз в 30-годах. Это был отличный сыр, достойный аналог знаменитому швейцарскому продукту.

    Возможно, девушка в красном платке встречает молодых людей, как раз и приехавших славно потрудиться на сыроварне? И автор, как уроженец Алтая, любовно наделил ее ведром, как бы намекая, что девушка не лентяйка и, стало быть, один из двух парней обязательно предложит ей руку и сердце. Скорей всего, это будет тот, что на втором плане - пока парень в кепке выясняет про адресок, он оценивающе косится на девушку, дескать хороша подруга, не зря встретились.

    И.Владимиров. Иностранные туристы  в Ленинграде. 1937 г.
    И.Владимиров. Иностранные туристы в Ленинграде. 1937 г.

    ***
    Иностранные туристы в Ленинграде! 37-й год - что называется, нашли время. Сидят в машине и разглядывают наших пионеров в очки и чуть ли не в лорнет. Один вообще чуть из машины не вывалился. Целых две машины иностранцев! А наш милиционер-гаишник (белый шлем и галифе - красавец!) пропускает ребятишек через дорогу. И они идут - с барабаном и флагом. И с той самой скандальной закрепкой для галстука.

    Вообще, если с алтайскими девушками у нас все обстояло хорошо, то с иностранцами не очень. Именно в 30-е годы стал образовываться "железный занавес". А после убийства Кирова в СССР мгновенно были обнаружены чуть ли не сотни террористических организаций, в которые входило подавляющее число иностранцев. И в феврале 1936 года было принято Постановление ЦК ВКП(б) "О мерах, ограждающих СССР от проникновения шпионских, террористических и диверсионных элементов". Репрессии в отношении иностранных граждан тут же активизировались.

    Конечно, у нас тоже были свои шпионы. Например, Мелита Норвуд - убежденная коммунистка и сотрудница британской лаборатории (ядерные исследования), она работала на советскую разведку почти сорок лет - с 1937 по 1985 год.

    А.Н.Самохвалов. Метростроевка со  сверлом. 1937 г.
    А.Н.Самохвалов. Метростроевка со сверлом. 1937 г.

    ***
    Метростроевка в красной рабочей шапочке никогда не была шпионкой. Она никогда не носила шелкового белья днем, тонких каблуков вечером и французских духов ночью. А потому она никогда не соблазняла искушенных иностранных дипломатов и не швыряла наивных иностранных ученых в пучину чекистской любви. Но благодаря художнику Самохвалову мы можем с гордостью констатировать: наши метростроевки - даже в грубых ботинках и с нелепым сверлом в руках - были ничуть не хуже шпионских мадонн!

    Вообще, если с алтайскими девушками у нас все обстояло хорошо, то с иностранцами не очень. Именно в 30-е годы стал образовываться "железный занавес". А после убийства Кирова в СССР мгновенно были обнаружены чуть ли не сотни террористических организаций, в которые входило подавляющее число иностранцев. И в феврале 1936 года было принято Постановление ЦК ВКП(б) "О мерах, ограждающих СССР от проникновения шпионских, террористических и диверсионных элементов". Репрессии в отношении иностранных граждан тут же активизировались.

    Конечно, у нас тоже были свои шпионы. Например, Мелита Норвуд - убежденная коммунистка и сотрудница британской лаборатории (ядерные исследования), она работала на советскую разведку почти сорок лет - с 1937 по 1985 год.

    В 1937 году газета "Вечерняя Москва" сообщила: "Начаты работы по радиофикации на станции метро 'Комсомольская'. На платформах, в вестибюлях и у выходов будет установлено 10 репродукторов, по которым будут передавать сообщения о приходе и отходе поездов, порядке их движения и пр".

    Попутно, в 1938 году, вместе с появлением в метро репродукторов в трамваях исчезли контролеры - поток безбилетников резко увеличился. И тогда, сообщает все та же "Вечерняя Москва", "Президиум Моссовета предложил трамвайному тресту немедленно восстановить должности контролеров". Таким образом, надежды на сознательность советских граждан никоим образом не оправдались. Но зато оправдались надежды на метростроевцев!

    Первая буковка "М" зажглась в 1935 году. Это событие немедленно пробило юного проходчика Гришу Кострова на поэзию:

    Очертания буквы скромной
    Со школы знакомо всем;
    Но сегодня о чем-то огромном
    Говорит эта буква "М".
    О Москве, о Метро, о Мужестве,
    О Молодости страны,
    О Многомиллионном содружестве,
    Которым мы так сильны.

    Особая роль в строительстве метро, конечно, принадлежит комсомольцам. В1957 году кинорежиссер Юрий Егоров снял фильм "Добровольцы" - о первых метростроевцах. Блистательная красавица Элина Быстрицкая сыграла в нем честную верную Лельку. Каждый раз, когда я смотрю этот фильм (а я стараюсь не пропускать это ТВ-событие), я смотрю его до конца - и оторваться нет никакой возможности. А потом я еще долго напеваю песню из этого фильма:

    Хорошо над Москвою-рекой
    Услыхать соловья на рассвете,
    Только нам по душе непокой,
    Мы сурового времени дети.

    Комсомольцы-добровольцы,
    Мы сильны нашей верною дружбой.
    Сквозь огонь мы пройдем, если нужно
    Открывать молодые пути.
    Комсомольцы-добровольцы,
    Надо верить, любить беззаветно,
    Видеть солнце порой предрассветной -
    Только так можно счастье найти...



    Историческая справка

    1936

  • Политбюро приняло постановление о ликвидации 2-го Московского художественного театра как "посредственного театра, сохранение которого в Москве не вызывается необходимостью".

    1937

  • В Москве в возрасте 50 лет застрелился член Политбюро и нарком тяжелой промышленности Григорий (Серго) Орджоникидзе.
  • На пленуме ЦК ВКП(б) бывшие члены Политбюро Николай Бухарин и Алексей Рыков были обвинены наркомом внутренних дел Николаем Ежовым в заговоре против партии, исключены из ВКП(б) и арестованы.
  • Состоялась первая экспериментальная передача Московского телевизионного центра на Шаболовке. Был показан фильм "Великий гражданин".

  • ***
    Шахтеры-передовики составляют письмо создателю Конституции, т.е. товарищу Сталину. Одобряют и поддерживают. В то время как белоплаточница стоит на отшибе и улыбается неизвестно чему, красноплаточница стоит аккурат за спиной пишушего - как бы пытаясь заглянуть и как бы стараясь вдуматься в каждое написанное слово.

    В.Яковлев. Шахтеры-передовики пишут  письмо  создателю Великой Конституции. 1937
    В.Яковлев. Шахтеры-передовики пишут письмо
    создателю Великой Конституции. 1937

    Сталинская конституция была принята 5 декабря 1936 г. Почему сталинская? Потому что Сталин считался ее вдохновителем и чуть ли не автором. По стране прокатилось массовое изучение двух вещей: самой конституции и доклада товарища Сталина на VIII Съезде Советов. Профком и партком тщательно следили за качеством изучения и сами подвергались строжайшему надзору и критике за недостаточную организацию изучений. Все дружно рапортовали об изучении, о непрекращающемся изучении, об изучении на местах и в в кружках. Больше всех радовалась Церковь.

    Спустя 10 лет, в 1946 году, в Московской духовной академии прошло торжественное собрание по случаю, как сказано в стенограмме собрания, "десятилетия великой сталинской конституции" - "торжественное собрание, посвященное этому славному дню в жизни нашей прекрасной Родины и славной советской державы. На протяжении сравнительно немногих дней это уже второй гражданский праздник, в котором принимают живейшее участие Московская Духовная Академия и Семинария, а с ними и вся православно-церковная Москва".

    Е.Мельникова. Посещение  шарикоподшипникового завода. 1937 г.
    Е.Мельникова. Посещение шарикоподшипникового завода. 1937 г.

    ***
    Посещение шарикоподшипникового завода. Женщина в красном платке и желтом платье - похожа на иностранную коммунистку. Но, возможно, это наши люди из союзной советской республики. Девушка в пиджаке стоит у прибора, остальные наблюдают за ее работой - с восхищением и радостным изумлением. Пышный тропический цветок дополняет заводской интерьер. Вообще любили у нас вот такие кадки с экзотическим растением. То пальма в столовой, то гигантский фикус в школе, то теперь вот и на заводе что-то из этой серии. Заодно и наши российские ромашки - символ родины. Ромашки в банке - никаких вазочек. Такой вот производственный компромисс: все-таки это завод, а не будуар многостаночницы (отсюда полное отсутствие вазы), на котором работают все-таки женщины (простительная слабость: женщины любят цветы).
    Что же это за предприятие? Возможно, это ГПЗ-2. Его история началась в 1916 году - племянник известного господина Нобеля проявил инициативу по созданию русского акционерного общества " Шарикоподшипник СКФ", но племяннику не повезло: после революции предприятие было национализировано и переименовано во Второй государственный подшипниковый завод. На нем монтировались звезды московского Кремля, сцена МХАТа, подшипники завода использовались в эскалаторах московского метро, в буровых машинах, авапромышленности, автомобиле- и тракторостроении. Позже здесь же выпускались специальные подшипники для космических комплексов.

    А.Пластов. Праздник в колхозе.  1937
    А.Пластов. Праздник в колхозе. 1937
    ***

    В колхозе праздник! Урожай собран, конституция принята, шпионы пойманы - можно и отдохнуть. Красноплаточницы суетятся за обильно накрытым столом, гармонист наяривает советские песни, солдат в синей пилотке заигрывает с крепкой деревенской девушкой, мелькают моряки в безкозырках. На столе соседствуют самовар и бутылка водки. На возвышении - украшенный цветами портрет Сталина. Рядом с портретом - счастливый мальчик. Под портретом - мать с ребенком на руках - как бы принимающая благословение отца народов. Хорошо иметь домик в деревне!

    На зиму из сданных в закрома родины сельхозпродуктов
    на советских консервных заводах заготовлена
    вот такая консервная роскошь:

    Б.Яковлев. Советские консервы. 1939 г.
    Б.Яковлев. Советские консервы. 1939 г.

    ***
    В 1938 г. красноплаточница-комбайнерка - ударница и типичный сознательный элемент - стала украшением московского метро.
    A.Дейнека. Женщина на комбайне. Московское  метро, потолочная мозаика, ст. Маяковская. 1938
    A.Дейнека. Женщина на комбайне. Московское метро,
    потолочная мозаика, ст. Маяковская. 1938

    Калинин и  Орджоникидзе на открытии ДнепроГЭСа. Мозаика на станции метро 'Киевская'
    Калинин и Орджоникидзе на открытии ДнепроГЭСа.
    Мозаика на станции метро "Киевская".
    Позже женщина в красном платке снова появится в метро - это будет одна символическая труженица ДнепроГЭСа (1932 г.), две условные белорусские колхозницы и одна типичная счастливая ударница труда и просто женщина-мать - она будет стоять рядом со счастливым Сталиным, держащим на руках счастливого ребенка.
    Белорусские колхозницы. Флорентийская мозаика на станции 'Белорусская'
    Белорусские колхозницы. Флорентийская мозаика
    на станции "Белорусская"

    Счастливая советская ударница рядом со счастливым Сталиным (ст.  'Комсомольская-кольцевая').
    Счастливая советская ударница рядом со счастливым
    Сталиным (ст. "Комсомольская-кольцевая").
    Мозаика на станции м. 'Новокузнецкая'
    Мозаика на станции м. "Новокузнецкая"

    Есть в метрополитеновской мозаике и красный трактор (на станции "Новокузнецкая", открыта в 1943 г.) - любимый герой советского плакатного искусства.

    Тема красного трактора то и дело с неослабевающей силой возникает и в советской живописи. Вот в деревню привезли новенький трактор! Красный. И женщина в красном платке тут же как бы тянется к нему рукой, как бы повинуясь импульсивному видению сбывшейся мечты - наконец-то и она будет работать на тракторе!



    Историческая справка

    1936

  • Политбюро приняло постановление о ликвидации 2-го Московского художественного театра как "посредственного театра, сохранение которого в Москве не вызывается необходимостью".

    1937

  • В Москве в возрасте 50 лет застрелился член Политбюро и нарком тяжелой промышленности Григорий (Серго) Орджоникидзе.
  • На пленуме ЦК ВКП(б) бывшие члены Политбюро Николай Бухарин и Алексей Рыков были обвинены наркомом внутренних дел Николаем Ежовым в заговоре против партии, исключены из ВКП(б) и арестованы.
  • Состоялась первая экспериментальная передача Московского телевизионного центра на Шаболовке. Был показан фильм "Великий гражданин".

    1938

  • Секретным постановлением Совнаркома акционерное общество "Интурист" было передано в ведение НКВД.

    1939

  • В Москве от паралича сердца, ставшего следствием перитонита, на следующий день после своего 70-летия скончалась вдова Ленина Надежда Крупская, занимавшая пост заместителя наркома просвещения РСФСР.
  • Был арестован бывший глава НКВД Николай Ежов.
  • Н.С. Хрущев назначен первым секретарем ЦК КП(б) Украины.

  • Продолжение следует...


    Вернуться в раздел "Публикации"

    ® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на www.moyamaslovka.ru, обязательна.



    Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.



    Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биография и фотоархив художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное многожанровое культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись и в целом изобразительное искусство - это и школа, и биография, и история, и культура нашего недавнего времени.

    Открытие страницы: 0.216 секунды