18.10.08. Хвостенко Т. В.
Вечера на Масловке близ Динамо (отрывок из книги воспоминаний )
ГОРОД МАСЛОВКА И ЕЕ НАСЕЛЕНИЕ (Татьяна Васильевна Хвостенко, художник и реставратор, автор двухтомника воспоминаний об обитателях Городка художников "Вечера на Масловке близ Динамо").
Задолго до революции в Казани, Одессе и Львове были созданы художественные школы. В Казани школу строили архитектор Мюфке, Белькович и Медведев на средства благотворительных обществ. Григорий Антонович Медведев являлся учеником Павла Чистякова. Закончив Петербургскую академию художеств с серебряной медалью по рисунку, он охотно принял предложение Бельковича, сына крупного фабриканта, участвовать в строительстве художественной школы, чтобы потом работать там педагогом. Строительство финансировал фабрикант.
Творческая и учебная работа в художественной школе осушествлялась под контролем Академии художеств, и Медведев периодически выезжал к И.Е. Репину для консультаций.
Медведев двадцать пять лет работал бессменно педагогом, а потом и директором школы. В годы ее создания в Казани начали строить на выделенные правительством деньги первый в России городок художников с мастерскими. Там построили себе дома художники Медведев, Скорняков, Сенников-Сперанский, ставший впоследствии театральным художником, а таюке архитектор Мюфке. В этих домах были отведены спеииальные помешения для приезжих художников и педагогов. Часто туда приезжали для консультаций художники, жившие и работавшие в Европе. Таким был Фешин. Когда Фешин вернулся из Италии, чтобы работать в казанской школе, Медведев, искренне любивший этого талантливого художника, уступил ему свою мастерскую.
В доме Медведева бывало много интересных людей. Среди них обрашал на себя внимание молодой поэт и художник Павел Радимов, студент историко-филологического факультета Казанского университета. Большой любитель и знаток искусства, костюма, песенного творчества, поэзии народов Поволжья, он переводил стихи татарского поэта Абдуллы Тукая, был хорошо знаком с Гафури.
Павел Радимов женился надочери Медведева Марии Григорьевне. Отказавшись от аспирантуры в Саратовском университете по курсу филологии, он принял скромное место преподавателя истории и искусства в казанской художественной школе.
Школа сыграла большую роль в развитии русского и советского изобразительного искусства, из нее вышло немало известных художников: Фешин, П. Беньков, А. Родченко, Бельковский, Тимофеев, А. Морозов, Н, Белянин, А. Лобанов, В. Крайнев, П. Котов, 3. Кожевникова (впоследствии ставшая женой П. Котова).
Радимов был неутомим. Рано утром, до начала занятий, Павел Александрович успевал написать несколько этюдов на базаре; вечером спускался к реке Казанке, где писал лодки, переулки, жанровые сценки. Пристрастае к характерным деталям времени было и у Фешина, но его интересовали подробности быта народов Поволжья, национальные костюмы, их особенности, различия. Фешин писал большие картины, такие как «Бойня», «Капустница», портреты богатых купчих; Радимов — деревенские пейзажи и интерьеры последних дворянскнх усадеб. В страшное время интервенции он нашел приют в усадьбе своего родственника Лебедева под Чебоксарами, недалеко от станции Будайской, где родился легендарный Чапаев. Удивительные по красоте волжские и камские берега с живописными переправами и паромами стали такими же близкими для Радимова, как и его родная Рязаншина с селами Ходямково и Токарево, близ есенинского Константинова. Поэты в дальнейшем стали друзьями.
Первые книги своих стихов Радимов опубликовал в 1914 году. Как-то в Москве на очередном вечере молодых поэтов, устроенном с целью их поддержки, Радимов прочитал свое стихотворение «Журавли». Есенин похвалил поэта и предложил ему свою дружбу. В творчестве их объединяла любовь к русской природе, к деревне, хотя писали они по-разному. Радимова с его острым глазом художника увлекали, а порой даже подчиняли себе подробности в описании быта и жизни деревни. Есенина же больше волновала природа в связи с перестройкой мира, судьбой человека.
В искусстве, как и в жизни, Павла Радимова отличали удивительная честность, одержимость и трудолюбие. Он был последним председателем Товарищества художественных передвижных выставок, их организатором в молодых автономных республиках. Так возникли выставки художников Поволжья. Он увлеченно работал в Ассоциации художников революционной России, стал во главе первых выставок РККА и АХРРа. Справедливость в распределении оплаты труда художников никогда не давала повода для зависти, н каждый радовался успеху товарища.
Радимов много писал по поручению Наркомпроса Татарии, вел работу по пропаганде казанской художественной школы. Вместе с другом Евгением Кацманом, секретарем АХРРа, и Давидом Штеренбергом он получил творческую мастерскую в Кремле.
В 1925 году общее собрание художников Москвы приняло решение построить в Москве кооперативный дом художников. В АХРРе это вызвало возражение Радимова, считавшего, что такое строительство по плечу лишь кучке наиболее состоятельных художников, а талантливые молодые мастера так и останутся бездомными. В ответ прозвучала реплика: «Вот вы и достаньте деньги». И Павел Александрович вместе с Евгением Кацманом при покровительстве Уншлихта (его жена Стефания Арнольдовна делила с художниками общую мастерскую в Кремле) взялись за это хлопотное дело, используя любые возможности и личные связи.
Пользуясь резолюциями Уншлихта, Бубнова и Бухарина, они стали «двигать» бумагу, подписанную большой группой художников, через Моссовет. Спустя несколько месяцев назначили рассмотрение заявлений и, не надеясь на строительство дома, проголосовали за общежитие. Когда Радимов и Кацман стали просить в Моссовете мастерские, их просьбу отвергли. За художников вступились наркомы Луначарский и Бубнов, согласившиеся, что, несмотря на полную разруху в стране, идея эта замечательная. При повторном голосовании приняли решение строить дом художников с мастерскими. Нишее Российское государство по просьбе Уншлихта и с разрешения Ворошилова выделило миллион рублей на строительство первого дома художников.
Начали делать эскизы, выбирать место; остановились на пустыре, оставшемся от сгоревшей кинофабрики Ханжонкова. Пустырь обступал вековой Петровский парк. где художники, не уходя далеко от дома, могли писать пейзажи; через несколько трамвайных остановок начинался лес, примыкавший к Тимирязевской сельхозакадемии. Первые проекты строительства городка предусматривали будущий план застройки Верхней Масловки, где сплошь стояли старые убогие дома, обреченные временем на снос. Решили строить несколько домов художников, выставочный зал и гараж. Средств на строительство не хватало, и впоследствии художникам пришлось доплачивать свои деньги.
В 1930-м году вблизи восточных ворот центрального стадиона «Динамо» построили первый в Москве дом художников, № 15 на Верхней Масловке. Он возвысился над двухэтажными деревянными домами дореволюционной постройки. По вечерам казалось, что в этих патриархальных романтичных домиках с резными, как кружево, наличниками вот-вот зажгутся свечи, а на просторные террасы выйдут цыгане в цветастых, ярких нарядах и запоют знаменитый ромаис: «Что так грустно?» Ведь не в столь отдаленные времена в этом стародавнем уголке Москвы с могучими липами и кленами жили в основном девицы и цыгане знаменитого «Яра».
Радимов самым последним получил квартиру, на первом этаже. В дом въехали Е.Кацман, ЕЛьвов, С.Тавасиев, скульптор В.Сергеев, Д.Шварц, С.Алешин, Г.Шегаль, П.Покаржевский, К.Молчанов, Б.Иогансон, СЛуппов, И.Чашников, Н.Белянин, Н.Шестопалов, К.Максимов, ФЛехт, Е.Ряжский, А.Кибрик, Н.Коршунов, Л.Соловьев, К.Корыгин, А.Немов, П.Шухмин, А.Каневский, Николай Митрофанович и Наталья Яковлевна Никоновы...
(Книгу Т.В. Хвостенко можно заказать по тел. 8-903-616 4188 или по эл. почте finder@aha.ru)
Вернуться в раздел "Публикации" |