13.10.08. Романова С.А.
Двенадцать московских живописцев (ВОЛОДИН М.Ф., ГОРЛОВ Н.Н., ГРЕМИТСКИХ В.Г., КУГАЧ Ю.П., МАКСИМОВ К.М., НЕЧИТАЙЛО В.К., САВЧЕНКОВА М.В., СВЕТЛИЧНАЯ О.Г., СОЛОМИН Н.К., СОШНИКОВ И.С., ТОЛКУНОВ Н.П., Ц
Светлана Александровна Романова.
Имена московских живописцев В. Г. Цыплакова, Ю. П. Кугача, Н. К. Соломина, К. М. Максимова, В. К. Нечи-тайло, М. В. Савченковой, Н. П. Толкунова, М. Ф. Володина, О. Г. Светличной, Н. Н. Горлова, И. С. Сошникова, В. Г. Гре-митских хорошо известны советским зрителям. Все они по-стоянные экспоненты московских, республиканских и всесо-юзных выставок. Картины их, находящиеся во многих музеях нашей страны, стали неотъемлемой частью истории совет-ского изобразителы-юго искусства, художественной лето-писью прошедших десятилетий.
За плечами художников сорок трудных и достойных лет неустанной творческой работы. Многие из них — участники Великой Отечественной войны. Михаил Филиппович Воло-дин, Иван Сергеевич Сошников и Николай Константинович Соломин ушли на фронт прямо с институтской скамьи и за-вершили свое образование уже после возвращения из ар-мии. Володин в 1945 году участвовал в операции по спасе-нию картин Дрезденской галереи.
Широк диапазон творческих устремлений этих мастеров. Они пишут современные и исторические картины, пейзажи, натюрморты, портреты. В тематической картине нашли от-ражение самые волнующие события — историко-революци-онные, батальные и трудовые. С ленинской темой связана жизнь Цыплакова — автора таких известных полотен, как «В. И. Ленин», «Ленин с кресть-янами» (оба 1947 г.). Легендарные события Великой Ок-тябрьской социалистической революции и гражданской вой-ны запечатлены в работах Горлова «На Красной площади» (1961—1964), «Поэма о революции (1986), Нечитайло «За Со-ветскую власть» (1971), «Красные партизаны» (1977—1980), Соломина «Декрет о земле» (1957). Героико-романтические образы встают в произведениях Цыплакова «Чапаев» (1942), Кугача «Клятва партизан» (1964), Толкунова «Бессмертие. Брест. 1941 года» (1960), где мужество последнего остав-шегося в живых защитника крепости рождает ощущение духовной стойкости народа и непоколебимой веры в победу.
Художественный почерк мастеров отличается широким многообразием творческих манер: у Цыплакова она свобод-ная и артистичная, у Нечитайло — плотная, пастозная, у Со-ломина — эффектная, близкая к натуре, доводящая впечат-ление почти до иллюзии, у Кугача — классическая, ясная, строгая, напоминающая о традициях художников второйполовины XIX века, импульсивная этюдная — у Гремитских, законченная в своей живописной целостности — у Максимо-ва, трепетная, пленэрная — у Светличной, эмоционально-ак-тивная, темпераментная — у Володина, открытая, широкая — у Горлова и непосредственная в каждом живописном куске у Толкнунова. Убедителы-ю достоверны работы Сошникова, выразителы-ю-грубоваты — у Савченковой. Хотя это худож-ники разного мировосприятия, «говорящие» различным пла-стическим языком, их объединяют высокая требователь-ность к себе, стреллление реалистически отобразить окру-жающую действительность, внимание к повседневным, часто неброским событиям нашей жизни, благоговейное отноше-ние к натуре, глубокая любовь к своему народу.
Художественное мировоззрение и мастерство этой груп-пы формировалось в стенах Московского художественного института (с 1948 г.— имени В. И. Сурикова). Маститые педа-гоги И. Э. Грабарь, Н. П. Крымов, С. В. Герасимов, А. А. Ос-меркин, Б. В. Иогансон сумели привить своим ученикам лю-бовь к натуре, к тщательному ее изучению, к вдумчивому и внимательному отношению к действительности. От них ху-дожники восприняли высокое профессиональное мастерст-во, основы рисунка, умение связать его с живописью, креп-кую композиционную конструкцию.
В послевоенные годы с радостью были встречены зрите-лями работы «Сашка-тракторист» и «Любочка-почтальон» (оба 1954 г.) тогда еще молодых Максимова и Нечитайло. Уже в этих произведениях сказался чуткий отбор характер-ных явлений. Живописцы нашли свой идеал в предельной конкретности и неподдельной искренности художествен-ного образа. Им присущи поиски нравственной красоты в неразрывной связи человека с землей, в героике труда, в душевной простоте. Несомненно, в этом понимании художественного образа они продолжают замечательные традиции их учителя С. В. Герасимова. Трудовым подъемом пронизаны полотна Нечитайло «Хлеб Родине» (1962—1967), «На полевом стане» (1977). Эти же черты мы находим в про-изведениях «Концерт на стройке» (1957) Володина, «Семья тракториста» (1975) Савченковой, в серии холстов Максимо-ва, посвященных КамАЗу. Есть в нихсветлоемироощущение, свежесть и острота непосредственного восприятия натуры, спокойная сила в движениях, ощущение слаженности, един-ства в работе. Добротно, крепко «вылеплены» на полотнах Нечитайло молодые решительные, уверенные в себе жили-стые казачки, пластично-выразителыны образы Савченковой, духовно-прекрасны строители Максимова, заразительно-веселы пляшущие девчата, энергично написанные Володиным. Человек на картине мастера предстает в своем единстве с миром, красота которого познается в труде.
В условиях нарастающей борьбы народов земли за мир своевременно прозвучали произведения Володина «Всемир-ный конгресс за разоружение» и «В перерыве между засе-даниями» (оба 1962 г.). Работы воспринимаются своеобраз-ным документом эпохи. Создавая иллюзию достоверности происходящего, художник продуманным композиционным приемом переводит художественныйобраз в болееширокий аспект историчности момента. Сюжетно-тематическое реше-ние совмещается с элементами символико-героического плана. Могучий «щит» седых шлемовидных куполов древних соборов Московского Кремля стоит вечно непоколебимым стражем, охраняя спокойствие и счастье народов.
Наряду с современностью художников по-прежнему про-должают волновать темы героического прошлого нашей страны. В 1981 году Кугач создает историческое полотно «За Отчизну». Оно посвящено 600-летию со дня Куликовской битвы. Многофигурная композиция написана со свойствен-ными этому живописцу серьезностью, обстоятельностью. Ма-стер, приближая к зрителю многоликую народную толпу, создает своеобразный эффект присутствия современника, как бы стирает временную дистанцию, призывая быть сопри-частным мужеству и стойкости защитников Родины. Он не идет по линии схематизирующего обобщения, формального упрощения, а заставляет вглядеться в лица. С любовью Ку-гач раскрывает в них национальный русский тип: мужествен-ную красоту, душевную теплоту и вместе с тем непоколеби-мую стойкость и волю. Великие творения В. И. Сурикова, В. М. Васнецова, внимателы-ю изученные художником, нало-жили определенный отпечаток на его собственную работу, где тщательная завершенность холста, продуманность ком-позиции и декоративно-колористическое решение напоми-нают об истоках. Автор, по его словам, стремился придать цвету глубокое смысловое значение. Так, например, если он делает акцент на красном, используя все его оттенки, то и понимать его следует, как в древности,— красивый, побед-ный. Благодаря колористическому богатству произведение, при всей точности в передаче происходящего, приобре-тает возвышенную поэтическую интонацию.
Широкий интерес художники проявляют к темам челове-ческого бытия. Семья, мать и дитя — постоянный лейтмотив картин Савченковой. Она обращается к бесхитросгным, при-вычным сюжетам, сочным мазком строя живописную форму,С непосредственностью, явно избегая всякого идеализиро-вания, Савченкова возвращает нас к сущности простого че-ловеческого счастья в картинах «Мать» (1967), «Завтрак» (1977), «Семья студентов» (1980).
В 60-е годы активная позиция названных мастеров в ут-верждении традиций последовательного и углубленного станковизма столкнулась с новым течением в советском ис-кусстве — с так называемым «суровым стилем». Однако мощное стилевое направление, захватившее большинство художников, почти не коснулось их. Развиваясь самостоя-тельно, эта группа художников продолжала традиции худо-жественной культуры второй половины XIX века. Они упор-но следуют завету Н. Н. Ге: «Все искусство — в содержании, в том, что действителы-ю вам дороже всего и что вы храните в вашей душе как самое дорогое, самое святое. Оно, это святое, вам и укажет характер образа (формы) и потребует от вас изучения той или другой формы. Оно будет вами ру-ководить — и знайте, ему служите, ему верьте, не изменяйте и тогда, наверное, ваши произведения будут художественны и дороги и вам и всем окружающим»'.
Большинство художников — Толкунов, Цыплаков, Володин, Кугач, Нечитайло, Соломин, Горлов, Гремитских — считают себя мастерами большой тематической картины, «картин-щиками», по их определению. Однако своеобразие их худо-жественного почерка реализовалось в других жанрах. У Со-ломина — в натюрморте, у Максимова и Цыплакова — в порт-рете, у Горлова и Гремитских — в пейзажах, не говоря уже о «чистых» пейзажистах Светличной и Сошникове.
Гармония мира вещей и мира человека, пожалуй, осо-бенно ощутима в натюрмортах Соломина, Исключительная тщательность исполнения характеризует «Натюрморт с гип-совым барельефом» (1974). Изысканность выбранного мо-тива в данном случае потребовала изысканности письма. Не случайно Соломин выбирает не технику масляной живописи, а пастель, нежность и матовость которой придают особую-красоту образу мадонны. Он следует завету своего учителя Крымова, верно угадывая общий колорит и тональные от-ношения между отдельными предметами. В натюрморте, где так важна «вещность» каждого предмета, автор мастер-ски передает фактуру гипсового барельефа, оттеняя его «живой плотью» традесканции, легкой прозрачностью ткани. Ясность идеала выражает Соломин в конкретных фор-мах. Соединение эстетического и героического преломляется в «Натюрморте-реквиеме» (1972), посвященном памяти Ю. А. Гарнаева — летчика-испытателя, Героя Советского Союза. Это — документ времени, суровый и скорбный, но вместе с тем героический. «Натурный» подход здесь обус-ловлен выбором темы. Рисунок превосходно выявляет гра-фическую жесткость форм. Линия играет роль каркаса, уси-ливая образную выразителы-юсть предметов.
Совсем в иной художественной манере выполнены на-тюрморты Гремитских. Его многочисленные розы — настоя-щий праздник для глаз, а палитра — цветник, из которого он «высаживает» на холсты царственные, яркие, великолепные цветы. Они написаны экспрессивно, пастозным мазком, плот-но ложащимся на холст. В местах, более густо насыщенных, цвет загорается. Он несет в себе радость красоты, чувствен-ного наслаждения богатством мира.
Идеал прекрасного в советском изобразительном искус-стве неразрывно связан с представлением о созидании, о человеке-творце. Не случайно портрет получил такое раз-витие в живописи. В этом жанре художники идут двумя путя-ми: первый — подчеркнуть личностные черты портретируе-мых, проникнуть во внутренний мир человека, выявить его неповторимость; второй — взглянуть на людей сквозь призму идеала современника.
Первая задача решается Максимовым, Цыплаковым, Тол~ куновым, вторая — Нечитайло, Савченковой, Кугачем. В лучших традициях реализма написан портрет А. П. Ки-бальникова (1976—1977) Максимовым. Вдумчиво вглядыва-ясь в модель, мастер выявляет духовную суть, напряжение мысли скульптора, своего собрата по искусству. Портрет психологичен в своей образной основе. Ему свойственныост-рота характеристики, строгая продуманность композиции и колористического решения. Небольшое по размеру полот-но выглядит монументальным. Художник много путешествовал. Из поездки по Италии он привез разнообразные акварельные листы, пейзажи, портреты. Среди них лист «Прима гондольер» (1970). Мак-симов передал и прирожденный артистизм натуры, италь-янский темперамент гондольера, самолюбование, эффект-ность позы. Видно, что мастер писал его увлеченно, тонко чувствуя атмосферу страны. Много лет назад, выступая на творческом вечере в Московском художественном институ-те имени В. И. Сурикова, он говорил: «Задача портретиста— сделать психологический анализ портретируемого. Иногда это делается быстро и легко, как бы само собой, но чаще всего, это процесс трудный, медленный, затяжной, требующий от художника большого знания жизни вообще и осо-бенно жизни портретируемого, требующий большого напря-жения ума и любви художника к изображаемому человеку» '.
Умение подметить характерное, неповторимое в челове-ке свойственно и портретам Толкунова. Это прежде всего относится к подкупающему в своей раскованности портрету художника Н. Н. Горлова (1960), с которым его связывает многолетний дружеский контакт. Словно видишь, как Нико-лай Николаевич «ввалился» в мастерскую Толкунова и, не раздеваясь, как был в пальто и шапке, «плюхнувшись» в кресло, горячо, сходу, обсуждает, видимо, наболевший воп-рос. Торопливо кладя мазки на холст, мастер спешит запе-чатлеть эту непосредственную, задорную, открытую натуру. Желание воплотить неприкрытую правду жизни чувству-ется и в небольшом глубоко психологическом портрете, в самом названии которого «Иван» (1965) есть своеобразное обобщение. Это натурный этюд, но художнику удалось в ин-дивидуальном выявить типичное — деревенскую прозу жизни.
В работах других худсжников утверждается идеал совре-ренней силы, нравственной чистоты, пронизан глубокой чело-менника в возвышенно-поэтическом аспекте. Полон внут-вечностью образ «Молодой хозяйки» (1972) на картине Ку-гача. Красота, поэзия и гармония становятся неотъемлемой частью содержания произведения. Высокая культура рисун-ка обогащает живопись, которую отличает богатство цветовых сочетаний.
Сохраняя традиционные формы жизнеописания, досто-верность изобразительного языка, Нечитайло в портрете Нины Чуб (1961) в радостно-оптимистическом настроении вы-являет характерность своего времени. Давно замечено, что автопортрет — исповедь души. С рас-сказом о смысле жизни, о прожитых нелегких годах, о бре-мени лет выступает в «Автопортрете» (1977) Цыплаков.
В 1978 году эти художники объединились, создав группо-вую выставку «Двенадцать московских живописцев», осно-вой которой стал пейзажный жанр. Широко представленный на ней рабочий материал рассказал об отношении мастеров к натуре. Этюды заключали в себе свежесть и непосредст-венность впечатлений от общения с природой. Вопросы ху-дожественного совершенства, столь трудные подчас в тема-тической картине, нашли наиболее адекватное разрешение в пейзаже. Живописцев волновала проблема выразительных возможностей на основе глубокого постижения классических традиций. Не случайно поэтому зрители находили в пейза-жах Светличной родство с Левитаном, серовский подход— у Сошникова, коровинский — у Гремитских. При этом пути творческого претворения натуры в живописный художест-венный образ достаточно многообразны. В полотнах Свет-личной нет внешних эффектов, сложносочиненных компози-ций. Она умеет видеть прекрасное в простом, очень скром-ном, мотивы ее работ задушевны («Березы надрекой», 1958; «Березки», 1962; «Соловьиные места», 1972). Пейзажи Свет-личной полны тихой радости, откровения. В них заметнотон-кое умение передать грани того или иного настроения, чаще умиротворения. Это, как правило, очень камерный и близ-кий нам мир, особое чувство родных мест, отчего края. Жи-вопись мастера деликатная, почти «кружевная». Опытный глаз увидит в ее работах до десятка оттенков в зеленом, ко-ричневом. Градации тональных отношений очень сближены. Голубой цвет неба служит своеобразным камертоном всего колористического строя.
Совершенно иные живописные искания определяют пей-зажи Гремитских. Его работы «Генуэзская крепость» (1958), «Коровинская дача» (1966), «Пляж. Гурзуф» (1969) букваль-но пронизаны светом. Бликующая поверхность холста будто самой своей фактурой источает сияние солнца. Быстрая ши-рокая манера письма удерживает остроту первого впечатле-ния. Живопись Гремитских, однако, плотно-вещественна. Гу-стые пастозные мазки не создают подвижности световоз-душной среды. Благодаря им скорее сохраняется преобла-дание предмета над средой. Образ Родины у каждого художника свой. Сошников из года в год с редкостной последовательностью повторяетиз-любленные мотивы цветущей ивы, сирени или первого сне-га, ко каждый раз пейзажист открывает все новые, удиви-тельные виды постоянно меняющейся природы. Мастер улавливает ее особую поэтическую трепетность и трогатель-ную красоту. В картине «Пушистый снег» (1980) он увидел необычный, быть может, неповторимый момент в жизни при-роды: еще не ушедшее лето, уже наступившая золотая осень и первое дыхание зимы. При таком, казалось бы, невероят-ном совмещении нужна исключительная зоркость глаза для перенесения на холст абсолютно правильно подмеченных цветовых отношений, досконально выверенных в натуре, умение обобщить, привести к цельности весь колористиче-ский строй полотна. Волнующе убедительны в своей досто-11 верности и вместе с тем подвижности серебристо-лиловые, приглушенно зеленые с оттенками золотого цвета. Восхи-щение перед волшебной красотой природы сквозит в каж-дом движении кисти мастера.
Многие художники посвящают свои полотна Москве. Влюблен в свой город Горлов. Как он сам говорит, «болеет Москвой». Одну за другой создает он картины Москвы во всем блеске ее грандиозного размаха, поэзии и красоты. «Московская консерватория» (1975) задумана первой из це-лой серии работ, объединенных темой «Времена года» (се-рия была написана под впечатлением музыкальных произ-ведений П. И. Чайковского). Картина созвучна фортепианной пьесе композитора «Октябрь». Печальный, как в музыке, на-строй полотна. Золотые нити уже прозрачных ветвей не скрывают своей листвой знакомое здание консерватории. Сквозь их пелену оно «вырастает», ширится, доминируя в пространстве картины. Словно стекающие с грустно повис-ших ветвей деревьев мазки красок напоминают мелкий, мо-росящий дождик. Все окутано влажным дыханием осени. Ритмическая организация холста рождает музыкальные ас-социации. В общем колористическом строе полотна найде-на гармония грустно и нежно звучащей мелодии. Вместе с лирической линией возникает и другая. Чувствуется жела-ние художника рассказать о постоянно меняющемся облике города. В этом отношении особенно характерен пейзаж-кар-тина «Москва строится» (1975). Мы узнаем пристань Боро-динского моста, с которого писал этюды для будущего по-лотна художник. Точка зрения им выбрана чуть снизу вверх. При вертикалы-юм формате холста горизонтали этажей, ли-нии крыш, легкий рисунок стремительно поднимающихся вверх стрел кранов создают впечатление «на глазах» строя-щейся Москвы. Композиция строго уравновешенна, одна-ко благодаря живописной ломке углов (цвет ложится пло-скостями) выявляется внутренняя динамика художественно-го образа.
Цыплаков, Максимов, Нечитайло, Толкунов — мастера те-матической картины, но им дорог и пейзажный жанр. Цыплаков пишет полнокровно, смело, с лихимразмахом. Он с восхищением передает розовый свет на снегу, просле-живает движение бегущих теней по земле, любуется яркими красками осени. Его пейзажи написаны горячо и страстно, будто на одном дыхании. Свежестью и непосредственностью этюдного восприятия веет от всех картин художника, во-бравших в себя вечную красоту земли. Максимов в этом жанре часто обращается к технике ак-варели. Много путешествуя, он привозит целые акварельные серии «По Испании», «В Италии» (обе 1970 г.), ряд работпо-священ нашему Северу. Особенно хороша егоКарелия. Вак-варели «Вечерняя тишина. Карелия» (1969) он создает кар-тину почти первозданной земли, торжественную, полную пантеистического восприятия мира. Натурный этюд «транс-понирован» художником в живописно-поэтическую темувсе-ленной, где пространство и время переводятся в почти кос-мическое измерение. Акварель представляется прелюдией к картине философского, может быть, даже символического плана. Очень любит свой край Нечитайло. Полотна художника, изображающие гигантские по размаху донские и кубанские степи, вспаханные поля, выразили дух своего времени — дух созидания, героику труда, мира на земле. Любовь к Родине пронизывает и классически светлыепо-лотна Кугача. В произведениях «Кижи» (1956), «Ясный день» (1959) заметно умение мастера в хорошо знакомом найти новую поэтическую интонацию, придать пейзажу валер-ностью живописи особую легкость и изящество. Картинны работы Толкунова, увлеченногокрасотой древ-них русских городов. В его «Ростове Великом» (1968) целый каскад архитектурных форм, округлых и прямоугольных. Многоярусность придает удивительную импозантность живописному облику города. Вечная проблема гармонии при-роды, человека и искусства, быть может, наиболее наглядно разрешается в пейзажном жанре.
Творчество двенадцати московских художников неотделимо от процесса развития советского изобразительного искусства. Их произведения свидетельствуют о многогранных возможностях реалистической станковой живописи, о лю-бовном отношении к национальному наследию, к традициям русского искусства. Профессионализм активно ими утверж-дается в безупречном рисунке, которому многие из них от-водят первостепенную роль, в безусловном стремлении к полной завершенности композиционного решения. Ихтвор-чество глубоко оптимистичное по содержанию, по осущест-влению живой связи с действителы-юстью, характеризуется претворением в искусство высоких гуманистических идеалов нашего общества.
Вернуться в раздел "Публикации" |