03.12.09.
Альбом живописи Антона Стекольщикова "Символ веры"
Издательство "СоюзДизайн" осенью 2009 г. выпустило альбом живописи Заслуженного художника РФ Антона Вячеславовича Стекольщикова - "Символ веры". В альбоме представлены не только иллюстрации известных работ коренного "масловца", но и его автобиографические заметки о художественном окружении, о реалистической школе 80-х - 90-х годов, его собственные размышления о сути художественного творчества.
Альбом автора комментирует заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор В. С. Манин:
Говоря о творчестве Антона Стекольщикова, следует обращать внимание не только на то, что изображено, что безусловно важно, но более на то, что кроется за изображением. В. Шкловский называл этот затаившийся смысл «засловьем». Главное, о чём вещают произведения Стекольщикова, - это состояние души. Известно, что это состояние бывает разное, зависимое от обстоятельств и места действия.
А место действия его - это Борисоглеб, глубинная провинция, где сохранилась русская природа и монастырские ансамбли. Художник в своём творчестве будто мысленно сопоставляет красоту природы и оглушающий и оглупляющий темп современной жизни. В ещё сохраняемую провинциальную Россию постоянно вторгаютсянекие силы, её разрушающие.
В картине «Добрый вечер» (2008) старый, будто из прошлой жизни сюжет проживается исчезающим спокойным русским миром, с тихой жизнью в окружении цветущей красоты природы. В большинстве его произведений чувствуется умиротворение, духовная отчлснённость от современности. В «Воскресении» (2009) эта умиротворённость души ощущается как исчезающая ценность, как бывшая красота, хотя и сохранённая сознанием художника. В этих картинах, а также в «Борисоглебском монастыре» (2000) будто нарушена соразмерность времён бытования человека на земле. Здесь прелестная красота сочной, цветущей природы, греющей душу, а где-то там за лесами нервная сутолока жизни.
В «Лунной ночи» (1990), во многом заимствованной у А. Куинджи, взятый Стекольщиковым за пример осмысления сущего совсем иной масштаб размышлений. В огромном лунном мире человек как бы сливается не с земным, а с мировым пространством. Но он не теряется в нём, а ещё более осознает смысл земной жизни в философском ракурсе.
А. Стекольщикову одинаково близки минорные и мажорные настроения. «Восхождение луны» (2002) томительно грустна. Напротив, картина «В лесах» (1996) мажорна. Земной рай светится в солнечных лучах. Художник прекрасно владеет живописным мастерством. Цвет в любом варианте гармоничен. В одном случае он ярок, в другом погашен, но неизбежно поэтичен.
Этому впечатлению часто способствует сюжет. Картина «На родной земле» (2005) будто из старого мира, но воспринята человеком сегодняшнего дня. Прописана тактично и выразительно. У художника это внутреннее противопоставление старой душевной красоты и подразумеваемой современности постоянно. Из него извлекаются сожалительные настроения о родной земле, где-то тихо проживающей, а где-то безвозвратно уходящей из текущей жизни, издавна связанного с ней русского человека.
В. С. Манин, заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор
Вернуться в раздел "Публикации" |