13.09.09. a1001.ru
«Московская одиссея» (Дмитрий Беспалов)
Корабль искусств
В 1905-ом году русский офицер из обедневшего казачьего рода Александр Алексеевич Ханжонков забрел по случаю в один из кинотеатров, которые в те времена назывались «биографами». Сие, казалось бы, незначительное происшествие привело к возникновению первой российской фирмы по производству синематографических фильмов. Чтобы устроить подобное предприятие, Александру Алексеевичу пришлось проявить блестящие организаторские способности: он влезал в долги, покупал оборудование, лично искал актеров, художников, сценаристов и режиссеров. За год фабрика выпускала по десять фильмов самых разнообразных направлений: от остросоциальных до исторических. Качество, конечно же, оставляло желать лучшего: то пенсне у казака блеснет, то галоши у татарина в кадре промелькнут, однако с каждым годом кинопродукция Ханжонкова становилась все лучше. Даже спецэффекты появились — в фильме «Пьянство и его последствия» на глазах у пьяного господина из бутылки вылезал маленький чертик, который, весело приплясывая, всячески издевался над пьяницей. Кстати, этот фильм пользовался у публики сумасшедшей популярностью. Но вскоре пришла революция. Александр Алексеевич после продолжительных судебных тяжб с новой властью, уезжает в Ялту, а павильоны кинофабрики погибают от пожара, вероятно, не без помощи конкурентов.
На пустыре, где находились павильоны, в 1930-ом году было принято решение построить комплекс зданий, напоминающий корабль — «корабль искусств», под общим названием «Городок художников», чтобы создать своеобразную профессиональную коммуну. Вполне обычная идея для того периода, если вспомнить жилые дома возле Большого театра для танцоров и певцов, квартиры музыкантов близ консерватории и «Дом на набережной» для работников Центрального Комитета.
Главная цель проектировщиков «корабля искусств» — построить этакий советский Монмартр (место обитания парижской артистической богемы), в котором следовало собрать всех талантливых художников, создать для их быта и творчества максимально комфортные условия. Так и вышло. Первый дом, возведенный в начале тридцатых годов, являл собой основательное шестиэтажное здание с широкими, светлыми окнами мастерских и чистыми, уютными квартирами. Первыми жителями его стали молодые художники, выходцы из Вхутемаса — увлеченные ребята, одержимые мечтой о революционном искусстве, тесно связанном с новой жизнью страны, и способные принять активное участие в развитии социалистической культуры. Учитывая, что Вхутемас (высшие художественно-технические мастерские) готовил мастеров сразу по нескольким направлениям — скульптурному, графическому, архитектурному, текстильному, керамическому и многим другим, можно предположить, насколько разношерстная публика собралась в этом доме. Количество желающих поселиться в новом районе росло с каждым днем, и многие занимали квартиры друзей и соседние дома, ожидая второй очереди строительства . Полностью реализовать проект не удалось — помешала война.
Советские руководители хорошо понимали, какое значение культура несет для народа, поэтому, несмотря на послереволюционную нищету и разруху, стремились сделать все возможное для спокойствия представителей творческой элиты, чтобы те, в свою очередь, могли работать во благо государства. При доме были организованы: бесплатная столовая, детский сад, клуб с библиотекой по искусству и многие другие заведения, облегчавшие быт художников и ограждавшие от общей неустроенности, которая царила в стране. Возле дома располагался старинный Петровский парк, где зимой заливали каток, а многие пейзажисты находили вдохновение для своих картин. Мимо пролегал маршрут последнего чуда техники — троллейбуса. Словом, городок художников превращался в полноценный город, жизнь которого мало зависела от происходившего вокруг.
Для того, чтобы перечислить всех творческих людей, которые жили и работали в домах на Масловке и провести исследовательскую работу по их творчеству, понадобится не один год. Причем, большинство из этих мастеров — не простые станковисты-ремесленники, а оригинальные, талантливые мастера — их полотна по сей день можно увидеть в музейных залах, их скульптуры украшают городские улицы… Достаточно упомянуть лишь нескольких, чтобы читатель смог понять, каким широким был творческий диапазон здешних художников, живших в одном доме, в одной стране, в одно время: это и новатор Владимир Евграфович Татлин, основоположник советского кубизма и футуризма, кинетического искусства и художественного конструирования; это и Игорь Эммануилович Грабарь, искусствовед и пейзажист; многие из работ которого выставлены в Третьяковской галерее; это и соцреалист Сергей Васильевич Герасимов, автор революционно-эпических полотен, принимавший участие в оформлении массовых праздников в Москве; это и Александр Александрович Дейнека — его произведения можно встретить даже на станциях метрополитена; это и Аркадий Александрович Пластов, чьи картины отражали жизнь советской деревни… Сотни имен, сотни судеб, порой, трагических. Сперва городок захлестнула волна арестов в конце тридцатых годов, потом началась война, и, наконец — состоялась печально знаменитая выставка XXX лет МОСХа в Манеже, где генеральный секретарь Никита Сергеевич Хрущев, грубо матерясь, призывал душить модернистов и авангардистов. Позднее, будучи уже смещенным с должности, Хрущев при встрече с Владимиром Семеновичем Высоцким признается поэту, что сам он из деревни и ничего не понимает в искусстве, а просьбу охаять участников выставки получил от своих коллег, которые якобы в искусстве разбирались.
Дома, которые были сданы в эксплуатацию еще до начала войны, и сегодня стоят на Верхней Масловке. Правда, несколько лет назад чиновники из московского правительства собирались «городок» снести, чтобы построить очередной торгово-развлекательный центр. Однако общими усилиями художникам удалось напрямую обратиться к президенту и лишь таким образом защитить памятник архитектуры раннего советского периода..
Теперь осталось только сохранить — провести капитальный ремонт зданий, укрепить осыпающийся фасад, организовать художественную галерею и архивный музей. Лично мне отсутствие исторического архива и галереи, посвященных художникам Верхней Масловки, кажется вопиющей несправедливостью.
В последнее время гораздо больше внимания уделяется дореволюционным постройкам. Пример тому — возвращение прежнего статуса Путевому дворцу, который находится в непосредственной близости от «городка художников». Здесь усилено ведутся реставрационные работы по восстановлению фасада, внутренних инженерных конструкций, интерьеров и прочих элементов. Раз зашла речь об этом архитектурном памятнике, то вкратце расскажу и о нем.
Путевой дворец, расположенный по соседству со стадионом «Динамо», был построен Матвеем Казаковым по приказу императрицы Екатериной Второй в честь успешного завершения русско-турецкой войны и служил в качестве гостиницы для знатных особ. Здесь часто останавливались русские государи по пути из Петербурга в Москву. И не только русские. В 1812-ом году в Путевом дворце проживал Наполеон I Бонапарт, откуда руководил наступлением на Москву.
Упоминал о дворце и Михаил Юрьевич Лермонтов:
«Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, — и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни»
Согласно новому проекту, здание Путевого дворца в Москве частично будет отведено для музея. Оставшиеся помещения займут двадцать восемь номеров элитного отеля.
Вернуться в раздел "Публикации" |