Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: maslovka-book@ya.ru тел. +7(925)015-43-120
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивКупить. Актуальные преложенияПоиск в помощь коллекционеруФорум

  
Публикации
Пользователь    Сделать запрос Сделать запрос   Написать статью    Войти под другим именем    

30.04.09. Крюкова Татьяна Михайловна  
О Жоре Нисском

TATIYANAMIKH.jpgЭто не воспоминания, это только кадры, вдруг проявившиеся, о дяде Жоре Нисском. И воспринимать их надо со ступеньки того времени, когда они запечатлелись в памяти. Вот выходит во двор дядя Жора (Нисский). Как точно передана манера, характер, облик дяди Жоры в портрете М. Бирштейна. Высокий человек спортивного склада. На голове морская кепка с крабом. В холод неизменный тулуп. Весь он наполнен энергией, которая вскоре воплотиться в его работах. Рядом с ним бегут два фокстерьера, одного зовут Редька. Помню пару эпизодов общения с ним. Похороны художника К. Дорохова. Вокруг гроба много художников, которые пришли проститься со своим коллегой, другом. Стоят группой художники, которые составляли элиту руководства Союзом. Наклонившись над гробом, уже «помянув» покойного, дядя Жора очень громко говорит: «Не те умирают». И, повернувшись, в упор смотрит на группу руководства.

 
BIRSH-35.jpgПомню, как Адливанкин собрался на этюды. Его пароход  отходил от Северного речного порта. До Химок деда должен был довезти дядя Жора. Мы с мамой тоже поехали его проводить. В то время у дяди Жоры была машина «Волга», окрашенная в два цвета. Сверху цвета топленого молока, а внизу темно-вишневая. Эту машину знала вся милиция Москвы. Мы садимся в машину, и с довольно сильным ветерком едем в Химки. В те времена машин в Москве было очень мало, и трасса Ленинградского проспекта (тогда шоссе) была практически свободна. Приехали в порт задолго до отплытия. Дед и дядя Жора тут же пропали. Как потом выяснилось, они «употребляли коньячок на посошок»  в ресторане. К моменту посадки на теплоход оба были очень довольны и веселы. Вот дед уже на палубе. В это время из громкоговорителей зазвучала музыка Чайковского. «Танец маленьких лебедей» гремел на всю округу.   Дядя Жора начинает танец. Все время, пока пароход не отплыл от причала, продолжалась эта импровизация на радость пассажиров теплохода, столпившихся на палубе. Наконец теплоход отплывает, а нам надо  возвращаться домой. Боже, как я боялась садиться в машину, зная, что проводы были отнюдь не безалкогольные. Но делать нечего. Мы поехали. Это был автопилот высочайшего класса! Машина ехала по осевой линии. Вдоль всей трассы милиционеры давали ей зеленую улицу. Какое счастье, что машин тогда на дорогах было очень мало!

У дяди Жоры была своя яхта. Я не помню, у какого причала она стояла, но некоторые этюды С. Адливанкина, которые написаны у пирса или причала, были сделаны именно там. Однажды, дедушка взял меня с собой на яхту к дяде Жоре. В то время я совершенно не представляла себе, что такое яхта. Ну, лодка, только, больше размером и с парусом. Я никак не могла сообразить, каким же образом там можно спуститься в каюту, и где она может располагаться. И вот мы у причала. Я совершенно не могу восстановить в памяти внешний вид яхты. Помню только, как мы спускаемся по трапу вниз и попадаем в довольно большое помещение, очень красиво отделанное, где можно и спать, и есть, и танцевать.

 

Старожил Масловки и очевидец многих событий, о которых уже не у кого спросить, Тамара Петровна Ничипорук недавно рассказала мне эпизод, связанный с Нисским. Привожу рассказ от первого лица, так как записываю его с диктофона. Мне кажется, что он очень характерно определяет отношения людей в те времена на Масловке.

 

«Я была знакома со многими из городка художников. Но даже с кем не была знакома, часто раскланивалась. Ведь вся округа жила, как в большой деревне. Часто встречаясь на улице, невольно говоришь «Здравствуйте». С Нисским мы здоровались именно так. Было это в 1951 или 1952 году.  Дети жили на даче в Подмосковье, и мы собрались поехать к ним. Наш частный деревянный одноэтажный дом стоял между улицей Мишиной и Верхней Масловкой. Вышли мы на Масловку. Муж поднимает руку и машина останавливается. Морскую фуражку Нисского он принимает за фуражку таксиста. Носили в то время таксисты фуражки с кокардой. Я даже не успеваю сказать мужу, что это машина Нисского, ведь он то этого  не знал. «Довезете до Салтыковки, оплата в оба конца?». «Садитесь». Сажусь на заднее сидение, сжимаюсь от напряжения. Муж и Нисский спокойно беседуют всю дорогу. Приезжаем. Нисский говорит «Ну, как договаривались?» «Да, да конечно» отвечает муж и расплачивается. Я готова провалиться сквозь землю. Прощаясь, Нисский, подмигнув мне, говорит «Не забывайте о том, что вас подвозил академик» и уезжает. «Кто это был» спрашивает муж, «Да Жора Нисский!». Как ярко я представляю себе то удовольствие, которое получил дядя Жора от этого артистического пассажа!

NIS-2.jpg  
Ремонт в мастерской у Самуила Яковлевича не делался очень давно. И вот, когда художникам стали выплачивать пенсии, дед решил сделать ремонт. Выбирали нейтральный фисташковый цвет стен, чтобы он не мешал живописи, сделали самодельную лампу под потолком по моему проекту, которая рассеивала свет по всему потолку. И вот, когда начали промывать стены, вдруг обнаружили на стене у входа несколько надписей: такое-то число – «Взял у Самошеньки 1 рубль». Таких записей было несколько, менялась только цифра перед словом рубль. Ах, если бы это было теперь. Секунда и все это было бы зафиксировано на мобильный телефон. Конечно не с целью возмещения ущерба!! Ведь именно из таких мелочей возникают картинки прошлого, которые нельзя описать никакими словами. А в то время мы постояли около этих автографов, посмеялись и смыли их купоросом бесследно.

 

Еще один камешек из прибоя. Умирает бабушка. Гроб с ее телом стоит в комнате, где они прожили всю жизнь. Я дома одна. Приходит дядя Жора попрощаться с бабушкой. Садится рядом с гробом и около часа разговаривает с ней, будто она жива. Что-то рассказывает, задает вопросы и молчит, как будто слушает ответ...

 

 

Заглядывая в прошлое, из нынешнего времени, видишь, каким огромным артистизмом обладал этот человек. Возможно, именно это качество дает таланту выразить себя на холсте или в любом другом виде искусства. Написала и подумала: «Опять влезла не в свое пространство». Светлая память Вам, Дядя Жора!

 


Вернуться в раздел "Публикации"

® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на www.moyamaslovka.ru, обязательна.



Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.



Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биография и фотоархив художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное многожанровое культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись и в целом изобразительное искусство - это и школа, и биография, и история, и культура нашего недавнего времени.

Открытие страницы: 0.234 секунды