Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: maslovka-book@ya.ru тел. +7(925)015-43-120
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивКупить. Актуальные преложенияПоиск в помощь коллекционеруФорум

  
Публикации
Пользователь    Сделать запрос Сделать запрос   Написать статью    Войти под другим именем    

26.04.09. Наталия Гетьманенко  
Советский импрессионизм или живопись "мужского рода"

Советский импрессионизм или живопись «мужского рода»

Гетьманенко Наталия
Преподаватель МПГУ

Недавно одна из галерей США в городе Парк-Сити, штат Юта, организовала выставку-продажу картин художников советского периода. Популярность экспозиции превзошла все ожидания: публика рассматривала картины и искренне была очарована и тематикой, и колоритом, и мастерством решать сложные композиционные задачи. Среди зрителей было немало местных художников. Одна из них подошла ко мне и попросила в следующий раз, когда я поеду в Россию, привезти ей оттуда пару тюбиков с красной краской. На мой вопрос, зачем ей понадобилась именно красная краска, она ответила, что совершенно убеждена, что в России производят необыкновенную красную краску, которую она увидела на одной из картин русского художника (это было изображение рябины), и она хочет иметь непременно такую краску. Я оставляю этот забавный эпизод без профессионального искусствоведческого комментария, ибо меня более всего занимает вопрос: в чем же истинный секрет обаяния живописи русского реализма советского периода?

Стойкий интерес к русской реалистической школе обозначился в самом конце 80-х и начале 90-х годов. Этому способствовало открытие границ бывшего СССР. Первое эстетическое осмысление достоинств живописи принадлежит западноевропейским, японским и североамериканским искусствоведам и коллекционерам. И как результат – появление на всемирных выставках, аукционах и в частных галереях полотен Исаака Бродского, Виктора Цыплакова, Владимира Гаврилова, Аркадия Пластова, Владимира Стожарова, Татьяны Яблонской, Алексея Грицая, Василия Нечитайло, братьев Сергея и Алексея Ткачёвых, Гелия Коржева, Юрия Кугача, Валентина Сидорова; Никиты Федосова, Вячеслава Забелина и других известных художников, которые пользуются огромной популярностью. Зрителей и знатоков искусства прежде всего поражает, образность, энергетика, духовность этих произведений, художественное мастерство, с которым они исполнены.

Думается, что это только великий пролог к открытию и оцениванию отечественной школы живописи в мировом масштабе. Русский авангард получил мировое признание как экспериментальная школа, подарившая миру великих мастеров, открывших новую эстетику видения. Русская реалистическая школа живописи, сразу отвергнутая большевиками и завоевавшая своё право на существование, развивалась своим оригинальным путём, отличным от всех художественных течений ХХ века. Именно этот путь привёл художников русской реалистической школы ХХ к мировому признанию. Это отмечают сегодня ведущие искусствоведы мира.

Что же объединило художников советской эпохи? Были ли эти определенные связующие звенья или художники, в силу сложившихся обстоятельств, шли в своём развитии наощупь, интуитивно? На мой взгляд, среди объединяюших художников мотивов можно выделить следующие:
- для русских и советских художников эпохи ХХ века всё, что они делали, «никогда не было коммерческим проектом, это всегда было искусство» . Хорошее или плохое – об этом можно спорить, но это был творческий процесс – для истинных художников всегда более важен был сам процесс, а не продукт;
- сложившиеся условия вольно или невольно способствовали развитию реалистической школы живописи, и это неожиданно стало хорошей эстетической стратегией, может быть, поэтому «многие произведения Дейнеки, Пластова, Коржева, были созданы не благодаря, а вопреки сложившимся обстоятельствам» .

Бердяев Н.А. в своем труде «Смысл творчества» (Глава Х. Творчество и красота. Искусство и теургия), анализируя смысл творчества и рождение новых эстетических идеалов, обращает внимание на тягостность любых канонов в искусстве. Только неустанный поиск и отказ от канонов рождает великие произведения искусства. И не важно, какая идеологическая основа у канонов. Отказ от канонов средневековой христианской психологии привёл к началу Возрождения и появлению лучших образцов изобразительного искусства. Именно ранее Возрождение (кватроченто) Бердяев считает самым значительным, в этой связи напомним мифилогические, не христианские образы Сандро Боттичели.

Подобный подход приложим и к данной ситуации, когда художники, отказавшись от официальных канонов соцреализма, создали другие направления, где человек становится им интересным сам по себе, а не по приказу партии и правительства. Это был сознательный внутренний отход от когда-то предложенных и сковывающих пут официального искусства, которое не давало развиваться творческой индивидуальности художника.

Взгляните на картины Юрия Подляского «Портрет Маши Сюртуковой: жёлтые носки» (1953), Владимира Гаврилова «Свежий ветер» (1957), Андрея Макарова «Весна» (1957), Михаила Железнова «Девочка с зонтиком» (1958), Николая Ульянова «Украшение новогодней ёлки» (1963) и многих других: Н. Корниенко, Ф. Шапаева, А. Пластова, братьев Ткачёвых, Н.Б аскакова, Ю. Кугача и др.

Как прост и обаятелен женский образ на картине под названием «Портрет моей бабушки» (1957) Эдуарда Виржиковского! Американский искусствовед Вёрн Свонсон (Vern Swanson) так охарактеризовал это полотно: «This is Soviet Realism Art at its best».

Среди заокеанских искусствоведов сегодня бытует термин, обозначающий исполнительскую манеру советского периода – советский импрессионизм. Этот термин впервые был предложен Вёрном Свонсоном – директором музея Изящных Искусств в г. Спрингвиль (штат Юта), искусствоведом, обладателем одной из лучших коллекций произведений советского периода в США. К этой изобразительной манере, как считает Свонсон, пристрастились лучшие художники: Пётр Мальцев, Николай Ульянов, Юрий Кугач, Василий Кондратюк, братья Ткачёвы, Евгений Рябинский, Владимир Стожаров и многие другие.

Эта манера, в целом оформившаяся в 50–70-годы ХХ века, захватила художников особенно при изображении так называемых «трудовых будней» – на заводе или на колхозном поле. Художникам удалось найти свой способ изображения повседневных событий: они выбирают свои модели, исходя из собственных симпатий и эстетических представлений. И это не всегда совпадало с предложенным официальным иделом героя.

Социалистический импрессионизм отличает и сама техника наносить мазки-краски на холст – они накладываются густыми мазками, рельефно и крупно. Но при этом какая гармония! Изображение грубого труда перекликается с грубым, напористым мазком. В отличие от французских импрессионистов, где мазки могут быть мелкими и частыми (Клод Моне), например у художника А. Татаренко, когда он изображает рабочих на картине «Кузнецы – Одесский судоремонтный завод» (1962), мазки крупные, энергичные, размашистые.

Особая, завораживающая энергетика живописи советского периода приводит В. Свонсона к оригинальному суждению: русский импрессионизм советского периода и по манере изображения, и по тематике можно определить как направление импрессионизма мужского рода, а французский – женского.

Интерес к живописи советского периода в США проявляется не только в коммерческом оживлении в галереях и на выставках-продажах. Примечательный и другой факт – развивается широкий академический и исследовательский интерес к этому направлению. На базе музея Изящный Искусств в Спрингвилле (Юта) работает постоянный семинар любителей русского искусства, главная цель которого – просветительская работа. Ежегодно устраиваются выставки видных и малоизвестных, но талантливых художников советского периода. При поддержке грантов проводятся выездные семинары, симпозиумы, где тема русского искусства, и особенно достижения школы русского реализма, главная.

У Эрнста Неизвестного есть замечательная метафора: если мировое (космическое) значение произведений искусства (школ, направлений) определить вертикальной чертой, а актуальность – горизонтальной, то попадание на крест этого пересечения означает попадание в Вечность. Давайте посмотрим, смогут ли лучшие образцы искусства «социалистического» попасть туда, или они просто останутся иллюстрацией эпохи.

rusiskusstvo.ru/news/a2173/

 


Вернуться в раздел "Публикации"

® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на www.moyamaslovka.ru, обязательна.



Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.



Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биография и фотоархив художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное многожанровое культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись и в целом изобразительное искусство - это и школа, и биография, и история, и культура нашего недавнего времени.

Открытие страницы: 0.218 секунды