Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: izofond@yahoo.com тел. 8-903-141-7207Гончаров Фёдор Семёнович
МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура 20-го века
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивПоиск в помощь коллекционеруКупить. Актуальные преложенияФорум

Поиск зала художника
фамилия:

М а с л о в к а

История Городка
(фильмы о Масловке)


Художники прошлых поколений Масловки:
 · 1870 - 1889  гг. р.
 · 1890 - 1899  гг. р.
 · 1900 - 1909  гг. р.
 · 1910 - 1919  гг. р.
 · 1920 - 1950  гг. р.

Учителя и коллеги -
ближний круг Масловки:

 · 1850 - 1879  гг. р.
 · 1880 - 1889  гг. р.
 · 1890 - 1899  гг. р.
 · 1900 - 1909  гг. р.
 · 1910 - 1919  гг. р.
 · 1920 - 1929  гг. р.
 · 1930 - 1950  гг. р.

Совр.художники Масловки
 · 1910 - 1949  гг. р.
 · 1950 - по н.в.

 · Ссылки
 · Напишите нам


Р е к л а м а





МАСЛОВКА – городок художников. 
Изобразительное искусство советской эпохи. Живопись, графика, скульптура, плакат, статьи о художниках, фотографии . Современные живописцы Масловки.

МАСЛОВКА – городок художников. 
Изобразительное искусство советской эпохи. Живопись, графика, скульптура, плакат, статьи о художниках, фотографии . Современные живописцы Масловки.



  • Зарегистрироваться
  • Войти
  •   

    ГОНЧАРОВ Ф.С. _____________ GONCHAROV Feodor

    Гончаров Фёдор Семёнович
    1873-1955

    Гончаров Фёдор Семёнович

  • творчество
  • фотоархив
  • выставки
  • литература
  • статьи о художнике

  • Гончаров Фёдор Семёнович.
    Живописец. Р.17(29) . 5. 1873 в с. Ястребщина (Сумская губ.), ум. 21.7.1955 в Ростове н/Д.
    Учился в МУЖВЗ (1900 – 07) у А.Е. Архипова, А.М. Корина, В.А. Серова. Работал в Ростове н/Д.

    Участник выставок с 1901 (Москва). Среди его произведений: «Операция» (1905), «Экзамен» (1909), «Сенокос» (1911), «Старый Ростов» (1913), «На сахарном заводе» (1923), «Сбор грибов» (1924), «Тракторная бригада на отдыхе» (1934), «Красная поляна» (1939), «Заочница на консультации» (1940), «Автопортрет» (1943) (Ростовский обл. музей изобр. искусств), «Бой за Ростов» (1947), «Миусфронт» (1948), «У сталеваров» (1949), Ростовский обл. музей изобр. искусств), «Портрет скульптора С.А.Жонмира» (1951), «В родной семье» (1954). Преподавал в школах Ростова (1907 – 1930-е гг.).

    Музеи: Ростовский областной музей изобразительного искусства пять работ ---"Автопортрет" (1943), "У сталеваров" (1949), "Сталин в Туруханской ссылке" (1949), "Монахиня" (1910-е), "Операция лошади в ветеринарном лазарете" (1943).


    Ф.С. Гончаров. Обнажённая. Холст. Масло. 104х63.
    Ф.С. Гончаров. Обнажённая. Холст. Масло. 104х63
    Ф.С. Гончаров. Монахиня (Монашка). 1910-е годы. Холст. Масло. 65х44. РОМИИ.
    Монахиня (Монашка). 1910-е годы. Холст. Масло. 65х44. РОМИИ

    Ф.С. Гончаров. Мандарины и цветы. 1938 г. Холст. Масло. 75х55
    Мандарины и цветы. 1938 г. Холст. Масло. 75х55.

    Ф.С. Гончаров. Портрет жены художника Стоговой С.С. (1876 -1922). Картон. Карандаш
    Портрет жены художника Стоговой С.С. (1876 -1922). Картон. Кар.
    Ф.С. Гончаров. Автопортрет. 79 х 55. Холст.  Масло. 1938 г.
    Автопортрет. 79 х 55. Холст. Масло. 1938 г.

    Ф.С. Гончаров. Операция лошади в ветеринарном лазарете. 1943. Картон. Масло.  40х55. Ростовский обл. музей изобразительных искусств. (РОМИИ).
    Операция лошади в ветеринарном лазарете. 1943. Картон. Масло. 40х55. Ростовский обл. музей изобразительных искусств. (РОМИИ).

    Ф.С. Гончаров. Автопортрет. 1943 г. Холст. Масло. 61х50
    Автопортрет. 1943 г. Холст. Масло. 61х50. Ростовский областной музей изобразительных искусств

    Ф.С. Гончаров. Фотография картины «Бой за Ростов». 1945 г.
    Фотография картины «Бой за Ростов». 1945 г.

    Ф.С. Гончаров. Фотография картины «С семьёй» (?). 1945 г.
    Фотография картины «С семьёй» (?). 1945 г.

    Ф.С. Гончаров. Зимний пейзаж. (Вид на двор из родительского дома).    28х18   Холст. Масло. 1947 г.
    Зимний пейзаж. (Вид на двор из родительского дома). 28х18 Холст. Масло. 1947 г.

    Ф.С. Гончаров. Автопортрет. 1948г. Холст. Масло. 50х41. Находится в РОМИИ.
    Автопортрет. 1948. Холст. Масло. 50х41. Находится в РОМИИ.

    Ф.С. Гончаров. Сталин в Туруханской ссылке. Холст. Масло.
    Сталин в Туруханской ссылке. 1949. Х.М. 101х145. Ростовский обл. музей изобразительных искусств.

    Ф.С. Гончаров. У сталеваров. Холст. Масло.
    У сталеваров. 1949. Холст. Масло. 200х135. РОМИИ.

    Ф.С. Гончаров. Автопортрет.  Картон. Масло. 20х18. Частная коллекция
    Автопортрет. Картон. Масло. 20х18. Частная коллекция


    Фотоархив:

    Ф.С. Гончаров с супругой Стоговой Софьей Стефановной.
    Ф.С. Гончаров с супругой Стоговой Софьей Стефановной.
    Ф.С. Гончаров (справа) и неизвестный 1898 г.
    Ф.С. Гончаров (справа) и неизвестный 1898 г.

    Семья Гончаровых. Сидят: Гончаров Ф.С., сын Константин, сын Анатолий, Гончарова (Стогова) С.С. Стоит: няня Константина и Анатолия. 1910 г.
    Семья Гончаровых. Сидят: Гончаров Ф.С., сын Константин, сын Анатолий, Гончарова (Стогова) С.С. Стоит: няня Константина и Анатолия. 1910 г.

    Ф.С. Гончаров за работой  в своей мастерской.
    Ф.С. Гончаров за работой в своей мастерской

    За столом в усадьбе: сын от второго брака Виктор (Виталий), Ф.С. Гончаров, супруга Гончарова (Дерюгина) М.П.,  Шалаева М.И.  Приблизительно 1939 г.
    За столом в усадьбе: сын от второго брака Виктор (Виталий), Ф.С. Гончаров, супруга Гончарова (Дерюгина) М.П., Шалаева М.И. Приблизительно 1939 г.

    М.П.Дерюгина, жена сына Анатолия Гончарова (Колумби) Н.Л., сын Анатолий,
          внучка Гончарова В.К., Ф.С.Гончаров с внуком Юрием К.  г. Ростов. 1945г.
    М.П.Дерюгина, жена сына Анатолия Гончарова (Колумби) Н.Л., сын Анатолий, внучка Гончарова В.К., Ф.С.Гончаров с внуком Юрием К. г. Ростов. 1945г.


    Выставки:
    1934 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: 1-я АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКАЯ КРАЕВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ 17-й ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
    1938 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРВАЯ РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ВЫСТАВКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
    1940 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ И СКУЛЬПТУРЫ ХУДОЖНИКОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    1940 г. Москва: ВЫСТАВКА "ХУДОЖНИКИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ РСФСР"
    1941 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: 3-я ВЫСТАВКА РАБОТ ХУДОЖНИКОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    1944 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРВАЯ ОБЛАСТНАЯ ВЫСТАВКА РАБОТ РОСТОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
    1946 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА РАБОТ ХУДОЖНИКОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    1947 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА РАБОТ ХУДОЖНИКОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    1948 г. Автономные республики, края и области РСФСР: 4-я ОСЕННЯЯ ВЫСТАВКА РАБОТ ХУДОЖНИКОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    1949 г. Автономные республики, края и области: 5-я ПОСЛЕВОЕННАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    1950 г. Автономные республики, края и области: ОБЛАСТНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ ДОНА
    1951 г. Автономные республики, края и области: 6-я ВЫСТАВКА РАБОТ ХУДОЖНИКОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    1951 г. Москва: РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК РСФСР
    1952 г. Автономные республики, края и области: 7-я ВЫСТАВКА РАБОТ ХУДОЖНИКОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    1954 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ, СКУЛЬПТУРЫ ХУДОЖНИКОВ ЮГА РСФСР
    1955 г. Автономные республики, края и области: 10-Я ВЫСТАВКА РАБОТ ХУДОЖНИКОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ



    ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ РОСТОВСКОГО ЖИВОПИСЦА Ф.С. ГОНЧАРОВА, ВЫСТАВЛЯВШИХСЯ В ПЕРИОД 1905 – 1955 Г.Г.

    1905 год
    1.Операция [1] .

    1909 год
    2. Экзамен [1].

    1910 год
    3. Монахиня («Монашка»). Холст, масло, 65х44. Находится в РОМИИ .

    1911 год
    4. Сенокос [1].

    1912 год
    Вторая весенняя выставка Ростовско-Нахичеванского-на-Дону Общества Изящных Искусств
    5. Закат [2].
    6. Приютский двор [2].
    7. Криничка [2].
    8. Портрет [2].

    1913 год
    9. Старый Ростов [1].


    В квадратных скобках радом с наименованием картин приведены номера источников информации о них по списку, расположенному в конце настоящего Перечня.
    РОМИИ – Ростовский областной музей изобразительных искусств.

    1914 год
    Четвёртая весенняя выставка Ростовско-Нахичеванского-на-Дону Общества Изящных Искусств.

    10. Во дворе художника [3]. Пастель.

    1915 год

    Пятая весенняя выставка Ростовско-Нахичеванского-на-Дону Общества Изящных Искусств

    11. Экзамен [4].
    12. В огороде [4].
    13. Мальчики [4].
    14. Вечер [4].

    1916 год
    Шестая весенняя выставка Ростовско-Нахичеванского-на-Дону Общества Изящных Искусств

    15. За работой [5].
    16. Цветы [5].
    17. Экзамен [5].
    18. Церковь [5].
    19. На операцию [5].
    20. Корзина с цветами. [5].
    21. Гуси [5].

    1923 год

    22. На сахарном заводе [1].

    1924 год

    23. Сбор грибов [1].

    1934 год
    Первая Азово-Черноморская краевая художественная выставка живописи, скульптуры, графики и рисунков

    24.Тракторная бригада на отдыхе [6]. Масло.
    25. Бригадир проверяет глубину вспашки [6]. Масло.

    1938 год
    Ростовская областная выставка изобразительных искусств

    26. Виноград «Дамские пальчики» [7]. Масло.
    27. Цех обработки фабрики им. Микояна [7]. Масло.
    28. Мандарины и цветы [7]. Холст, масло. Находится в частной
    коллекции внука художника.
    29. Счастливое детство и материнство [7]. Масло.
    30. Хризантемы [7]. Масло.
    31. Автопортрет [7]. Холст, масло. Находится в частной коллекции внука художника.
    32. Комната отдыха фабрики им. Микояна[7]. Масло.
    33. Ущелье р. Хосты [7]. Масло.
    34. Виктория-Регия в Сочинском дендрарии [7]. Масло.
    35. Зимний пейзаж (Большой лог) [7]. Масло.
    36. Каны [7]. Масло.
    37. В парке [7]. Масло.
    38. За чтением [7]. Масло.
    39. На горе Ахун [7]. Масло.
    40. Ущелье реки Сочинки [7]. Масло.
    41. На отдыхе [7]. Масло.
    42. Портрет т.т. Сталина и Ворошилова [7]. Масло.

    1940 год
    Выставка живописи, графики, скульптуры 24 января-1 марта 1940 года, Ростов на Дону.

    43. Вид на гору Ахун [8]. Масло.
    44. Портал ресторана на горе Ахун [8]. Масло.
    45. Краснополянское ущелье [8]. Масло.
    46. Вид на Кавказский хребет [8]. Масло.

    Выставка произведений художников периферии. Москва.

    47. Вид на Кавказский хребет с горы Батарейки [9]. Картон, масло, 50х70.
    48. Заочница на консультации [9]. Холст, масло, 85х115.

    Выставка художников старшего поколения РСФСР. Москва.

    49. Кавказский хребет с горы Батарейка [10].
    50. Красная поляна [10].

    1941 год
    Третья областная выставка работ художников ростовской области

    51. Зима. Солнечный день [11]. Этюд.
    52. Зима. Вид на Казбек [11]. Этюд.
    53. Зима. Вид на Столовую гору [11]. Этюд.
    54. Заочница на консультации [11].
    55. Обильный урожай. Эскиз к картине [11].
    56. Обильный урожай. Эскиз к картине [11].
    57. Сортировка зерна в колхозе «Новый путь» [11].
    58. Звеньевая колхоза «Путь Сталина» т. Липовая [11].
    59. Уборка хлеба в Сальских степях [11].
    60. Сальские степи. Этюд [11].
    61. Сальские степи. Этюд [11].
    62. Знатный чабан Минько [11].

    Серия «Строительство Невинномысского канала»

    63. Бригадир Чилданов [11].
    64. Работа на 17 участке [11].
    65. Работа на 19 участке [11].
    66. Стахановец-бригадир Руденко[11].
    67. Выездная редакция «Молот» [11].
    68. Жилой посёлок [11].
    69. Работа на 18 участке [11].
    70. Ударник Масуров у подрывной стены [11].

    Выставка «Художники Ростова на Дону к ХVIII конференции ВКП(б)». Ростов на Дону, 15 февраля-15 марта 1941г.

    71. В.И.Ленин и А.М.Горький на Капри. Эскиз [12]. Масло.
    72. И.В.Сталин за работой. Эскиз [12]. Масло.
    73. Пасека. Этюд [12]. Масло.
    74. Зимний этюд. [12]. Масло.
    75. Степные корабли. Этюд [12]. Масло.
    76. Уборка зерна. Этюд [12]. Масло.
    77. Зима. Этюд [12]. Масло.

    1943 год

    78. Автопортрет. Холст, масло, 61х50. Находится в РОМИИ.
    79. Операция лошади в ветеринарном лазарете. Картон, масло, 40х55. Находится в РОМИИ.

    1944 год
    Выставка ростовских художников

    80. Лагерь смерти [13].
    81. Портрет Варфоломеева [13].
    82. Портрет Штахановского [13].
    83. Портрет Левкова [13].
    84. Портрет Дудникова [13].
    85. Автопортрет [13].
    86. Фашисты угоняют в рабство. Эскиз к картине [13].
    87. Наступление на Ростов. Этюд к картине [13].
    88. Освободители Ростова. Этюд [13].
    89. Вступление в Ростов. Этюд [13].
    90. Немцы ушли. Этюд [13].
    91. Операция. Этюд [13].
    92. На месте лагеря смерти. Этюд [13].
    93. Советский Сусанин [13].

    1946 год
    Выставка работ художников ростовской области. Ростов на Дону.

    94. Письмо от сына [14]. Холст, масло, 70х60.
    95. Портрет майора-орденоносца И.В.Тобалова [14]. Холст, масло, 69х54.
    96. Санитарка [14]. Холст, масло, 65х50.
    97. Овощи. Натюрморт [14]. Холст, масло.
    98. Портрет сына [14].
    99. Девушка за уроками [14].
    100. Бой за Ростов [14]. Холст, масло, 90х145
    .
    Выставка произведений периферийных художников. Москва.

    101. Автопортрет [15]. Холст, масло, 62х50.
    102. «Взятие Ростова» [15]. Холст, масло, 90х120.

    1947 год
    Весенняя выставка работ ростовских художников

    103. В парке. Этюд [16]. Картон, масло, 37х27.
    104. Вид на снежные горы. Этюд [16]. Картон, масло, 36х25.

    1948 год
    Выставка работ художников ростовской области

    105. По следам немецких оккупантов (Миус-фронт) [17]. Холст, масло, 80х140.

    1949 год
    Выставка работ художников ростовской области

    106. И.В.Сталин в ссылке в 1903 году [18]. Холст, масло, 80х100. Находится в РОМИИ.
    107. У сталеваров [18]. Холст, масло, 200х135. Находится в РОМИИ.
    108. Фрукты. Натюрморт [18]. Холст, масло, 55х55.

    1951 год
    Шестая выставка работ художников ростовской области

    109. Портрет скульптора С.А.Жовмира [19]. Холст, масло, 90х112.
    110. Автопортрет [19]. Холст, масло, 47х42.

    1952 год
    Художественная выставка: «Великая стройка коммунизма Волго-Дон». Ростов на Дону.

    111. Выемка грунта из котлована. Эскиз к картине [20]. Картон, масло, 52х36.
    112. Эстакада. Эскиз к картине [20]. Картон, масло, 52х36.
    113. Эстакада. Эскиз к картине [20]. Картон, масло, 54х39.
    114. Землесос. Эскиз к картине [20]. Картон, масло, 37х26.
    115. Земснаряд. Эскиз к картине [20]. Картон, масло, 52х36,5.
    116. Пропуск воды через эстакаду. Эскиз к картине [20]. Картон, масло, 43х38.

    Седьмая выставка работ художников ростовской области

    117. Портрет лауреата Сталинской премии директора завода «Красный Дон» т. Кондакова [21]. Холст, масло,128х100.
    118. Подготовка к экзамену [21]. Холст, масло, 99х96.

    1954 год
    Девятая выставка работ художников ростовской области

    119. В родной семье [22]. Холст, масло, 130х100.
    120. Автопортрет [22]. Холст, масло, 42х50.

    1955 год
    Десятая выставка работ художников ростовской области

    121. В парке. Этюд [23]. Картон, масло, 37х27.
    122. Вид на снежные горы [23]. Этюд. Картон, масло, 36х25.

    Из неопознанного (видимо, довоенного) каталога

    123. В забое. Холст, масло, 120х180.
    124. Портрет стахановца шахты «Нежданная» т. Куппы. Холст, масло, 90х50.

    Использованные источники

    1. Биобиблиографический словарь «Художники народов СССР». Москва. «Искусство» 1976 г., стр.104.
    2. Каталог Второй весенней выставки Ростовско-Нахичеванского-на-Дону Общества Изящных Искусств. Ростов на Дону, 1912 г.
    3. Каталог Четвёртой весенней выставки Ростовско-Нахичеванского–на-Дону Общества Изящных Искусств. Ростов на Дону, 1914 г.
    4. Каталог Пятой весенней выставки Ростовско-Нахичеванского-на-Дону Общества Изящных Искусств. Ростов на Дону, 1915 г.
    5. Каталог Шестой весенней выставки Ростовско-Нахичеванского-на-Дону Общества Изящных Искусств. Ростов на Дону, 1916 г.
    6. Каталог Первой Азово-Черноморской краевой художественной выставки живописи, скульптуры, графики и рисунков. Ростов на Дону, 1934 г.
    7. Каталог Ростовской областной выставки изобразительных искусств. Ростов на Дону, май-июнь 1938 г.
    8. Каталог Выставки живописи, графики, скульптуры. Ростов на Дону, 24 января – 1 марта 1940 г.
    9. Каталог Выставки произведений художников периферии. Москва, 1940 г.
    10. Каталог Выставки художников старшего поколения РСФСР. Москва, 1940 г.
    11. Каталог Третьей областной выставки работ художников ростовской области. Ростов на Дону, 1941 г.
    12. Каталог выставки «Художники Ростова на Дону к ХVIII конференции ВКП (б)». Ростов на Дону, 15 февраля – 15 марта 1941 г.
    13. Каталог Выставки ростовских художников. Ростов на Дону, 1944 г.
    14. Каталог Выставки работ художников ростовской области. Ростов на Дону, 1946 г.
    15. Каталог Выставки произведений периферийных художников. Москва, 1946 г.
    16. Каталог Весенней выставки работ ростовских художников. Ростов на Дону, ноябрь 1947 г.
    17. Каталог Выставки работ художников ростовской области. Ростов на Дону, 1948 г.
    18. Каталог Выставки работ художников ростовской области. Ростов на Дону, 1949 г.
    19. Каталог Шестой выставки работ художников ростовской области. Ростов на Дону. 1951 г.
    20. Каталог художественной выставки: «Великая стройка коммунизма Волго-Дон». Ростов на Дону, 1952 г.
    21. Каталог Седьмой выставки работ художников ростовской области. Ростов на Дону, декабрь 1952 г.
    22. Каталог Девятой выставки работ художников ростовской области. Ростов на Дону, 1954 г.
    23. Каталог Десятой выставки работ художников ростовской области. Ростов на Дону. 1955 г.


    Настоящий Перечень составлен по источникам, имеющимся у автора, и, видимо, является не абсолютно полным как по составу работ Ф.С.Гончарова, так и по информации о них. Некоторые из работ, видимо, повторяются в связи с неоднократным появлением на выставках (например, 2, 11 и 17, 48 и 54 и другие одноимённые).
    Автор будет благодарен за исправления и дополнения. Местонахождение значительной части вышеперечисленных картин художника автору на сегодняшний день не известно. Если кто-нибудь знает о местонахождении картин или располагает интересной информацией о художнике, о других его картинах, не упомянутых в данном Перечне, просьба сообщить автору (не корысти ради, а с целью восстановления памяти о незаслуженно забытом талантливом предке). Ваша информация будет учтена при корректировке перечня и биографии художника со ссылкой на источник.
    Контактный телефон: 8-918-408-69-56.
    E-mail: ggasochi@mail.ru

    Г.А. Гончаров, внук художника.


    Литература: Изобразительное искусство РСФСР, т. 2. Художники краёв, областей и автономных республик РСФСР. (Альбом). М. 1957, с. 9. -–Художники Дона. (Альбом). Л. , 1960, с. 3 -–Выставки. Справ. Т. 2, с. 460 (указ.). ---Ростовский обл. музей изобр. искусств. Живопись. Л. , 1966, с. 166 (указ.). ---Катологи: 1-я Азово-Черноморская краевая худож. в-ка … Ростов н/Д, 1934, с. ,12 --- 1-я Ростовская обл. в-ка изобр. искусств. Ростов н/Д, 1938, с. 5 ---В-ка «Худож-ки старшего поколения РСФСР». М. , 1940, с. 9. ---В - ка произв. ху-ков периферии. М. 1940. с. 17. --- В – кА произв. периферийных худ – ов. М. , 1946, с. 14. --- В – Ки работ худ – ков Ростовской обл. Ростов н/Д, 1946, с. 37 – 38; 1948, с. 14; 5-я, 1949, Ростов н/Д, 1950, с. 15; 6 –я 1951, с. 9; 7-я, 1952, с 12; 9-я 1954, с. 10; 10-я, 1955, с 9. --- В-ка работ ростовских художников. Ростов н/д, 1947, с. 6. --- В-ка произв. худ-ков РСФСР. М. , 1951, с. 14. --- В-ка произв. худ-ков Юга, Краснодар, 1954, с. 12. --- Периодика: «Дон» (Ростов н/д): 1947, №8, с. 112; 1948 №12, с. 172. --- «Молот» (Ростов н/Д), 4.1. 1950 («Творческий отчёт худ-ков Дона»). ---«Искусство», 1952, № 1, с.28.



    Гончаров Фёдор Семёнович (1873 – 1955)
    Фёдор Семёнович Гончаров – русский, советский живописец, педагог. Родился в селе Ястребщина Червонного района Сумской области в семье казённого крестьянина.

    Уже с детства проявил способности к рисованию и мальчиком был определён в монастырь «Глинская пустынь» (мужской православный монастырь в селе Сосновка Глуховского района Сумской области), где учился писать иконы.

    В 1896 году Гончаров уезжает в Москву (возможно, был направлен монастырём) и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) . Его учителями стали великие живописцы А.Е.Архипов, А.М.Корин и В.А.Серов, в мастерской которого Гончаров работал два года.

    Начиная с 1901 года Ф.С.Гончаров принимает участие в выставках. Много раз отмечался на ученических выставках и экзаменах как талантливый художник.

    После успешного окончания училища Гончаров приезжает в Таганрог. Здесь он женится на дочери купца 1–й гильдии Софье Стефановне (Степановне) Стоговой. Вскоре молодая семья переселяется в Ростов на Дону. Первое время они снимают квартиру на углу улицы Петровской и Крепостного переулка, а потом Фёдор Семёнович покупает домик на Петровской улице №100.

    В 1905 году у Фёдора Семёновича и Софьи Степановны родился сын Константин, а в 1908 году – ещё один сын, Анатолий. Ещё двое детей – Михаил и Олимпиада – умерли в раннем детстве.

    С 1907 по 1932 год Фёдор Семёнович Гончаров занимается преподавательской деятельностью, продолжая при этом активно заниматься живописью. Творчески и напряжённо работая, он принимает участие во всех Ростовских и многих всесоюзных выставках. Он преподаёт: в Рисовальных классах при Ростово-Нахичеванском обществе изящных искусств, одним из основателей которого являлся сам, в Ростовской художественной школе (Училище им. М.Б.Грекова), в средних школах Ростова на Дону.

    Учениками Гончарова по праву считаются выдающиеся советские художники – скульптор Е.В.Вучетич (обучался в ростовской художественной школе с 1926 по 1930 год), живописец и график А.И.Лактионов (учился в этой же школе с 1926 по 1929 год), ростовские художники Т.П.Семёнов, Я.Е.Гуслистый и многие другие.

    Художник Т.П. Семёнов был не только учеником Гончарова, но и другом семьи. Многие хорошо знавшие Гончарова отмечали, что по характеру он был человек спокойный, жизнерадостный, обладавший огромной душевной щедростью. Был очень гостеприимным человеком, гости бывали у него часто. В основном это были художники, и для них дом Гончарова был «полной чашей». После съезда художников Юга РСФСР у него гостили художники Лактионов и Яр-Кравченко.

    Фёдор Семёнович Гончаров принимал активное участие в работах по созданию Ростовского художественного музея (1938). Являлся членом Ростовского отделения Союза художников. В 40-е годы, на очередном съезде художников Фёдор Семёнович Гончаров был признан старейшим действующим художником Юга РСФСР.

    До Великой Октябрьской революции Гончаров ездил в Иерусалим и расписывал там православную церковь. Позднее, после Великой Отечественной войны, он возвращается к деятельности иконописца-реставратора и становится одним из первых реставраторов храмов и соборов в Ростове, Ростовской области и Краснодарском крае. Открывает свою иконостасную мастерскую. В этом ему активно помогает его ученица и компаньонка Валерия Максимовна Редаль. И даже тогда, когда Фёдор Семёнович уже не мог лазать по лесам и реставрировать настенную живопись, они с Валерией Максимовной писали иконы и хоругви.

    В 1922 году Гончарова постигло несчастье – умирает его жена Софья Степановна. Несмотря на тяжёлые переживания, этот период жизни художник перенёс мужественно.

    В 1924 году он женится во второй раз на Марии Павловне Дерюгиной (1891-1965). В 1925 году у них родился сын Виктор (1925-1999). Необходимость обеспечивать большую семью, по-видимому, делала жизнь Фёдора Семёновича суетной и не давала его таланту раскрыться в полной мере.

    Отдыхая от мольберта, Фёдор Семёнович любил копаться в своём небольшом саду. Это был его «Эдем». На маленьком клочке земли у него росли всевозможные плодовые деревья и ягодные кустарники: абрикосы и вишня, яблоня и персик, виноград и смородина, и ещё всякая всячина. Во время войны, когда был голод, он во всех закоулках двора посадил свёклу, морковь, картофель. Любил и водил Фёдор Семёнович пчёл. Большую пасеку он держал в селе «Большой лог». Во время войны и после это очень выручало семью.

    Творчеством Гончаров занимался до последних дней своей жизни. В мае 1955 года он выставляет две последние свои работы – «В парке», «Вид на снежные горы» на10-ю выставку работ художников Ростовской области, а 21 июля этого же года его не стало…

    Талантливый живописец, автор многочисленных портретов, пейзажей Крыма, Кавказа, Дона и жанровых композиций, учитель художников, ставших известными не только в нашей стране, но и во всём мире, член РНОИИ с 1907 года и непременный участник экспозиций этого объединения с 1909 года – он был со временем почти совсем забыт, и имя его лишь эпизодически появлялось в периодической литературе и специальных изданиях.

    Г.А. Гончаров, внук художника.
    2011г. г. Сочи

    1) В биобиблиографическом словаре «Художники народов СССР», М, «Искусство» 1976 г., том 3, стр.104 период учёбы Ф.С.Гончарова в МУЖВЗ указан с ошибкой (1900-1907). В действительности он обучался в МУЖВЗ с 1896 по 1903 год. В этом же 1896году училище было превращено в высшее учебное заведение с общеобразовательным, архитектурным и художественным отделениями. Курс обучения длился 8 лет для живописцев и скульпторов и 10 лет для архитекторов.


    УПОМИНАНИЯ О ТВОРЧЕСТВЕ РОСТОВСКОГО ХУДОЖНИКА Ф.С. ГОНЧАРОВА В ПУБЛИКАЦИЯХ ПРОШЛЫХ ЛЕТ
    Подборка материалов подготовлена внуком художника Г.А. Гончаровым, г. Сочи.

    ИЗ СТАТЬИ ИСКУССТВОВЕДА Ю.Л.РУДНИЦКОЙ «ХУДОЖНИКИ ДОНА» ИЗДАТЕЛЬСТВО «ХУДОЖНИК РСФСР», ЛЕНИНГРАД, 1987Г.

    …ученик В.А.Серова по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества Фёдор Семёнович Гончаров (1873-1955). Больше внимания он уделял преподавательской, нежели творческой деятельности, но, тем не менее, его участие на выставках было постоянным. Произведений его сохранилось мало, однако отдельные полотна Гончарова-пейзажи Крыма, Кавказа, Дона и портреты - говорят об авторе, прежде всего, как о мастере пленэрной живописи в пейзаже и об умении остро выявить характерное в образе человека (особенно показательна в этом отношении его дореволюционная работа «Монашка», написанная ещё в период обучения у В.А.Серова).
    …Нужно отметить, что преобладающим методом ростовских художников в 30-40е годы была пленэрная система видения. …в этой же системе работал и Ф.С.Гончаров в своих донских и черноморских пейзажах. …

    ИЗ КАТАЛОГА ВЫСТАВКИ РАБОТ ХУДОЖНИКОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 1946 Г.

    …Немало поработали в период между двумя выставками и представители старшего поколения…По-прежнему много работают Ованесов и Гончаров – один из старейших ростовских художников. …Значительное внимание художников привлекает воплощение облика героических воинов и патриотов Советской страны. В живописных и скульптурных работах, выполненных тт. Гайденко, Гончаровым…даны образы героев Советского Союза, орденоносцев-офицеров Красной Армии.

    Из статьи К.Волкова «Ростовские художники» в том же каталоге

    Одним из старейших участников выставки и вообще старейших художников Ростовской области является Фёдор Семёнович Гончаров (р.1873г). Старость не мешает ему работать с пылким юношеским влечением к актуальной живописной теме и с таким трудолюбием, которое можно пожелать многим из молодых живописцев.
    Жизненный путь Гончарова небогат событиями. Окончив с большим успехом Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где в то время преподавали такие крупнейшие мастера русского искусства, как Серов, Коровин, Пастернак и Корин, Ф.С.Гончаров два года работал в мастерской Серова. Перед талантливым молодым художником, много раз отмечавшимся на ученических выставках и экзаменах, открывались широкие перспективы творческой работы. Однако, Гончаров в течение 25 лет (с1907 по 1932г.) отдался почти исключительно преподавательской деятельности в средней школе, лишь урывками занимаясь живописью ). Но и в этих условиях, творчески напряжённо работая, он принимает участие во всех Ростовских и многих всесоюзных выставках.
    Воспитанный в духе художественной правды и идейно-реалистической живописи, Гончаров сохранил эти традиции во всей своей творческой работе. По своей натуре он чужд формалистическим исканиям. Его художественный язык прост, лишён изощрённости и преследует, главным образом, задачи правдивого отражения действительности. В ней зоркий глаз художника отыскивает явления и факты большого социального звучания.
    Портретист и жанрист по преимуществу, он в жанре предпочитает социально заострённую тематику, в портрете запечатление черт лучших людей нашего времени. За годы Великой Отечественной войны им создана целая серия портретов её героических участников, в том числе освободителей Ростова тт. Варфоломеева, Штахановского, Дудникова и многих других.
    Гончаров написал также серию тематических полотен, посвящённых борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, раскрывающих звериный облик немецкого фашизма, его чудовищные злодеяния.
    На настоящей выставке представлены не все работы, написанные художником за последний период. Некоторые из этих работ («С победой» и «Освобождение Ростова») направлены в Москву на выставки «Всекохудожник». Среди вещей Гончарова на отчётной выставке преобладают портреты. В них художник хорошо передаёт внешнее сходство, стремясь в то же время добиться наибольшего выражения духовных свойств изображаемых людей.

    ИЗ КАТАЛОГА 3-Й ОБЛАСТНОЙ ВЫСТАВКИ РАБОТ ХУДОЖНИКОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, 1941 Г.

    …Художники старшего поколения – Т.П.Семёнов, Ф.С.Гончаров – отобразили грандиозную стройку…

    ИЗ КАТАЛОГА ВЫСТАВКИ «ХУДОЖНИКИ РОСТОВА НА ДОНУ К ХVIII КОНФЕРЕНЦИИ ВКП (Б)», 1941 Г.

    Из вступительной статьи Г.Тимошина к каталогу …Над любимыми темами советского зрителя – темами, связанными с жизнью и деятельностью вождей партии, с героическим прошлым и настоящим нашей великой Родины, – работает ряд художников. Т.П.Семёнов закончил эскиз к картине «Встреча В.И.Ленина с Серго Орджоникидзе в Разливе», Ф.С.Гончаров выставил два маленьких эскиза, изображающих т. Сталина за работой и В.И.Ленина в гостях у М.Горького. …
    …Несколько лучше обстоит дело с пейзажной живописью. Впечатляющи пейзажи А.С.Шендерова, Ф.С.Гончарова. …

    ИЗ КАТАЛОГА ВЫСТАВКИ РОСТОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ 1944 Г. …Результатом этой большой и напряжённой работы художников является выставка, открывшаяся 19 мая 1944г. Она, прежде всего, показала творческий рост ростовских художников со времени третьей Областной выставки (1941г). Более острой стала идейно-тематическая направленность в работах художников, трактующих темы с позиций социалистического реализма. Большие достижения имеются и в области живописного мастерства.
    Картины художников Черных А.М. «Бандиты». Семёнова Т.П. «Отступление немцев», Гончарова Ф.С. «Лагерь смерти», Котляровой Н.Ф. «Культурные освободители» показывают, какие потрясающие ужасы, мучительные страдания и тяжелое моральное унижение пришлось пережить советским людям во время немецко-фашистской оккупации. Эти картины разжигают в сердцах трудящихся ненависть к фашизму, призывают к мести.

    ИЗ КАТАЛОГА ВЫСТАВКИ РАБОТ ХУДОЖНИКОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 1948 Г. …Старейший ростовский художник Ф.Гончаров также выступает с работой, являющейся наиболее удачной из созданных им за последние годы. Его картина «По следам немецких оккупантов (Миус-фронт)» ярко говорит о подлых злодеяниях немецко-фашистских людоедов. В картине тепло и убедительно даны типичные и характерные образы советских людей.

    ИЗ КАТАЛОГА 5-Й ПОСЛЕВОЕННОЙ ВЫСТАВКИ РАБОТ ХУДОЖНИКОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 1949 Г.

    …Работа Ф.Гончарова «И.В.Сталин в ссылке в 1903 году» воспроизводит один из эпизодов, связанных с начальным периодом революционной деятельности верного ленинского ученика, соратника и гениального продолжателя его дела.
    …Послевоенные годы, упорный и творческий труд советских людей, борющихся за достойное выполнение новой сталинской пятилетки, нашли отражение в произведениях ряда участников выставки. Среди них «Уборка началась» – М.Бабича, «Колхозницы» – И.Яковлева, «У сталеваров» – Ф. Гончарова…

    ИЗ СТАТЬИ Б.И.ЯКОВЛЕВА «ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ХУДОЖНИКОВ ДОНА», ГАЗЕТА «МОЛОТ», РОСТОВ НА ДОНУ, 04.01.1950Г., СТР.3 …В салоне Ростовского отделения Художественного фонда СССР открылась выставка работ живописцев и скульпторов Дона…
    …Многие работы посвящены жизни и деятельности товарища И.В.Сталина.
    Так Ф.Гончаров написал картину «Сталин в ссылке». Это полотно воскрешает в памяти один из исторических эпизодов революционной деятельности И.В.Сталина…
    …Лучшим произведением на производственную тему следует считать картину Ф.Гончарова «У сталеваров». Художнику удалось удачно построить композицию своего произведения…

    ИЗ КАТАЛОГА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ «ВЕЛИКАЯ СТРОЙКА КОММУНИЗМА ВОЛГО-ДОН». РОСТОВ НА ДОНУ, 1952 Г.

    …Большую ценность представляют этюды и зарисовки с натуры молодого пейзажиста Я.Гуслистого ) и старейшего художника Ф.С.Гончарова. Они являются художественными документами стройки в летний период 1951г…


    ИЗ КАТАЛОГА 7-ОЙ ВЫСТАВКИ РАБОТ ХУДОЖНИКОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ДЕКАБРЬ 1952 Г.

    …Положительным фактором является возросший интерес художников к созданию образа советского человека. Около пятнадцати произведений, представленных на выставке, показывают конкретных людей нашей области: знатных рабочих ростовских заводов, тружеников донских колхозных станиц, деятелей науки и культуры (портрет лауреата Сталинской премии директора завода «Красный Дон» т. Кондакова работы Ф.С.Гончарова и др.)…

    «ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ХУД-КОВ ДОНА». - ЖУРНАЛ «ИСКУССТВО» №1 ЗА 1952 Г., СТР.28
    …Хорош автопортрет старейшего художника Ростова-на-Дону Ф.Гончарова. …

    ИЗ КАТАЛОГА 9-Й ВЫСТАВКИ РАБОТ ХУДОЖНИКОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 1954 Г.

    …Работы художников Г.Курочкина «А.С.Пушкин», Л.Стасенко (Таганрог) «Чехов и Горький в Мисхори», А.Черных «Сбор винограда» и старейшего художника Ростова Ф.Гончарова «В родной семье», а также жизнерадостный эскиз гобелена «Слава трудовому народу» шахтинской художницы Д.Калачиковой составляют раздел тематических картин.

    ХУДОЖНИКИ ДОНА. АЛЬБОМ. ЛЕНИНГРАД, 1960 Г., СТР.3

    …Ещё слишком крепко были привязаны художники к своим мастерским, мало общались с жизнью. Некоторые художники не могли выйти из круга копийно-производственных промыслов и интересов. …
    …Именно в эти годы активно выступают старейшие художники А.Ованесов, А.Черных, Ф.Гончаров и Т. Семёнов ). …

    АЛЬБОМ «РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ». ИЗД. ЖИВОПИСЬ. ЛЕНИНГРАД, 1966 Г.

    …В ноябре 1938 года ростовчане собрались на открытие областного музея изобразительных искусств… Вопрос об открытии в Ростове художественного музея возник одновременно с организацией на Дону отделения Союза художников. В работе по созданию музея большое участие приняли искусствовед Г.А.Тимошин, ведущие художники города А.А.Мытников, А.К.Ованесов, А.М.Черных, Ф.С.Гончаров и другие.
    …Основу музейного собрания при его формировании в 1938 году составили произведения участников выставок Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств.…К произведениям этих художников можно добавить работы местных живописцев, также бывших экспонентов Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств:…Ф.С.Гончарова «Монашка»…

    ) Неточность. Ф.С. Гончаров преподавал: в Рисовальных классах при Ростово-Нахичеванском обществе изящных искусств, одним из основателей которого являлся сам, в Ростовской художественной школе (Училище им. М.Б. Грекова), в средних школах Ростова на Дону.
    Оценки творчества Ф.С. Гончарова, даваемые в приведённых цитатах из статей искусствоведов Ю.Л. Рудницкой и К. Волкова, вызывают удивление у родных и близко знавших художника людей по нескольким причинам:
    1. Данные высказывания искусствоведов сами по себе абсурдны: «рисовал мало, а выставлялся много».
    2. О творчестве художника и его таланте судят не по количеству его работ.
    3. Учитель Ф.С. Гончарова В.А. Серов не стал менее известным оттого, что преподавал в МУЖВЗ.


    О ХУДОЖНИКЕ Ф.С. ГОНЧАРОВЕ
    ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВНУЧКИ ВИКТОРИНЫ (ИННЫ) КОНСТАНТИНОВНЫ ГОНЧАРОВОЙ

    По моим детским воспоминаниям дедушка был шутником, весельчаком.

    Он часто говорил смешные вещи. На мой вопрос: «Чем вытереть руки?» он мог ответить: «Вытирай об голову», а на вопрос: «Куда повесить пальто? – «Да вешай его на пол!».

    Дедушка любил всех называть «товарищами». Моя мама – «товарищ Лиза», его вторая жена Мария Павловна Дерюгина ) – «товарищ Мусинька», я – «товарищ Инка», мой брат (на семь лет младше меня, ещё ребёнок) – «товарищ Юрка». Мне в детстве и юношестве это казалось смешным, признаком юмора деда. И только в последние два десятилетия, когда вскрылось многое в нашей истории, я поняла до конца этот юмор деда.

    Он был очень гостеприимным человеком. У него всегда были деньги и хорошая еда. (В послевоенные годы он зарабатывал не только продажей своих картин, но и реставрацией запущенных за годы гонения на церковь иконостасов, изготовлением некоторых церковных атрибутов, например хоругвей и др.). И у него часто бывали гости,

    В основном это были художники, и для них стол был «полной чашей». Особенно, как я помню, у него такие застолья происходили после прошедших выставок. После съезда художников Юга РСФСР у него были в гостях Лактионов и Яр-Кравченко. Молодой художник Иван Остапенко мне говорил: «Твоего дедушку провозгласили старейшим действующим художником Юга страны, а о Лактионове и Вучетиче говорили, что они ученики дедушки».

    Я так думаю, что они учились в Ростовском художественном училище имени Грекова, когда дед там преподавал.

    В какие годы он работал в художественном училище, я не знаю, но помню, когда мне было лет пять-семь (это примерно 1936-1938 годы), у нас во дворе и в доме у деда были какие-то молодые ребята. Они тёрли краски в каких-то больших мясорубках, делали какие-то гипсовые маски, изразцы и сушили их во дворе. Потом, ещё несколько лет, всё это лежало под сараем во дворе.

    Его учеником звался и Тихон Петрович Семёнов. Это был высокий стройный черноволосый мужчина весьма угрюмого склада, как мне тогда казалось. Он был не только учеником, но и другом семейства. Часто бывал у дедушки и сам, и с женой. Её звали Варварой, кажется, она работала в родильном доме, то ли акушеркой, то ли врачом-акушером.

    Из книги Шихачевского (из серии «Художники Дона» изд-во художник РСФСР, Л. 1959г) «Т.П.Семёнов» я вычитала, что Тимофей Петрович родился в 1894 году в станице Елизаветинской, в бедной семье, и в 11 лет ушёл на заработки в Ростов. Работал на угольном складе, в мебельном магазине. Имея тягу к художеству, мальчик поступил в художественные классы Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств. В этом ему помогли местные художники И.С.Богатырёв и Ф.С.Гончаров, обратив внимание на одарённого мальчика. Они же помогали ему выставлять работы на организованные Ростово-Нахичеванским обществом изящных искусств выставки. Из этого я сделала вывод, что дедушка преподавал в этих художественных классах, и Т.П.Семёнов был в те годы его учеником. Семёнов учился в этих классах, вроде бы, в 1908-1912 годах.

    В книге Немирова «Художники земли Донской» Р-Д, 1980 г. я наткнулась на экслибрис работы А. Силина «Ф.М.Удалов». Фёдор Максимович Удалов был очень умным и очень чудаковатым человеком. Эрудит, ходячая энциклопедия. Дедушка его опекал, подкармливал в трудные военные и послевоенные годы. Какое-то время летом то ли 1944, то ли 1945 года он со всей своей библиотекой, скарбом и котом Персиком жил у дедушки во дворе, соорудив шатёр. Его квартиру разбомбили фашисты, и дедушка его приютил на время, пока ЖЭК не выделил какое-то жильё.

    Дедушка как крестьянский сын имел большую тягу к земле. Он очень любил что-то выращивать. У него на маленьком клочке земли росли всевозможные плодовые деревья и ягодные кустарники. Там росли и абрикосы, и вишня, и яблоня, и персик, и виноград, и смородина, и ещё всякая всячина. Это был его «Эдем». Когда дедушка не работал за мольбертом, он копался в саду. Во время войны, когда был голод, он во всех закоулках двора посадил свёклу, морковь, картофель. Из Сочи от сына Анатолия он привёз олеандр и пальму. Они росли у него в деревянных кадках в комнате, летом – во дворе. Олеандр хорошо цвёл. Рос у него и лимон, и даже давал плоды.

    У дедушки всегда были собаки. До войны это была Динка, по-моему, овчарка или переродок. В конце войны Мария Павловна купила у какого-то генерала чистокровную немецкую овчарку Фалька. Генерал продал её потому, что собака была вывезена из Германии и не понимала команд на русском языке, а Мария Павловна хорошо знала немецкий язык. Фальк был действительно очень умным псом и красивым – чёрная спина с рыжими подпалинами. Позднее Фальк был признан лучшим производителем среди овчарок Ростовской области и Краснодарского края. Приезжали любители-собаководы со всех концов города, области и Краснодарского края со своими собаками женского пола для вязки с ним.

    Дедушка любил и водил пчёл. У него была большая пасека, которую он держал в селе Большой Лог, ездил туда собирать мёд, ухаживать за пчёлами. Во время войны это очень выручало его семью. Несколько жбанов мёда дед привозил домой. У него всегда было много гостей, которые могли лакомиться мёдом. Только в последние годы дедушка уже не мог держать пчёл.

    Меня дедушка любил, но у него дома я бывала редко. Деду нравилось, когда я копалась в его лысой и седой голове, сидя за его спиной в кресле, когда он что-то писал. Ещё он учил меня говорить по-гречески «калимера», «калиспера» и другие слова. Он когда-то преподавал в гимназии рисование и от преподавателя греческого, видимо, знал некоторые слова, а, может быть, сталкивался с ними и в монастыре, так как церковно-славянская письменность идёт от Византии и похожа на греческую.

    Во время войны, когда мы застряли в станице Мечетинской, дедушка приезжал к нам менять картины на еду, а когда можно было доехать до Ростова, я к ним ездила на каникулы...

    Помню, как после ухода немцев из Ростова у деда появилась большая красивая картина в простой раме с изображением Божией Матери. Он расположил картину в углу, на восточную сторону дома, и молился на неё, как на икону. Маленького Юру (внука), тоже обучали молиться на неё.

    Дедушка говорил, что он скопировал эту картину в Иерусалимском храме. Когда дедушка умер, картина куда-то пропала.

    2005г. г. Ростов на Дону.

    ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ГРУЗИНСКОГО ХУДОЖНИКА ВАХТАНГА НИКОЛАЕВИЧА АДВАДЗЕ

    …В 1950 году, после окончания Тбилисской Академии художеств, я приехал в Ростов на Дону…

    Кто в то время не знал в Ростове Фёдора Семёновича Гончарова – художника старой школы, ученика В.А.Серова! В Союзе художников без него было скучно.

    Фёдор Семёнович прожил интересную жизнь. До революции он ездил в Иерусалим и расписывал там православную церковь. Мне запомнился его автопортрет овального формата в старинной бронзовой раме. Был он подвижный и живой старик. Познакомился со мной без особых церемоний. Сразу вместо Вахтанга окрестил Богданом и потом только так и называл: «Ну, Богдан, земляк Сталина, приходи в гости ко мне вместе с женой и сыном. Покушаете хорошего медку, попьём чаю, товарищ Мария будет очень рада (так он называл свою жену Марию Павловну). И я с семьёй ходил в гости.

    Жили они на одной из улиц спускающейся к Дону в одноэтажном доме. После тёмных коридоров мы попадали в большую комнату, которая одновременно служила и мастерской. Там же жила немецкая овчарка, большая и страшная, но «товарищ Мария» успокаивала нас, что она не укусит. В обстановке комнаты чувствовалась старость. Чуть ли не по середине комнаты стоял большой крестьянский бидон из-под молока, в котором был мёд. Тут же лежала большая деревянная ложка, к которой каждый подходил и доставал себе мед, проделывая при этом всевозможные манипуляции.

    Добродушные старики были всему рады, всей ситуации и удовольствию, которое доставлял нам мёд.

    Фёдор Семёнович показывал нам свои работы, старые и новые. Они стояли тут же, вдоль стен. Своим рукавом он смахивал с них пыль и объяснял, когда и где написаны. «Товарищ Мария» периодически поправляла его, что это написано не тогда, а после женитьбы, либо наоборот, в зависимости от того, что говорил Фёдор Семёнович.

    Часто возникал шумный разговор, который всё-таки заканчивался мирно и со смехом. При этом больше всех смеялся сам Фёдор Семёнович, от чего его нос делался красным, глаза маленькими, а очки потели, и он должен был их протирать.

    Частенько он бывал в Союзе и при встрече с председателем каждый раз говорил: «Виктор, будете деньги делить, и меня не забудьте» – это насчёт творческой помощи.

    Художница Александра Донцова, уборщица Клавдия Ивановна и другие без конца посмеивались над стариком, который переносил это легко и беззлобно. Задавали каверзные всевозможные вопросы: «Фёдор Семёнович, как у вас всё-таки обстоит дело насчёт любви? Вы ещё можете любить женщину?» А он с вполне серьёзным видом отвечал: «Любить я не знаю, но побыть с женщиной я ещё могу» – тогда ему было уже 78 лет. Хохот был на весь Союз художников. …

    1989-1991 годы, Тбилиси.

    ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВНУКА ГЕОРГИЯ АНАТОЛЬЕВИЧА ГОНЧАРОВА

    Из всех встреч с дедушкой, к сожалению, помню только две последние.

    Первая – летом 1953 года. Шестилетним мальчиком я возвращался с папой из Таганрога в Сочи через Ростов на Дону. Конечно, заехали к дедушке.

    В памяти запечатлелась дедушкина усадьба – длинный и узкий двор, большая немецкая овчарка во дворе, множество миниатюрных картин на стене небольшой, узковатой комнаты с одним окном и большое количество аквариумов с разнообразными декоративными рыбками в комнате его сына Константина.

    Вторая встреча состоялась в мае 1954 года, когда дедушка в очередной раз приезжал в Сочи. До сих пор ощущаю прикосновение его мягких усов и бороды к моей щеке, когда он меня поцеловал. Это была его последняя поездка в Сочи…

    Бережно храню его фотографию с дарственной подписью: «От дедушки Ф.С.Гончарова дорогому внучику Жорочке на незабываемую память. 1954г. Мая 15-го ст. стиля, на мой день Ангела подарок. Худ. Гончаров Ф.С., г. Сочи».

    По рассказам родных, дедушка наведывался в Сочи периодически. Останавливался в Доме творчества художников (Хостинский район г. Сочи).

    Священнослужителями сочинского православного храма Михаила Архангела ему выделялись две машины «Победа». На одной из них возили его скарб, а на другой ехал он сам. Находясь в Сочи, дедушка много рисовал на природе и помогал расписывать уже начавший действовать храм.

    В свои приезды в Сочи дедушка писал маслом на картоне небольшие картины-копии с почтовых открыток и дарил их знакомым и близким. Мне он тоже оставил две такие работы на тему «Пора спать». Одна из этих работ была, к великому огорчению, утеряна во время переезда нашей семьи из одной квартиры в другую.

    2011 год, Сочи




    Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены.

    Опубликовано: 2011-02-19 (11395 Прочтено)

    [ Назад ]

    Content ©
    ® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на http://www.maslovka.org, обязательна.





    Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.




    Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство , его история – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биографии и фотографии художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись 20 века и в целом изобразительное искусство - это и история, и школа, и биография, и культура нашего недавнего времени.

    Открытие страницы: 0.284 секунды