Сайт художников Верхней Масловки и НП «Национальное художественное наследие «ИЗОФОНД»: izofond@yahoo.com тел. 8-903-141-7207Фешин Николай Иванович
МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура 20-го века
Масловка мемориальный музей и галереяПубликации: новости и архивПоиск в помощь коллекционеруКупить. Актуальные преложенияФорум

Поиск зала художника
фамилия:

М а с л о в к а

История Городка
(фильмы о Масловке)


Художники прошлых поколений Масловки:
 · 1870 - 1889  гг. р.
 · 1890 - 1899  гг. р.
 · 1900 - 1909  гг. р.
 · 1910 - 1919  гг. р.
 · 1920 - 1950  гг. р.

Учителя и коллеги -
ближний круг Масловки:

 · 1850 - 1879  гг. р.
 · 1880 - 1889  гг. р.
 · 1890 - 1899  гг. р.
 · 1900 - 1909  гг. р.
 · 1910 - 1919  гг. р.
 · 1920 - 1929  гг. р.
 · 1930 - 1950  гг. р.

Совр.художники Масловки
 · 1910 - 1949  гг. р.
 · 1950 - по н.в.

 · Ссылки
 · Напишите нам


Р е к л а м а





МАСЛОВКА – городок художников. 
Изобразительное искусство советской эпохи. Живопись, графика, скульптура, плакат, статьи о художниках, фотографии . Современные живописцы Масловки.

МАСЛОВКА – городок художников. 
Изобразительное искусство советской эпохи. Живопись, графика, скульптура, плакат, статьи о художниках, фотографии . Современные живописцы Масловки.



  • Зарегистрироваться
  • Войти
  •   

    ФЕШИН Н. И. ____________________ FESHIN Nikolay

    Фешин Николай Иванович
    1881-1955

    Фешин Николай Иванович творчество
    фотографии
    выставки
    литература
    статьи о художнике

    Фешин Николай Иванович. родился в Казани 26 ноября 1881 года (по новому стилю) в семье резчика иконостасов. В четырнадцать лет он поступил в Казанскую художественную школу, где проучился до 1900 года, в 1901 году по рекомендации школы был принят в Академию художеств в Петербурге, в мастерскую Репина, которую окончил в 1909 году. Его картина «Портрет неизвестной» (1908) в 1909 году была удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене и приобретена музеем Академии Художеств, а конкурсная программная работа «Капустница» принесла Николаю Фешину звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу. Художник ограничился заграничной поездкой летом 1910 года.

    В 1909 году Фешин вернулся в Казань и стал преподавателем в местной художественной школе.

    В картинах Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Эти картины были динамичны, красочны и реалистичны. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), «Обливание» (1911), находящиеся в Музее изобразительных искусств Татарстана в Казани.

    С 1910 года художник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В 1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи.

    Наиболее значительные произведения художника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца» (1918).

    В 1923 году Фешин получил предложение преподавать в Нью-Йорке и уехал в США. Сначала художник жил в Нью-Йорке. Там у него развился туберкулёз, и врачи посоветовали ему переехать в местность с более сухим климатом. С 1927 года художник поселился в Таосе (штат Нью-Мексико), где построил дом-студию с «неофольклорной» резьбой собственного исполнения. В конце 1930-х стал путешествовать по Мексике, Японии и Индонезии, снимал студию в Пасадене, затем в 1947 году окончательно переселился в Санта-Монику.

    Умер Николай Фешин в Санта-Монике (ныне в составе Лос-Анджелеса) 5 октября 1955 года.

    В 1981 году, к столетию со дня рождения Фешина, его дочь Ия в принадлежащем ей бывшем доме художника в Таосе основала Институт имени Фешина — с музеем и образовательным центром. После её смерти в 2002 году дом музей был передан частному фонду и сейчас функционирует, выставляя работы местных художников.

    Самое большое собрание работ Николая Фешина, в основном включающее его дореволюционные работы, находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Художественная галерея «Хэзинэ» в Казанском Кремле).
    (wikipedia.org)

    Музеи: Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Козьмодемьянский историко-культурный музейный комплекс, Художественный музей Фрай (Сиэтл), Художественный музей Нью-Мексико (Санта-Фе), Музей американских индейцев и западного искусства Эйтельонга (Индианаполис).


    Творчество:

    Н.И. Фешин. Картина :  Осень. 1900.
    Осень. 1900.

    Н.И. Фешин. Картина : Портрет М.Т. Тепловой. 1906 Чувашский гос. худ. музей.
    Портрет М.Т. Тепловой. 1906 Чувашский гос. худ. музей.
    Н.И. Фешин. Картина : Портрет М.В. Евлампиевой.1914.
    Портрет М.В. Евлампиевой. 1914.

    Н.И. Фешин. Картина :  Капустница. 1909.
    Капустница. 1909.

    Н.И. Фешин. Картина : Портрет Нины Белькович. 1910.
    Портрет Нины Белькович. 1910.
    Н.И. Фешин. Картина : Портрет неизвестной. 1908. Холст, масло
    Дама в лиловом (Портрет неизвестной). 1908. Холст, масло

    Н.И. Фешин. Картина :  Обливание. 1911.
    Обливание (эскиз). 1911.

    Н.И. Фешин. Картина : Девочка. Этюд. 1900. Холст, масло.
    Девочка. Этюд. 1900. Холст, масло
    Н.И. Фешин. Картина : Натурщица. Вторая половина 1910-х
    Натурщица. Вторая половина 1910-х

    Н.И. Фешин. Картина : Кораловые бусы (портрет Александры Белькович). 1910.
    Кораловые бусы (портрет Александры Белькович). 1910.
    Н.И. Фешин. Картина : Александра в сарафане
    Александра в сарафане

    Н.И. Фешин. Картина :  Портрет художника К.М. Лепилова. 1909.
    Портрет художника К.М. Лепилова. 1909.

    Н.И. Фешин. Картина : Портрет Ии в крестьянской блузе.
    Портрет Ии в крестьянской блузе
    Н.И. Фешин. Картина : Натюрморт. 1910
    Натюрморт. 1910. Холст, масло

    Н.И. Фешин. Картина :  Портрет Катеньки. 1912.
    Портрет Катеньки. 1912.

    Н.И. Фешин. Картина : Портрет М.Г. Медведевой. 1912.
    Портрет М.Г. Медведевой. 1912.
    Н.И. Фешин. Картина : Ия. 1913.
    Ия. 1913.

    Н.И. Фешин. Картина : Чувашские девушки. Холст, масло. Волгоградский областной музей изобразительных искусств
    Чувашские девушки. Холст, масло. Волгоградский областной музей изобразительных искусств.

    Н.И. Фешин. Картина :  Купальщица. Не ранее 1913.
    Купальщица. Не ранее 1913.

    Н.И. Фешин. Картина : Портрет Миши Бардукова. 1914.
    Портрет Миши Бардукова. 1914.
    Н.И. Фешин. Рисунок : Голова мальчика.
    Голова мальчика.

    Н.И. Фешин. Картина :  Портрет Вари Адоратской. 1914.
    Портрет Вари Адоратской. 1914.

    Н.И. Фешин. Картина : Потрет жены. 1920-е.
    Потрет жены. 1920-е.
    Н.И. Фешин. Картина : Ия спящая. 1913
    Ия спящая. 1913.

    Н.И. Фешин. Картина :  Рыжие волосы. 1914.
    Рыжие волосы. 1914.

    Н.И. Фешин. Картина : Молодая женщина. 1912.
    Молодая женщина. 1912.
    Н.И. Фешин. Картина : Дама за маникюром. 1917.
    Дама за маникюром. 1917.

    Н.И. Фешин. Картина :  Портрет Т.А. Поповой. 1917.
    Портрет Т.А. Поповой. 1917.

    Н.И. Фешин. Картина : Портрет отца. 1918.
    Портрет отца. 1918.
    Н.И. Фешин. Картина : Портрет матери. 1916.
    Портрет матери. 1916.

    Н.И. Фешин. Картина :  Портрет студентки Маши Быстровой. 1917.
    Портрет студентки Маши Быстровой. 1917.

    Н.И. Фешин. Картина : Автопортрет. 1920. Холст, масло.
    Автопортрет. 1920. Холст, масло
    Н.И. Фешин. Картина : Портрет дочери Ии. Начало 1920-х
    Портрет дочери Ии. Начало 1920-х

    Н.И. Фешин. Картина :  Бойня. 1920-е
    Бойня. 1920-е.

    Н.И. Фешин. Картина : Портрет архитектора Петра Абрамычева.
    Портрет архитектора Петра Абрамычева.
    Н.И. Фешин. Картина : Женщина с сигаретой. 1917.
    Женщина с сигаретой. 1917.

    Н.И. Фешин. Картина :  Миссис Крэг (портрет гувернантки дочери). 1923.
    Миссис Крэг (портрет гувернантки дочери). 1923.

    Н.И. Фешин. Картина :  Портрет жены с дочерью. 1920-е гг.
    Портрет жены с дочерью. 1920-е гг.

    Н.И. Фешин. Картина : Портрет девушки.
    Портрет девушки
    Н.И. Фешин. Картина : Портрет девочки в платке.
    Портрет девочки в платке.

    Н.И. Фешин. Картина :  Портрет девочки.
    Портрет девочки.

    Н.И. Фешин. Картина : Портрет девочки.
    Портрет девочки
    Н.И. Фешин. Картина : Портрет девочки в синем платке.
    Портрет девочки в синем платке.

    Н.И. Фешин. Картина :  Девочка и фрукты.
    Девочка и фрукты.

    Н.И. Фешин. Картина : Обнаженная с раковиной 1923-26.
    Обнаженная с раковиной 1923-26.
    Н.И. Фешин. Картина : Натюрморт. 1920.
    Натюрморт. 1920.

    Н.И. Фешин. Картина : Портрет Веры Фокиной у зеркала. 1920-е гг.
    Портрет Веры Фокиной у зеркала. 1920-е гг.
    Н.И. Фешин. Картина : Портрет Н.Н. Евреинова. 1920-е гг.
    Портрет Н.Н. Евреинова. 1920-е гг.

    Н.И. Фешин. Картина : Портрет девочки.
    Портрет девочки
    Н.И. Фешин. Картина : Портрет девочки в сапожках.
    Портрет девочки в сапожках.


    Фотографии:

    Н.И. Фешин среди учеников Казанской худ. школы. 1910-е гг.
    Н.И. Фешин среди учеников Казанской худ. школы. 1910-е гг.

    Н.И. Фешин с учениками в натурном классе Казанской худ. школы. 1916-1917 гг.
    Н.И. Фешин с учениками в натурном классе Казанской худ. школы. 1916-1917 гг.

    Н.И. Фешин в своей мастерской в Казанской худ. школе. Фотография 1909 г.
    Н.И. Фешин в своей мастерской в Казанской худ. школе. Фотография 1909 г.
    Н.И. Фешин. Фотография 1920-1923 гг.
    Н.И. Фешин. Фотография 1920-1923 гг.

    Н.И. Фешин. Фотография 1920-1923 гг. (фрагмент).
    Н.И. Фешин. Фотография 1920-1923 гг. (фрагмент).

    Н.И. Фешин в мастерской. 1950-е гг.
    Н.И. Фешин в мастерской. 1950-е гг.
    Н.И. Фешин. 1940-е гг.
    Н.И. Фешин. 1940-е гг.


    Выставки:

    1920 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: 1-я ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА ИСКУССТВА И НАУКИ
    1921 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: 2-я ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ
    1922 г. Ленинград: ВЫСТАВКА КАРТИН ШЕСТНАДЦАТИ ХУДОЖНИКОВ
    1922 г. Москва: ВЫСТАВКА КАРТИН, ЭТЮДОВ, ЭСКИЗОВ, РИСУНКОВ, ГРАФИКИ И СКУЛЬПТУРЫ «ЖИЗНЬ И БЫТ РАБОЧИХ» (АХРР)
    1923 г. Ленинград: ВЫСТАВКА «РУССКАЯ ЛИТОГРАФИЯ ЗА 25 ЛЕТ»
    1923 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «КРАСНАЯ АРМИЯ» 1918—1923
    1925 г. Выставки за границей: 24-я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ
    1926 г. Ленинград: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
    1926 г. Москва: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
    1928 г. Москва: 2-я ВЫСТАВКА КАРТИН, ЭТЮДОВ И РИСУНКОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ им. И. Е. РЕПИНА
    1929 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛА ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТССР
    1932 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ИСКУССТВА
    1944 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ КАЗАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПОСВЯЩЕННАЯ XXIV ГОДОВЩИНЕ ТАССР И 50-ЛЕТИЮ КАЗАНСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО УЧИЛИЩА
    1957 г. Москва: ВЫСТАВКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ТАТАРСКОЙ АССР

    Литература:

    Н.И. Фешин. Документы, письма, воспоминания о художнике. М., 1975
    Каталог произведений Н.И. Фешина до 1923 года. Казань, 1992


    Письма Николая Ивановича Фешина

    П.И. ФЕШИНУ

    [Июнь], 1936,
    Лос-Анжелес, Калифорния.

    Дорогой брат Паня.
    Давно, давно я не писал тебе, но это не значит, что я позабыл о вас.
    Совершенно другая страна, другой народ и другие интересы. А главным образом напряженная борьба за свое существование за 10 лет, кажется, вытравили всякую связь с родиной. Не раз пытался писать и каждый раз откладывал, не находя сюжета...
    Я бы хотел знать, что случилось с нашей семьей за эти 10 лет. Сам я с Ийкой живу теперь в Калифорнии. Не могу похвастаться, что был очень счастлив за последние 3 года с тех пор, как развелся с Шурой, или, вернее, она развелась с нами. Увлекшись одним поэтом, сама захотела быть писательницей. Ты знаешь ее взбалмошный характер, поставила все вверх дном. Изломала мне жизнь. Не шутка проживши с человеком больше 20 лет начинать строить жизнь сначала. Было нестерпимо больно. Конечно, при разводе она взяла все ценное, что было приобретено мной здесь в Америке, и мы теперь с Ийкой настоящие бездомные бродяги. Исковеркала и нам и себе жизнь и мается теперь, стараясь доказать и себе и всем, что она великий гений. Ну, да не бывает худа без добра. Правда, все эти переживания состарили меня по крайней мере на 10 лет, зато я приобрел свободу, и, может статься, когда-нибудь соберусь навестить Россию и поглядеть на Вас.
    Жизнь очень странная вещь, Паня, и иногда преподносит такие штуки, о которых ты никогда и не думал. Не знаю, как ты, а я понемногу начинаю стареть, да и пора, за 50 лет перевалило, не шутка.
    Строил дом, потратил на него почти все, что скопил, а сколько вложил энергии, уж не говорю, думал, пригодится на старость, и все пошло прахом — начинай сначала, но силы уже не те, что были раньше. Ия, так привязанная к матери раньше, теперь потеряла к ней дружбу и привязалась ко мне и живет со мной. Решила быть танцовщицей и работает очень усердно и чувствует [себя] более или менее счастливой. Она, бедная, перестрадала больше всего.
    Потерявши дом и семью, я и до сих пор не могу найти место, где бы я мог работать так же легко, как у себя в студии дома. Прошлую зиму ездил в Мексику. Теперь думаю поехать на Яву. Я никогда не был в Азии, и охота посмотреть по пути Японию, Китай и, может быть, Индию. Ну, вот и все интересное, что я могу сказать тебе.
    Я живу сейчас в Аризоне на хуторе, приехал сюда по делу, совершенно дикое место, как у нас в Сибири. Только климат другой — жарко...

    Твой брат Николай
    P. S. Не можешь ли узнать, что сталось со всеми моими приятелями Сапожниковой, Беньковым, Медведевым и т. д.?


    29 сентября, 1949,
    Санта-Моника, Калифорния

    Дорогой Паня.
    Время проходит так быстро, что не успеваешь оглянуться. Да и время теперь несуразное. Кажется, все люди остервенели после войны и никак не могут успокоиться и, по-видимому, не будет этому конца.
    С тех пор как Ия вышла замуж, я живу совершенно один. Такая жизнь освобождает от многих забот, но в то же время отнимает у человека полноту жизни и интерес к ней.
    За последнее время я часто думаю о прожитом и прихожу к заключению, что люди искусства не должны покидать своей страны, что бы то ни случилось с ней.
    Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растет вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он только существует физически, находясь в постоянном одиночестве, не понимая смысла жизни. Одно утешение, что судьба поделила мою жизнь между двумя великими народами и этим не дала мне возможности закончить то, что начал.
    Как жаль, что вы все так далеко от меня особенно теперь, когда я чувствую себя так одиноко [... ]
    Твой брат Николай.



    Художник, принадлежащий двум мировым культурам
    "Я часто думаю о прожитом и прихожу к заключению,
    что люди не должны покидать своей страны.
    Весь духовный фундамент человека закладывается
    с самого детства и растет вместе
    с окружающим до самого конца.
    В чужой стране он существует только физически,
    находясь в постоянном одиночестве"
    Н.И.Фешин

    Николай Фешин - выдающийся русский художник, представитель Серебряного века, хронологически и творчески переживший его и привнесший в двадцатое столетие основы русской академической школы, крепкие связи с народной жизнью, высокую культуру и художественную эрудицию, мастер универсального дарования.
    Николай Иванович родился в 1881 году в Казани, и первыми его профессиональными "университетами" стали уроки отца. Фешину посчастливилось быть сыном преуспевающего владельца и мастера позолотно-столярной иконописной мастерской, где его ждали первые интересные художественно-ремесленные наблюдения и первые опыты - рисование орнаментов для церковных киотов и иконостасов. Начинающий художник на деле понял неразрывность ремесленной мастеровитости с творческим талантом.
    В 1895 году Н.Фешин поступает в Казанскую художественную школу. Талант мальчика был замечен ее директором Н.Н.Бельковичем. Впоследствии Н.Н.Белькович стал другом, единомышленником и даже родственником Фешина (он был отцом его любимой супруги). Николай Иванович продолжил свое образование по рекомендации Казанской художественной школы Н.Фешин в Высшем художественном училище при Академии художеств (в мастерской И.Репина). Илья Ефимович не был привычным "дидактическим" педагогом с определенными теориями и принципами. Польза для обучающихся состояла в общении с самим живым классиком, большим художником, безошибочным ценителем молодых талантов.
    В двадцать три Николай Фешин становится педагогом - преподает в г.Мстере в местной иконописной школе. В 1908 году начинается его длительная педагогическая работа в Казанской художественной школе, после революции преобразованной в свободные художественные мастерские. Здесь Фешин занимает разные посты, выполняет многие обязанности: обучает живописи и рисунку, руководит натюрмортным и натурным классом, устраивает выставки, реорганизует и реформирует, составляет программы и вырабатывает уставы.
    В 1907-1908гг. Николай Иванович создал картину "Черемисская свадьба", материал для которой собирал в летние месяцы в марийских деревнях Казанской губернии. Художник изобразил обряд увоза ("похищения") невесты, в котором участвует вся деревня. Все это сопровождается бурным весельем под пронзительные звуки деревенских музыкантов и свист "сопелок". Фешин создал колоритные типы марийских крестьян, великолепно выписал народные костюмы. Через весь казанский период творчества Н.Фешина проходит тема труда и деревенского быта.
     В 1910-1916 годы Фешин стал академиком живописи, членом Товарищества художников-передвижников, совершил познавательные поездки в Берлин, Рим, Вену, Флоренцию, Венецию. Но даже в первых своих зрелых работах "ученик Репина" никак не соотносился с рамками передвижничества. Он был другой, более сложный, своеобразно маслящий, открытый новым веяниям и поискам двадцатого века. Для него сюжет не имел ценности, а является хорошим поводом для раскованной и блистательной живописи, для оригинальных композиционных находок. Никому не подражая, не принадлежа ни к одной из группировок, не разделяя полностью взглядов ни одного из творческих направлений, Николай Фешин выработал универсальный язык художественного воплощения.
    Художник много путешествовал по стране, писал свои произведения в Среднем Поволжье, Нижегородском крае, Казанской губернии, в Сибири. Так создавались его картины - "Бойня", "Обливание". Это многофигурные композиции представляли старинные обычаи, нравы, суеверия, труды и праздники народной жизни российской глубинки, до революции именовавшейся "инородческой". Автор картин не идеализировал своих героев, быт деревни, беспросветность и косность провинциальной жизни. Элементы гротеска, жесткие интонации, нелицеприятные трактовки встречаются часто в работах академика-реалиста. 
    Сюжетом картины "Обливание" стал деревенский обычай обливать друг друга водой в день Иваны Купалы, чтобы вызвать летние дожди. Эта картина осталась незавершенной, но и в таком виде она отмечена мастерством композиционного решения многофигурной сцены. Другая, также незаконченная картина "Бойня" - рассказ о тяжелом труде "резаков" частной бойни. Тревожный колорит, построенный на сочетании красных, черных, серых и охристых тонов, усиливает состояние напряжения в картине.Художник создает и камерные портреты, в которых много романтики, светлого поэтического настроения. Портреты Н.Сапожниковой, П.Фешиной, дочери Ии составляют золотое ядро портретного искусства Фешина.  Его персонажи хранят отголоски чистого, романтического чувства. Особенно пленителен "Портрет Вари Адоратской" - в образе девочки с мягким овалом миловидного личика, с большими карими глазами, открыто смотрящими на зрителя, с грациозной фигуркой, художник раскрывает чистый и наивный мир детства. Варя сидит на столе в окружении превосходно написанного натюрморта. Нежные акварельные цвета как нельзя лучше соответствуют ее облику. 
    Большое место в творческой и личной судьбе Н.Фешина занимала его талантливая ученица Надежда Сапожникова. Студия Сапожниковой была притягательным центром тогдашней художественной мысли. Здесь часто работал художник, собиралась творческая молодежь, велись разговоры об искусстве, звучала музыка, которую исполняла на фортепьяно хозяйка. Этот момент запечатлен художником на "Портрете Н.М.Сапожниковой". Николай Иванович сам великолепно играл на гуслях, хорошо знал классическую музыку, считался непременным посетителем всех концертов в зале Казанского Дворянского собрания.
     Работая в Казани, Фешин занимался и проблемами профессионального ремесленного образования, развития художественных промыслов. Он вошел в состав художественной комиссии губернского земского кустарно-промышленного музея, участвовал в выработке устава художественно-ремесленных мастерских (Пестречинской, Чебаксинской, рыбно-Слободской). Как только у Николая Ивановича появилась собственная мастерская в здании Казанской художественной школы, он заполнил ее резной, не лишенной фантастических элементов мебелью. Годы революции и гражданской войны были тяжелыми для художника. В 1919 году от тифа умер его отец, а через несколько месяцев не стало матери. В здании художественной школы не было отопления, толстые каменные стены промерзали насквозь, холод был невыносимым. Художник жил в то время в поселке Васильево. Зимние поездки между Казанью и Васильевым были опасны. В 1921 году в Казань прибыла Американская Служба Спасения. Николай Иванович имел возможность встретиться с ее представителем и написать несколько портретов для этой организации. Вскоре Фешин через Американскую Армию Спасения получает письмо от У.С.Стиммела - американского коллекционера его произведений. В письмо коллекционер вкладывает деньги. В ответе У.С.Стиммелу Н.Фешин сообщает о своем желании уехать в Америку и просит помощи в получении необходимых бумаг на выезд. Свой отъезд художник объясняет тем, что чувствует, как постепенно и бесполезно теряет свою творческую энергию, поскольку все искусство использовалось тогда только для пропаганды.
    1 августа 1923 года семья Фешиных прибывает в Нью-Йорк. Началось постепенное приспособление к новому образу жизни. Посредником между внешним миром и Н. Фешиным стала его жена Александра, которая быстро освоила английский язык. Николай Иванович хотел побыстрее начать работать. В Нью-Йорке Фешин впервые увидел чернокожих людей и пришел в восторг. Николай Иванович просил найти ему черную модель, что и было сделано. С этой работы начинается новый этап творчества художника - американский. Чрез несколько месяцев после переезда Н.Фешина в США Бруклинский музей включил 18 его работ в состав важной зимней выставки современного русского искусства. Через год состоится вторая персональная выставка картин Н.Фешина. Тем временем Фешины приобретают жилье недалеко от Центрального парка, на Западной 67 улице, где жили художники, которые знали о высокой репутации Фешина и уважали его мастерство. В Нью-Йорке Николай Иванович занимался и преподавательской деятельностью.
    К сожалению, здоровье его стало ухудшаться, начался туберкулез. Врачи посоветовали поискать место жительства с сухим климатом. Им стал Таос. Именно там Фешин обрел свой настоящий дом в Америке. Это город на севере штата Нью Мехико, ландшафты которого сразу привлекли Фешина. Здесь он чувствовал связь с землей. Спокойные величественные горы, обильные реки и ручьи, дома среди благоухающих сосен, кедров, полыни - все это было необходимо и для здоровья, и для работы. Индейцы Таоса и их языческие обряды напоминали ему о народных обычаях российских деревень. Фешин ценил чувство собственного достоинства и благородство местных жителей, позировавших ему. Им, в свою очередь, нравился Николай Иванович. Казалось, они чувствовали его старомодные привычки и простоту, соглашались позировать ему, хотя для многих было легче рыть канавы. Вскоре художник купил участок земли недалеко от центра города, где располагался двухэтажный глиняный дом, небольшая студия и маленький домик. Большой дом Николай Иванович перестроил по собственному проекту, выстроил виллу, перед которой индейцы вырыли искусственное озеро. Николай Иванович отыскал в горах маленькие осинки, ели и посадил вокруг дома. Мебель была также сконструирована и исполнена художником в стиле народных традиций (лари, сундуки, лавки, поставцы). Все это художник украсил резьбой, где можно было увидеть голову коня, птицу, знаки солнца и воды, священное дерево и даже змея Зиланта, элемент казанской геральдики.
    Как истинный мастеровой, Николай Иванович имел превосходную коллекцию инструментов. Рабочие инструменты, как и кисти для живописи, были предметом его постоянного внимания и содержались в идеальном порядке. Вне всякого сомнения, в Таосе прошло самое счастливое и творчески продуктивное время Фешина. Однако этот счастливый период жизни художника был недолгим. Неожиданно для Николая Ивановича его жена потребовала развода. В 1933 году, оставив жене дом и студию, художник уезжает в Нью-Йорк, а позднее в Калифорнию. Он поселяется в Санта Монике, недалеко от Лос-Анджелеса. Вновь обставляет свой дом резной мебелью собственного изготовления, украшает его предметами искусства. Жизнь художника вновь наполняется творчеством. В эти годы Фешина занимают путешествия, он побывал на острове Ява, в Мексике, Бали. Увиденное просится на бумагу и холст, и художник неутомимо и много работает. В Америке Николай Иванович оказался более известным и преуспевающим художником, чем в России, общепризнанным мастером блестящего виртуозного портрета. Его моделями мечтали стать известные люди Америки, его портреты приобретали буквально с мольберта и деньги за это платили немалые. В Штатах Фешина называли "русским американцем". С момента отъезда до "оттепельных" времен в Советском Союзе его имя почти не произносилось и ни о чем никому не говорило. Николаю Ивановичу так и не удалось побывать на Родине: в 1955 году в Лос-Анджелесе его не стало.
    В России последнего пятнадцатилетия Н.И.Фешина открыли как американского маэстро с великой русской школой, русскими корнями. Дочь Ия, верная отцу во всех перипетиях, вспоминала, что Николай Иванович никогда не забывал своей родины, всегда говорил, что самое сильное и плодотворное влияние на него оказали годы детства, учебы и уже зрелого творчества в России. Следуя завещанию отца, Ия Николаевна подарила его первой родине коллекцию работ, привезла и захоронила его прах в Казани.

    Использованная литература

    Музей изобразительных искусств ТАССР: Путеводитель. - Тат. кн. изд-во, 1970. - 96с.
    Червонная С.М. Искусство Советской Татарии. - М.: Изобразительное искусство, 1978. - 296с.
    Червонная С.М. Искусство Татарии. - М.: Искусство, 1987. - 352с.
    Калинин Н. Николай Фешин //Юный художник. - 2009. - №4, с.30-31.

    Материал подготовила Е.В.Гусева



    Николай Фешин. От Казани до Таоса

    31.10.2011

     

    Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство

    В залах Национальной художественной галереи «Хазинэ» с 3 ноября 2011 по 15 января  2012 проходит международная выставка  «Николай Фешин. От Казани до Таоса».

    Выставка посвящена 130 летнему юбилею со дня рождения художника.

    Инициатором проведения масштабного выставочного проекта выступило Министерство культуры Республики Татарстан, поддержку выставке оказало Министерство культуры Российской Федерации. Организаторы выставки - Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО" (Москва) и Фонд международного искусства и образования (США).

    На выставке собраны вместе живописные полотна из 7 российских и 6 американских музеев, среди которых Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) и Художественный музей Фрай (Сиэтл), Государственная Третьяковская галерея (Москва) и Художественный музей Нью-Мексико (Санта-Фе), Козьмодемьянский историко-культурный музейный комплекс и Музей американских индейцев и западного искусства Эйтельонга (Индианаполис). В выставке также участвуют значительные произведения мастера из корпоративных и частных коллекций России и США.  Основной состав выставки включает более 50 произведений. Среди 22 работ из американских собраний можно будет увидеть не только живописные полотна и графические листы, созданные в США, но и произведения русского периода, разными путями попавшие в Америку: одни приобретались с выставок или непосредственно у художника, другие Николай Фешин  забрал с собой, когда уезжал навсегда из России. . Некоторые из этих работ, несмотря на русское происхождение, в России будут экспонироваться впервые. Маршрут выставки начинается в Казани –  городе, с которым в первую очередь связан русский период жизни выдающегося мастера, продолжится  в Санкт-Петербурге  в  Государственном Русском музее  и в  Москве в Государственной Третьяковской галерее.

    Состав выставки в разных музеях будет меняться. Наиболее представительной ее экспозиция  будет в Казани. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан обладает самой значительной коллекцией произведений Н.И.Фешина в мире, включающей более 180 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, которая в полном составе  будет представлена в экспозиции.

    Николай Иванович Фешин, ученик Ильи Репина, блестящий  мастер Серебряного века, сохранял высокие традиции русской академической и реалистической школы в двадцатом веке и, одновременно, трансформировал их, органично сплавляя элементы различных стилевых систем, от импрессионизма и модерна до экспрессионизма. Революционные катаклизмы русской истории повлияли на его судьбу, разделив жизнь и творчество между Россией и США. Но и в России, и в Америке художник находил признание и успех. Неисчерпаемость красоты  реальных форм и непостижимое совершенство виртуозной техники, взрывная,  спонтанная энергия мощного творческого темперамента – это то, что привлекало и привлекает внимание знатоков и простых зрителей к яркой индивидуальности Николая Фешина в России, США, Китае, Европе.

    Первая совместная русско-американская выставка произведений Николая Ивановича Фешина проходила в Казани и Ленинграде  в 1976 году и  произвела глубокое впечатление на всех, кому посчастливилось ее увидеть. Надеемся, что спустя тридцать пять лет, новая совместная выставка, собрав вместе произведения, созданные на двух континентах, разделенных не только океаном, но разными культурными и историческими традициями, позволит нам вновь ощутить, что мир един и прекрасен, а талант – высший дар человеку на земле.

    Участники выставки:

    Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
    Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
    Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург
    Государственная Третьяковская галерея, Москва
    Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
    Козьмодемьянский историко-культурный музейный комплекс, Козьмодемьянск
    Вятский художественный музей имени В.М.и А.М.Васнецовых, Киров
    Галерея «Наши художники», Москва
    Ак Барс галерея, Казань
    Художественный музей Фрай, Сиэтл
    Художественный музей Нью-Мексико, Санта-Фе
    Художественный музей университета Нью-Мексико, Альбукерке
    Музей американских индейцев и западного искусства Эйтельонга, Индианаполис
    Исторический музей Панхэндл-Плэйнс, Каньон
    Национальный музей ковбоев и западного наследия, Оклахома-Сити
    Галерея Джеральда Питерса, Санта-Фе
    Фонд СЕФЕРОТ
    Частные коллекции России и США 

    Спонсоры проекта:
    Посольство США в Москве под эгидой двусторонней президентской комиссии (по культуре)
    Константин Григоришин, Energy Standard Group

    3 ноября 2011-15 января  2012
    Казань, Кремль, Национальная художественная галерея «Хазинэ», 3-й подъезд.
    Тел. 567-80-43, 567-80-58
    Выставка открыта с  10 до 18 часов
    Выходной понедельник.





    Copyright © МАСЛОВКА - художники, картины, биографии, фотографии. Живопись, рисунок, скульптура. 20-й век Все права защищены.

    Опубликовано: 2010-05-07 (21743 Прочтено)

    [ Назад ]

    Content ©
    ® При использовании любого материала с данного сайта ссылка на http://www.maslovka.org, обязательна.





    Абаляев И. М., Абдуллаев А. А., Абегян М. М., Авилов М. И., Агалакова Л. Н., Агафонов Е. А., Адамович М. М., Адливанкин С. Я., Айзенберг Н. Е., Айзенштадт М. Б., Акимов Н. П., Аксельрод М. М., Аладжалов М. Х., Александрова Т. Б., Алешин С. С., Алфеевский В. С., Альтман Н. И., Алякринский П. А., Амосова-Бунак О. Ф., Андерсон В. П., Андреев К. В., Андреев Н. А., Андрианов П. Н., Анненков Ю. П., Антонов С. Н., Аптер Я. Н., Аралов В. Н., Арапов А. А., Арендт А. А., Арендт М. Ю., Арендт Н. Ю., Аринин М. А., Архипов А. Е., Афанасьева Е. А., Афанасьева Н. В., Ашкенази М. М., Бабич-Остовская А. Г., Бабурин М. Ф., Баженова З. В., Бакулина Л. Г., Баранов-Россине В. Д., Барт В. С., Басманов П. И., Бебутова Е. М., Безин И. К., Белаковская В. М., Белкин В. П., Белютин Э. М., Беляев В. П., Белянин Н. Я., Бенуа А. Н., Берггольц Р. А., Берендгоф Г. С., Бехтеев В. Г., Бибиков Г. Н., Билибин И. Я., Бирштейн М. А., Биткин Е. П., Бобровский Г. М., Богаевский К. Ф., Богатов Н. А., Богородский Ф. С., Браговский Э. Г., Браз О. Э., Брей А. А., Бродская Л. И., Бродский И. И., Бромирский П. И., Бруни Л. А., Бруни Т.Г., Брускетти-Митрохина А. Я., Бубнов А. П., Бубнов В. А., Бубнова В. Д., Будо П. В., Буланкин В. С., Бурыкин А. К., Бушинский С. Н., Бушмелев Г. Н., Быховский А. Я., Васнецов А. М., Васнецов В. М., Васнецов Ю. А., Ватагин В. А., Ведерников А. С., Ведерников Б. А., Вейсберг В. Г., Вепринцева С. Г., Верейский Г. С., Визин Э. П., Викулов Ф. В., Вильямс П. В., Виноградов С. А., Владимирский Б. Е., Володин М. Ф., Вроблевский К. Х., Вялов К. А., Гайдукевич М. З., Гапоненко Т. Г., Гейденрейх Р. Э., Герасимов С. В., Гильдебрандт О. Н., Гиневский А. О., Глебова Т. Н., Годлевский И. И., Головин А. Я., Голополосов Б. А., Голубкина А. С., Голубятников П. К., Гончаров А. Д., Гольц Г. П., Гордон Г. М., Горелов Г. Н., Горлов Н. Н., Горский А. П., Горшман М. Х., Горюшкин-Сорокопудов И. С., Грабарь И. Э., Гранавцева М. С., Греков М. Б., Гремитских В. Г., Григорьев А. И., Григорьев Б. Д., Григорьев В. И., Гринберг В. А., Грицай А. М., Грубе А. В., Грубе Н. А., Губин В. И., Гудиашвили Л., Гуревич М. Л., Гусятинский А. М., Девинов-Нюренберг Д. М., Дейнека А. А., Делла-Вос-Кардовская О. Л., Дмитриев В. В., Добролюбов В. П., Добролюбов П. В., Добужинский М. В., Домогацкий В. Н., Досекин Н. В., Древин А. Д., Дрезнина В. А., Дрючин Н. И., Дудник С. И., Духина В. В., Егоров Е. В., Егорова М. А., Емельянов Н. Д., Ермолаев Б. Н., Ермолаева В. М., Ефанов В. П., Ефимов И. С., Загоскин Д. Е., Зайцев Н. Е., Зверев А. Т., Зельдович Е. Н., Земенков Б. С., Зернова Е. С., Зоммер Р. К., Иванов А. Т., Иванов В. И., Иванов Г. И., Иванов П. В., Иванова А. Н., Иванова М. В., Ивановский И. В., Игумнов А. И., Игумнов С. Д., Идельсон Р. В., Ильин Е. В., Иогансон Б. В., Истомин К. Н., Ишмаметов Э. Д., Казенин Л. А., Калинин В. Г., Калмаков Н. К., Калмыков С. И., Каневский А. М., Капитанова Ю. Г., Каплан А. Л., Каптерев В. В., Карнеев М. Д., Касаткин Н. А., Кацман Е. А., Кашина Н. В., Кашина-Памятных Н. В., Кашкин В. И., Кибальников А. П., Кибардин Г. В., Кибрик Е. А., Кизевальтер В. С., Киплик Д. И., Кириллов С. А., Китайка К. Д., Кичигин М. А., Кишиневский С. Я., Классон Е. Р., Клюн И. В., Кожевникова-Котова З. А., Козлов А. Н., Козлинский В. И., Козочкин Н. С., Кокорева Е. Я., Кокорекин А. А., Колесников И. Ф., Кольцова-Бычкова А. Г., Коляда С. А., Комарденков В. П., Конашевич В. М., Коненков С. Т., Коновалов В. Я., Константинова Л. Ю., Кончаловский П. П., Комаровский В. А., Коржев Г. М., Корин А. М., Коробов А. А., Коровин К. А., Коротеев В. А., Костанди К. К., Костров Н. И., Костюхин Г. В., Костяницын В. Н., Котов П. И., Кравцов А. А., Крайц П. Б., Краснопевцев Д. М., Крашенинников А. В., Кропивницкая В. Е., Кропивницкий Е. Л., Кропивницкий Л. Е., Кругликова Е. С., Крутов Н. П., Крымов Н. П., Кудряшов О. А., Кузнецов П. В., Кузнецов-Волжский М. А., Кузнецов М. И., Кузнецова А. В., Кузнецова А. Д., Кузнецова-Кичигина В. Е., Кугач Ю. П., Куклинский С. И., Кулагин А. А., Кулешов И. Д., Купервассер Т. И., Купреянов Н. Н., Купцов В. В., Куренной А. А., Кустодиев Б. М., Лабас А. А., Лаков Н. А., Лансере Е. Е., Лапин Л. П., Лаптев А. М., Лапшин Н. Ф., Лебедев В. В., Лебедева С. Д., Лебедева Т. А., Леванидов В. И., Левина-Розенгольц Е. П., Лентулов А. В., Лехт Ф. К., Либерман З. Р., Лизак И. Л., Лисицкий Э., Литвиненко Л. А., Лобанов А. В., Лозовой Н. Г., Лопатина В. В., Лопатников Д. Н., Лузгин П. В., Лукомский И. А., Луппов С. М., Лысенко А. Г., Лысенко А. С., Лысенко Л. А., Львов Е. А., Львов П. И., Маврина Т. А., Маковский А. В., Максимов К. М., Малеина Е. А., Марченко Т. М., Мастеркова Л. Я., Масютин В. Н., Матвеев А. Т., Машков И. И., Мельников Г. Я., Мидлер В. М., Мигаев В. Ф., Милютина В. В., Митрохин Д. И., Митурич П. В., Михеев Ф. М., Мограчев С. З., Молчанов К. М., Морозов А. И., Морозов К. Ф., Мотовилов Г. И., Мочальский Д. К., Муравин Л. Д., Мухин С. Г., Мухина В. И., Набокова В. И., Назаренко Т. Г., Назаревская Г. А., Накаряков А. К., Недбайло М. И., Немухин В. Н., Нерода Г. В., Нестеров М. В., Нечитайло В. К., Нивинский И. И., Николас Папулис, Никонов Н. М., Никритин С. Б., Нисс-Гольдман Н. И., Нисский Г. Г., Новиков А. Н., Новиков М. В., Новиков Н. Ф., Ногаевская Е. В., Носов А. Ф., Нюренберг А. М., Окороков Б. В., Окс Е. Б., Орановский Е. В., Орехова В. А., Орлова В. А., Осмеркин А. А., Осолодков П. А., Остроумова-Лебедева А. П., Павловский С. А., Павлычев В. И., Падалицын Н. И., Пакулин В. В., Папикян А. С., Папикян К. А., Пахомов А. Ф., Петрицкий А. Г., Перуцкий М. С., Петренко П. А., Петров А. В., Петров Б. Л., Петров-Водкин К. С., Петровичев П. И., Пименов Ю. И., Пластов А. А., Платунова А. Г., Плотнов А. И., Подковыров А. Ф., Покаржевский П. Д., Полищук Ф. И., Поляков И. А., Поманский А. А., Попкова И. В., Попов И. А., Попов Н. Н., Потапова О. А., Почиталов В. В., Пророков Б. И., Рабинович И. М., Радаков А. А., Радимов П. А., Радлов Н. Э., Радоман И. В., Райская М. И., Раубе-Горчилина М. В., Решетников Ф. П., Родченко А. М., Ромадин М. Н., Ромадин Н. М., Рубинский И. П., Рубинский П. И., Рубинштейн Д. И., Рудаков К. И., Рыбченков Б. Ф., Рылов А. А., Ряжский Г. Г., Савинов А. И., Савченкова М. В., Садков В. Н., Самокиш Н. С., Самохвалов А. Н., Сарьян М. С., Сварог В. С., Свешников Б. П., Сергеева Н. А., Сидур В. А., Синезубов Н. В., Слепышев А. С., Соколов М. К., Соколов-Скаля П. П., Соколова Т. М., Соломин Н. К., Сорокин И. В., Сотников А. Г., Софронова А. Ф., Стекольщиков А. В., Стекольщиков В. К., Степанов А. С., Степанова В. Ф., Стерлигов В. В., Стожаров В. Ф., Судаков П. Ф., Суханов А. Ф., Тавасиев С. Д., Татлин В. Е., Тегин Д. К., Тенета В. А., Терещенко В. С., Терещенко Н. И., Тимошенко Л. Я., Турецкий Б. З., Тутунов А. А., Тырса Н. А., Тышлер А. Г., Удальцова Н. А., Успенский А.А., Уткин П. С., Фаворский В. А., Фалилеев В. Д., Фальк Р. Р., Федотов В., Филонов П. Н., Финогенов К. И., Финогенова М. К., Френц Р. Р., Харьковский А. М., Хвостенко В. В., Ходасевич В. М., Цейтлин Г. И., Цириготи Н. Г., Цыплаков В. Г., Цыплаков-Таежный Г. В., Чашников И. Д., Чернышев Н. М., Чернышова Е. Н., Чуйков И. С., Чуйков С. А., Чулович М. В., Шагал М. З., Шварцман М. М., Шевченко А. В., Шегаль Г. М., Шелов В. Б., Щеглов Е. Б., Шелковский И. С., Шмаринов Д. А., Шмаров П. Д., Шполянский Г. П., Штеренберг Д. П., Шурпин С. Ф., Шурпин Ф. С., Шурпина-Браун Л. С., Щекотов Н. М., Щербиновский Д. А., Эберлинг А. Р., Экстер А. А., Эндер Б. В., Эрьзя С. Д., Эфрос Г. Г., Юон К. Ф., Юрлов В. И., Яковлев А. А., Яковлев Б. Н. , Яковлев В. Н., Якулов Г. Б., Янкилевский В. Б.




    Сайт Масловка – это виртуальный музей с картинами и биографиями художников советского времени. В данном разделе представлено советское искусство , его история – живопись, рисунок и акварели ( графика ), скульптура, гравюра, книжная иллюстрация, плакат, статьи о художниках, биографии и фотографии художников советского периода, чьи картины ( пейзажи, натюрморты, портреты ) экспонирует Третьяковская галерея, каждый региональный музей и галереи в РФ, собравшие в советский период и хранящие памятники советского творчества – романтический и социалистический реализм, как часть истории культуры страны. Скульпторы, графики, живописцы … - любого из представленных на сайте художников, будь то пейзажист, портретист, анималист, маринист, карикатурист или баталист, объединяет классическая художественная школа . Прежде чем приступать к картине они учились рисовать, осваивали эскиз и этюды, изучали репродукции великих мастеров. Их художественные произведения – романтические, традиционный русский реализм, символические или агитационные - это огромное культурное наследие, и каждый жанр это классика по уровню исполнения. Советская живопись 20 века и в целом изобразительное искусство - это и история, и школа, и биография, и культура нашего недавнего времени.

    Открытие страницы: 0.322 секунды